16
88

Само строительство личности -7(3) Строгая любовь

 

null

 


Как наказывать? Столько, сколько  существует  человечество , постоянно  идет спор : «Бить  или  не  бить?». В разные  века побеждали  сторонники и гуманного и жесткого  отношения  к  детям . В  СССР публично  физические наказания , как метод  воспитания публично  всегда  осуждались . В  семьях  к  этому вопросу относились по - своему .От  той  эпохи  двойной  морали  осталось ,  к  сожалению , единственное  подробное  и репрезентативное  социологическое  исследование ,  посвященное  физическим наказаниям  детей  в  семье .   Проведенное  в середине  70 - х  годов  анонимное  анкетирование  40  тысяч  школьников  3 -  10  классов  10  городов  Центральной  России   показало,  что   детей наказывают  в  97 %   семей .

        32 %  наказывают нефизическими  методами : выговором, не  пускают  гулять,  ставят  в угол , лишают  возможности  смотреть  телевизор .

      68 %  родителей  предпочитают  физические  меры  воздействия. Среди них  подавляющее  большинство  89 %  порят  детей  и  подростков , 6 %  ставят в  угол  на колени,  чаще всего на горох ,  иногда  на соль, 5 %  - бьют  по  щекам  и  другим  частям  тела.  Больше  к порке прибегают в отношении  провинившихся девочек - 58 % .Наиболее распространенный  предмет  наказания :  ремень - 61 % ,  затем -  скакалка - 34%  и  розги  5% .

     А  вот  ответы  на  некоторые  вопроса анкеты.  На вопрос :               « Будешь  ли ты  бить своего ребенка ?» - 47 % будущих пап и мам  уверенно ответили, что да. « А  как же иначе, -  удивляется десятилетняя  девочка, -  они  же  разбалуются,  в тюрьму  попадут». « Какое наказание без  ремня . -  спрашивает  12 -  летний  мальчик , -  воспитывать надо  строго , не сюсюкать как  с  маленькими» . А  9 -  летняя  Аня ответила : « Буду  бить,  как меня  мама,  что они лучше ?» .

         О чем  говорят  цифры  и   ответы детей? Только о  том,  что только одним  желанием  убрать  физические  наказания  из   их  жизни  невозможно. Да  и  нужно  ли?

       Судя по  моим встречам  с родителями   реальная проблема  для них   отнюдь не в самом телесном воздействии,  а  в  неумении наказывать. Совета же помощи -  получить негде . Потребность  же есть и очень  большая . Едва у нас в России  вновь  заговорили громко не только  в возможности ,  но и о педагогической целесообразности физического наказания  детей ,  выяснились  прелюбопытные вещи .

           Передо мною  результаты  опроса, проведенного  Всероссийским  центром  изучения  общественного мнения. Двум  тысячам  россиян было  предложено  ответить  на вопрос:   

                      « Насколько  вы  согласны  с тем , чтобы  дети выросли  нормальными  людьми ,  их надо  наказывать  физически ?».

        Ответы   распределились так . Полностью  или  частично  согласны  49 % мужчин и  44 %  женщин. Полностью  или частично не  согласны  44 %  мужчин и  51 %  женщин. Затруднились  ответить  7 %  мужчин  и  5 %  женщин . Опрос  так же показал , что  за телесные наказания детей чаще всего  высказываются люди   в возрасте   40 -  55  лет, с начальным образованием , состоящие  в  зарегистрированном  браке и дорожащие  своей семьей . Противники  же -это  лица  моложе  25  лет , с  высшим  и средним специальным  образованием , а так же  граждане,  пребывающие в  фактических , но незарегистрированных  брачных  отношениях .

         Вот так.  Оказывается, «позорящие нас методы  воспитания» не  только  не чужды  половине опрошенных , но и в прямую связываются  ими с заботами о семье и жизненном  благополучии детей . Поэтому во многих семьях со словом «наказание»  связывается только физическое воздействие на детей . С удивлением  еще в  начале  своей психологической практики  я обнаружил ,  что такие действенные формы наказаний  как выговор ,осуждение, лишение каких - либо удовольствий мало известны родителям. В  большинстве семей придерживались  крайних точек зрения :  либо «делай что хочешь , тебе же хуже будет» ,  либо « снимай штаны , учить уму - разуму  буду» .

