10
75659

Как было устроено женское нижнее белье в разные времена

Современное белье

Достаточно взглянуть на историю дамского белья, чтобы понять, как нам повезло родиться в эти дни. Представление о красоте и прелестях женской фигуры на протяжении многих веков неоднократно менялось, и нижнее белье — яркая тому иллюстрация. В отличие от воздушных кокетливых моделей современности, белье прошлых веков было совершенно неестественным, опасным, причиняло своим владелицам неописуемые неудобства и даже боль.

Надевая нижнее белье, мы едва ли впадаем в длинные размышления на тему: откуда оно произошло и как обрело привычный нам вид. И это нормально, ведь главное в нижнем белье – делать женщину более привлекательной, в большинстве случаев лишь попутно обеспечивая ей комфорт и гигиену. И в этом понимании, мы недалеко ушли от древних, несмотря на стремительную эволюцию текстильной промышленности и модельного бизнеса.

Но всегда ли женское нижнее белье было таким, каким мы привыкли видеть его сегодня?
Нижнее белье было известно уже в Древней Греции и Египте. Женское белье того времени представляло собой ткань, пропущенную между ног и прикрепленную к поясу. Римские женщины носили тонкие туники на голое тело. Сверху надевалась тога или плащ. Прообразом современного бюстгальтера были кожаные ленты или лоскуты, которыми подвязывали грудь женщины. Встречаются упоминания о том, что древние представительницы прекрасного пола использовали в качестве нижнего белья бинты, которыми обматывались грудь и бедра. В то время только благородная госпожа имела право носить подобное белье, рабыни и слуги носили набедренные повязки или вовсе оставались голыми. В начале третьего века н.э. жрицы и жены вельмож начали носить поддерживающее нижнее белье из металла.

Жительницы Древней Греции и Рима ходили в туниках и хитонах, подвязывая их под грудью лентами, текстильными или кожаными – страфионом. Как правило, такой прародитель бюстгальтера надевался для занятий танцами или спортом, а также когда надо было скрыть пышный бюст, поскольку в древнем мире большая грудь была не в фаворе. Во всем древнем мире прототипы современного нижнего женского белья были доступны лишь знатным дамам, и широкой продажи нижнего белья не существовало.

Долгое время неотъемлемой частью любого женского гардероба был корсет. Эта деталь женского белья царствовала на протяжении нескольких веков. Первые упоминание о подобной части нижнего белья дотируется еще вторым тысячелетием до нашей эры, об этом свидетельствуют многочисленные фрески и статуи, которые обнаружены при раскопках на территории Микена и Крита. Так, гречанки под туникой носили широкие ленты «le sester», которые использовались для поддержания груди, кожаные ремни, которыми они стягивали живот. У римлянок в подобном приспособлении появляется шнуровка. Интересный факт, во времена готики, корсетом пользовалась не только прекрасная половина человечества, но и мужчины. Хотя, в отличие от женского, корсет у мужчин предназначался для защиты тела, его изготавливали из кожи или метала. В таком качестве корсет сопровождал сильную половину вплоть до 16 века.

В Бургундии, примерно в 14 веке, появился корсет, который подчеркивал форму груди и стал, по сути, отдельной частью гардероба женщин. Тот корсет, который мы чаще всего видим, когда посещаем музеи или смотрим кино о средневековье, появился в 16 веке в Италии, он дополнен частой стежкой, деревянными брусочками и металлическими пластинами.

В середине 17 века, когда на смену стилю эпохи «барокко», приходит новый «Рококо», возвращается мода на высоко поднятую открытую грудь и узкую талию. Небезызвестная, в эту эпоху Екатерина Медичи, вводит строгий стандарт, при котором талия дам высшего круга, при дворе, должна быть чуть более 33 сантиметров. Это период расцвета «корсетного белья», корсеты шьют из сатина или шелка, украшают лентами, кружевами и вышивкой, а железные вставки, которые использовались ранее, заменяют китовым усом.

Средневековье, напротив, было порой сексуальных репрессий и отрицания, что тоже нашло свое отражение в белье. Вместо того чтобы подчеркивать достоинства женского тела, средневековые корсеты делали грудь плоской - вплоть до ее полного исчезновения. Эти железные приспособления выравнивали талию и скрывали грудь, придавая женской фигуре мальчишеские очертания. Зато в те времена было принято украшать декольте (вернее, то, что от него оставалось) маленькими колокольчиками.

