Родители влияют на характер каждого из нас не только через подсознание - реализацию своих ролей в нашем сценарии жизни, но и вполне сознательно, конкретными , реальными действиями , пытаясь обучить нормам и правилам поведения принятым в обществе . Этот процесс социализации личности , как называют его психологи , всегда бывает болезненным и для родителей и для ребенка . Особенно когда основным аргументом взрослых и главным двигателям социального познания становятся наказания . Никто из нас в своей жизни не уберегся от них . Многие навсегда испортили свое отношения с родителями , пытавшихся когда крепким словом , а когда и больно бьющим ремнем , внушить понимание всего двух слов : можно и нельзя . Хорошо , если их старания были не напрасными . Но часто их желание сделать «как лучше» приводило к обратному . Мы учились лгать , выкручиваться , слепо подчиняться праву сильного .
Так что же , детей наказывать вообще нельзя ? В недавно появившейся на наших прилавках книге американского психоаналитика Джина Ландрама «Четырнадцать гениев , которые ломали правила» не только наказания , но и любые ограничения в жизни ребенка признаются несостоятельными . Скруполезно вникая во все мелочи жизни таких известных всему миру людей , как Наполеон Бонапарт , Мария Монтессори , Пабло Пикассо , Айседора Дункан , Адольф Гитлер , Уолт Дисней - он предлагает родителям свои «12 принципов развития творческих способностей у детей» . Они настолько любопытны , что не могу удержаться , чтобы не привести их полностью.
1. Будьте снисходительными , балующими родителями . Обращаясь с ребенком как с уникальной особенной личностью , вы привьете ему стойкое самолюбие и уверенность в себе .Правда , существует опасность наглого эгоиста .Такова цена за воспитание у ребенка несгибаемой воли и оптимизма .
2. Демонстрируйте свою независимость . Деловая или предпринимательская деятельность родителей прививает ребенку те же поведенческие модели. Независимость - следствие опыта . а не безопасности . Дети самостоятельных предпринимателей узнают , что люди могут добиться успеха в этом мире вне стен различных контор . В результате развиваются независимость и самостоятельность .
3. Многочисленные путешествия и частые переезды. Новые культуры и знакомства положительно влияют на развитие отваги и учат не бояться неопределенных ситуаций. Кругосветное путешествие и год вне школы - то , что надо будущему гению.
4. Свобода поступков и движений . Позвольте детям испытать риск , конечно, не допуская катастрофы Идеальное воспитание - когда ребенку предоставлена свобода исследования мира , в то время как родители отслеживают его деятельность , чтобы новый опыт не повредил здоровью и жизни их чада .Приучают рисковать без страха , не питая отвращения к опасности .
5. Выбросьте слово «нет» из своего лексикона , все действия поощряйте . Развивайте сильные стороны , не обращая внимания на слабости . Оптимизм - вот . что должно быть главным в закреплении поведенческих качеств . Никогда не позволяйте рационализму и негативизму направлять ваши действия .
6. Внушите ребенку , что отличаться от других - это здорово .Лидеры отличаются от других .Подражая толпе , нельзя стать вождем , только последователем . Риск следует поощрять . не ругая за ошибки . позволить детям эксперементировать и учиться на ошибках .
7. Игровое обучение решению абстрактных проблем. Конструктор «Лего» , другие конструкторы . мозаики - головоломки , видеоигры и радиоконструкторы - игрушки гения . Именно они развивают интуитивные способности .
8. Книги , фильмы и воображаемые герои . Воображаемые и мифологические герои открывают перед ребенком неограниченные перспективы , высвобождая и направляя его энергию . Книги и жадное чтение - ключ к успеху .
9. К знаниям и любознательности родители должны относиться с почтением . Знания рождают энтузиазм . Как можно раньше давайте детям знания по искусству , точным наукам , журналистике . поэзии и философии .
10. Помещайте ребенка в обстановку , стимулирующую его , бросающую ему вызов. Подсознание впитывает в себя все как губка и мы становимся побочным продуктом окружающей обстановки . Старайтесь обогатить ее , а не обеднить.
11. Гиперактивность . Чрезвычайно полезное качество . Высокая энергичность и скорость всегда приводит к победе . Если у вас гиперактивный ребенок наблюдайте внимательней за ним . но ни в коем случае не успокаивайте лекарствами и не наказывайте .Вы должны знать : подобным поведением управляют , но переменить его нельзя . Многие сильные мира сего были в детстве весьма активны .
Не ограничивайте воображение . Все творческие начинания взрослых , родом из детских фантазий.
Впечатляющая программа воспитания творческой ,активной , побеждающей личности! Но, к сожалению, мало реальная .
« Опасность наглого эгоиста», о которой предупреждает Джин Ландрам неизбежное следствие его анархических взглядов на воспитание ребенка, отрицания им самого понятия дисциплины .
Можно только удивляться , что такой опытный психоаналитик как Ланграм , взяв за основу своих « 12 принципов» уважение к личности и свободе ребенка , трактует эту свободу как вседозволенность.
Любому психологу известно, что полноценное развитие личности ребенка невозможно без понимания им не только своих прав, но и обязанностей , познания истины , что не только ему должны , но и он должен подчиняться правилам жизни и поведения своей семьи .
К сожалению, не только уважаемый ученый , но и судя по моей консультационной практике , многие родители со словом «дисциплина» связывают постоянное , каждодневное унижение ребенка , а часто и откровенные придирки , приводящие к наказаниям за любые, даже самые незначительные проступки . Действительно , кто же захочет устраивать своему ребенку такую каждодневную пытку ? Но дисциплина - это совсем другое. Она невозможна без разумной требовательности , справедливости.
В чем она состоит? В умении видеть в своем ребенке самостоятельного человека , личность , которая обязана отвечать за свои поступки . Призывая на консультациях родителей воспитывать в детях мужество решения - умения и желания брать на себя ответственность за свои слова и действия , учить их «ситуации выбора» - самим понимать «что такое хорошо , а что такое плохо» ; я вижу как им трудно, подчас болезненно отказаться от навязывания своему ребенку мелочной опеки : так ведь легче - раздробить свое внимание , рассеять по пустякам волю . Однако формирование здоровой самооценки у ребенка , его безболезненная адаптация среди сверстников , а затем и последующая уверенность в жизни возможны только через дисциплинирующее начало в воспитании . Строгий внешний контроль пробуждает способность к внутреннему самоконтролю . Ясно очерченные требования и правила поведения помогают пониманию ребенком своего места и роли в семье , школе , в общении со сверстниками. Самое же главное , что при такой постановке любые ограничения со стороны родителей и их наказания воспринимаются ребенком как должное . Он видит в них не родительский произвол , демонстрацию «права сильного над слабым» , а доказательство заботы об его благополучии , ту нравственную и духовную опору , которая всегда поддержит его в трудную минуту, подскажет границу в поступках и действиях .
Итак, дисциплина необходима для блага самого же ребенка.
Наказывать его можно и нужно , если , конечно его проступок заслуживает этого . Однако , не торопитесь , если вина вашего ребенка не столь велика - лучше заменить наказание:
1.ТЕРПЕНИЕМ. Это самая большая добродетель , какая только может быть у родителей .
2.ОБЪЯСНЕНИЕМ. Объясните ребенку , почему вы осуждаете его поведение, расскажите ему как надо вести себя в подобных случаях . Будьте при этом предельно краткими в словах и сдержанными в оценках.