             Крайности  никогда не приводили  к  хорошему. И  все же, пусть вас не удивляет , но , основываясь на своем родительском ,жизненном , консультационном опыте , я считаю наказывать  физически  ребенка иногда можно. И такие  действия  родителей  при нашей российской ментальности  совсем не означают  «уничтожения личности ребенка».

               Однако  при этом  необходимо  соблюдать  следующие  условия :

1.   Ребенка надо  понимать и  делать все в  его,  а не  в   своих интересах. Если  какие - то  желания  «заносят» его и  «тормоза  отказывают» - помогите ему . Физическое наказание  здесь  как  никогда  уместно . Оно никогда  не  должно быть  унижением , «пристыжением» - только воздаянием  болью  за  проступок . Эта боль  схожа  с  болью ,  испытываемой при  хирургической  операции . Она  неприятна , но  она  лечит . Ваша  любовь к ребенку  и ваша  забота о нем,  подскажут вам  меру этой  боли .

2.  Никогда не  забывайте, что  в идеале  ваше наказание , должно совпадать  или быть чуть больше того , как оценил свой проступок  сам  ребенок . Всегда помните  главное : вы помогаете ему , а не  ломаете  его  психику и нервную систему .

3.  Для  любого ребенка , всегда  физическое наказание - это знак «забора» ,  границы ,  пересекать  которую  нельзя . Дети отлично  понимают . что  оно  не просто причиняет  им  боль , но указывает на категоричное требование  родителей  прекратить  подобное  поведение . Требование , нарушив которое вступаешь с ними  в  конфликт ,  лишаешься  их помощи  и поддержки .

4.  В тоже  время,  ребенок  окажется  в  крайне  тяжелом  положении, если  эту границу  двигать, менять. Практика  семейных  психологических консультаций показывает ,  что  за редким исключением не  само физическое наказание , а  произвольное  изменение родителями границ его применения , становится  причиной различных невротических реакций у  ребенка .

5.  Наиболее  эффективны  физические наказания в  дошкольный  период, когда  ребенок  учится  «останавливать»  себя. В  последствии ,  они  действенны только как подкрепление недостаточно  хорошо  усвоенных  навыков  «торможения». Здесь  возрастной границы нет, есть только  корректировка  с  уровнем  личностной  эволюции ребенка, с  возможностью перевода  «тормозов»  на  «логические  рельсы».

 

   И последнее ... Если  родители,  хотя бы  одно из  этих условий  не  соблюдают, физическое наказание - это преступление против их  собственного ребенка.

 

                                                Николай Филиппов,

 действительный член Московской психоаналитической ассоциации

 

 

Комментировать от
или
  • Да, то что нужная и полезная - это факт. Хотя можно было бы и по-мягче

    • Виктория! За сорк лет существованияв журналистике я понял,что мягкоссть не доходит дочитателя. Здесь,как в жизни:не проявишь волю - останешься в дураках.

  • Ууу, какая злая тема, ну не знаю, так ли все и верно ли 

    • Согласен - злая. Но необходимая.И,наверняка, не всё верно. Каждая семья решаетэтот вопрос для себя,по- своему.

  • Меня в детстве никогда не били! Меня воспитывала мама,и все что происходило у нас дома обсуждалось....беседы с мамой,когда я чего нибудь натворю действовали на меня почище розги...Мама умерла когда мне было 15,но именно эти беседы не дали мне наделать ошибок в жизни,оставшись сиротой в столь сложном возрасте...Воспитывая своего сына буду придерживаться этого метода...

    • я вот интересуюсь, а ювенальную юстици у нас таки приняли али нет?.. а то мы со своими наказаниями ох как ювеналам интересны будем..отберут детей..как везде

      • Нет. Закон пока не принят. Я думаю и не будет принят. Слишком он взбудоражил общество. Против него главное - чудовищная корупцияв органах опёки и попечительства. Пока она будет - закона не будет. Ещё одного общественого взрыва власти не нужно.