В раннем средневековье и женщины и мужчины носили камизу – нательную рубаху прямого кроя с круглым вырезом и длинными узкими рукавами. Такая рубаха шилась из хлопка, льна или шерсти, могла быть просторной или облегающей, украшалась вышивкой шелковыми, золотыми или серебряными нитями – все зависело от времени года, для которого предназначалась камиза, и от сословия ее владельца. Женские камизы могли быть длиной до щиколотки и иногда делались на тонких бретелях. Эра крестовых походов вызвала в мужчинах, надолго покидавших своих избранниц, желание гарантировать себе их верность. И казалось, металлические женские трусы – прекрасный вариант. Так на некоторый период времени в моду на нижнее женское белье вошли пояса верности. Затем они сменились значительно более мягкой нижней одеждой – текстильными панталонами, которые, кстати, перешли в женский гардероб из мужского.

В эпоху Возрождения в моду вошли женственные изгибы тела. Чтобы придать своей фигуре очертания песочных часов, женщины шли на пугающие крайности: корсеты ренессанса были чудовищно тесными и даже опасными. Подумать только: иногда корсеты затягивали так туго, что ребра смещались или даже ломались. Многие дамы, перестаравшись со шнуровкой, падали в обморок.

В XVIII веке огромной популярностью пользовалось декольте, поэтому дамское белье должно было подчеркивать эту часть тела. Корсеты по-прежнему делали из жесткого китового уса, но в моде на нижнее белье уже наблюдалась тенденция к декоративности, столь распространенная сегодня. Подпирающие грудь корсеты украшали лентами, кружевами и изысканной вышивкой. К концу века врачи начали все чаще обращать внимание на опасность корсетов для здоровья, и в обиход вошло менее тесное белье.

В эпоху Возрождения камизы по прежнему оставались популярным нательным бельем. Несколько усложнился их крой, появилось больше шнуровки, усовершенствовалась искусность их отделки.

Как и в древние времена, в век Просвещения нижнее белье было купить довольно дорого, и поэтому часто даже состоятельные женщины надевали платье прямо поверх корсета, без нижней рубашки. Тем не менее, сорочки оставались довольно популярными, причем надевались они теперь уже и для красоты, поскольку изготавливались из шелка, батиста, отделывались тесьмой и кружевом, украшались вышивкой. В 18 в. зародился рынок нижнего белья, к концу века он получил свое развитие, появились первые магазины женского белья при мастерских белошвеек, где можно было заказать и приобрести нижнее белье. А изобретение прядильных машин – это уже и рост текстильного производства, породившее массовое изготовление, потребление, а значит и продажу нижнего белья.

В конце XVIII века, когда в моду вошли легкие муслиновые платья, напоминающие сорочки — с большим декольте, обнажающим плечи, и поясом под грудью, — женщины носили в качестве нижнего белья облегающее трико телесного цвета.

Но и тогда до конца XIX века функцию нижнего женского белья выполняли юбки, надевавшиеся под платье и имевшие весьма неказистый вид: долгое время они шились из белой материи и не имели каких-либо украшений.

Но в начале XIX века панталоны утвердились и в женском гардеробе: отделанные кружевом, сначала они достигали лодыжки, а затем укоротились до середины икры.
Отличительная особенность кроя первых панталон — раздельные штанины, которые крепились к поясу на талии, оставляя шов на уровне промежности открытым. Сейчас этот вариант покажется весьма фривольным, но тогда это был образец целомудрия, невзирая на то, что доступ к вожделенным мужчинами местечкам не был обременен ровно никакими препятствиями.

К началу XIX века модификация потребительского спроса и активные протесты врачей против тесных корсетов привели к настоящей революции в сфере дамского белья. Корсеты стали более компактными, менее тугими и громоздкими. Белье новой конструкции не затрудняло дыхания, обеспечивало свободу движения и поддерживало грудь, благодаря чему и получило название brassiere, что по-французски означает «поддержка». 1800-е годы стали важной порой в истории развития белья — тогда же изобрели и первый бюстгальтер с накладками.

В XIX веке появились первые высокие чулки, ставшие прообразом современных моделей. Они удерживались на ногах подвязками и пажами, которые крепились к корсету.

Особенностью женского туалета средних и высших классов конца XIX века — начала XX века была исключительная многослойность нижнего белья. Бельевой комплект весил около 2,5 кг.

Женщина поочередно надевала:
• Чулки
• Панталоны и сорочку до середины икры либо комбинацию (сочетание сорочки и панталон)
• Корсет
• Нижнюю юбку с воланами, полностью скрывающую ноги, из легкого, отделанного кружевом и лентами полотна
• Льняную кофточку на корсет
• Подушечку для турнюра, крепившуюся сзади на уровне поясницы
• Вторую нижнюю юбку из более плотного полотна, как правило, цвета основной юбки.
• Верхнюю одежду — корсаж и верхнюю юбку, либо платье

К концу 19 в. значительно изменился ритм жизни, и сами женщины становились активнее, занимая свое время не только вышиванием и бальными танцами. Поэтому все сложнее им было носить многослойное нижнее белье: панталоны, сорочку, корсет, скрывающую ноги длинную «юбку приличия», кофточку на корсет, подушечку для турнюра, нижнюю юбку, чулки. Кроме того, уже не только врачебные круги были озабочены проблемой непоправимого вреда здоровью, который наносил корсет.