        А что Вас Юлия пугает? Православие ,православная педагогика вся построена на порке. Не могут же переписать и Библию, и откровения Святых.

      • меня не пугает, меня ювеналка очень уж возмущает, а что касается праволавия..Там много того, как впрочем и в любой религии, что противоречит само себе...А на вопросы мудрые батюшки не отвечают толком)))) Странно, не правда ли?

      • А что они могут ответить? Ведь христианство,например, построено полносстью на халдейских "чудесах"

        Не поленитесь попробуйте:

        .

        Холодное пламя:
        Как они это делают, точно, можно предполагать, ни один из них не проговорился непосредственно о методе. А само "холодное" воспламенение и "необжигающее пламя" делается достаточно просто.

        Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома. Химия тут возможна различная. Навскидку вспоминается один способ, которым тоже можно произвести этот опыт дома.

        1. Ингридиенты:
        - сухая борная кислота, чайная ложка
        - этиловый спирт, чайная ложка
        - концентрированная серная или соляная кислота, одна капля.
        Все это помещается в блюдце, перемешивается и слегка подогревается на теплой (чтобы можно было держать руку) водяной бане. Выделяющийся эфир борной кислоты можно поджечь (не поднося спичку близко к блюдцу, чтобы не зажечь спирт).
        Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.

        Кстати, этот метод получения холодного пламени перекликается с "нисхождением огня" в том, что после того, как эфир борной кислоты весь выгорит, может начать гореть спирт, а его пламя действительно обжигает.
        Если есть водяной холодильник и колба, эфир борной кислоты можно собрать в чистом виде, хотя для демонстрации нисхождения вполне годится его раствор в спирте, которым можно смочить руки, например.
        Еще одна деталь - при горении образуется аэрозоль борной кислоты, который, хотя и не видно глазом, нетрудно обнаружить при помощи газового анализатора.
        Короче, для проверки этой гипотезы достаточно собрать (например, в надувной шарик) хотя бы литр воздуха после проведения обряда "нисхождения огня" и пропустить этот воздух через газовый хроматограф, посмотрев внимательно на присутствие следов борной кислоты.

        Возгорание на воздухе:

        2. Ингредиенты (вполне доступны в течение последней тысячи лет):
        1) концентрированная серная кислота (та, что заливается в аккумуляторы)
        2) порошок марганцовки
        Из обеих компонентов (не больше четверти чайной ложки каждого) делается кашица (желательно в стекле, без контакта с металлами). Фокус готов.
        Кашица (достаточно количества в четверть спичечной головки) берется на стеклянную, керамическую или пластмассовую палочку и приводится в соприкосновение с любым горючим обьектом: например бумагой, ватой, фитилем спиртовки, тонкой лучиной, хлопчатой тканью. Обьект при этом немедленно воспламеняется.
        Для зажигания свечи я бы прицепил незаметную капельку массы к кончику фитиля и в нужный момент движением (дрожанием) руки заставил бы каплю сползти вниз, где на фитиле "случайно" прилип очень маленький кусочек бумаги, который при этом воспламеняется. Для верности таких "крапленых" свеч может быть несколько по всему залу, чтобы хоть одна, да сработала.

         

      • меня тоже возмущает, но если хорошо подумать- государству наши дети не нужны ни грамма, ведь детей в дет домах и так много, и их содержит именно государство, соответственно это много лишних растрат.. так что ее не примут

      • Куда их отберут?Кому они нужны,наши дети кроме нас?

      • Елизавета, в том то и прикол в ювенальной юстиции, что детей отбирают в детдома.. в европе уже воют от это юстициии

      • я знаю,но нашему государству это будет крайне не выгодно,поэтому думаю,что у нас ее не примут.

      • ага.. знаешь как депутаты рьяно за эту юстицию.. прям с пеной у рта

      • Ну и пусть,это все на показуху делают.Пусть бы и контролировали те,неблагополучные семьи,особо ими никто не занимается.

      • да.. у нас всегда никто ни чем нужным не занимается

    еще рекомендуем