И вот, наконец, в 1896 году было создано «Общество борьбы по упрощению женской одежды» - с 2-3 килограммами нижнего белья на теле женщины было покончено. Приходят новые облегченные формы нижнего белья. Так, в 1889 году Эрмине Кадолль в своей корсетной мастерской впервые представила прототип современного бюстгальтера: две ленты, на которых держались чашечки, и все это крепилось к корсету. В 1903 году врач Гош Саро пошла дальше и решила упразднить опасный для здоровья корсет: разрезав его на две части, из верхней она сделала бюстгальтер, из нижней – пояс, к которому пришивались чулкодержатители. В 1915 г. в Америке свет увидел патент на так называемый «бесспинный лифчик», изготовленный Мэри Фелпс Джекобс – светской дамой, которая поначалу никак не могла продвинуть свое изобретение, пока ее третий муж, работавший в корсетной фирме, не предложил его своим хозяевам. Они приобрели изобретение Мэри Фелпс за пятнадцать тысяч долларов.

Итак, в 20 в. бюстгальтер все ещё называли мягким корсетом и изготавливали из корсетных тканей, но эволюция нижнего белья уже пошла семимильными шагами. В 30-е годы производители белья придумали подушечки, вкладываемые в чашечки бюстгальтеров, и ввели новую маркировку полноты от A до D, в 1942 году были созданы регулируемые бретели для бюстгальтера. Постепенно появляются модели бюстгальтеров, учитывающие специфику формы груди, особое место в производстве нижнего белья отводится моделям для женщин больших размеров.

В годы Первой мировой войны резко увеличилось количество женщин-рабочих. Новый статус жены-кормилицы требовал и нового, более практичного белья. Бюстгальтеры должны были быть достаточно легкими, чтобы их можно было носить в жарких и душных заводских помещениях. Появились легкие, «дышащие» ткани. В крое основное внимание уделялось удобству и поддержке, а не внешнему оформлению.

В 1920-е годы представление о прекрасном и сексуальном вновь изменилось, чему в немалой степени поспособствовали эмансипированные девушки, ставшие эталоном новой, дерзкой красоты. Популярными стали не только короткие стрижки и короткие прямые платья, но и мальчишеские очертания фигуры в целом. Женский силуэт стал прямым, чувственные изгибы утратили популярность, а для достижения желаемого эффекта стали использовать специальное нижнее белье. В моду вошли легкие сорочки, штанишки и корсажи. Впервые за всю историю белья появились бюстгальтеры и трусики самых разных цветов. К тому же бурные двадцатые годы положили конец корсетам.

На смену мальчишеским двадцатым годам пришли роскошные 1930-е, когда история белья совершила полный круг и пришла к тому, с чего начиналась, — то есть к чувственным формам. Стройные бедра были по-прежнему популярны, но плоская грудь модной уже не считалась. В этот период нижнее белье вновь стали создавать с прицелом на женственные пропорции — так появились бюстгальтеры, подчеркивающие грудь. Популярностью стали пользоваться пояски. Пышная грудь считалась эталоном красоты, но вот лишний жир в понятие этого эталона не входил. В 1930-е вновь произошла настоящая революция в сфере дамского белья: компания Dunlop Rubber изобрела эластичный материал «Латекс», благодаря которому производители могли теперь выпускать белье разных размеров.

Эмансипация привела женщин к довольно неудачному решению избавиться от бюстгальтеров — то есть буквально сжечь их. Последовавшее за отказом от бюстгальтеров обвисание груди наверняка заставило многих дам горько об этом пожалеть. Тем не менее, эмансипация вызвала резкое падение уровня продаж бюстгальтеров, поэтому производители решили переключиться на другие формы нижнего белья — так в моду вошли колготки и трусики-брифы из лайкры.

В наши дни история белья вернулась к тому, с чего начиналась. Женское белье больше не зависит от мужских представлений о красоте или сексуальности - сегодня мы носим именно такое белье, каким его себе представляем. Неважно, хотим ли мы стать пышнее, стройнее, сексуальнее, подтянутее — найдется фасон на любой вкус. Более того, современное белье дает нам возможность меняться буквально каждый день. Трусики-танга или бабушкины панталоны, консервативные ночные рубашки или суперсексуальные комбинации — выбор безграничен. И конечно, при желании мы можем даже облачиться в корсет.

Комментировать от
или
еще рекомендуем