Вязание носка
Носки бывают различные по размеру, фасону. Приготовляются из различной пряжи: бумажной, шёлковой, шерстяной. В индивидуальном изготовлении размер определяется измерением ноги. Мерку снимать лучше с ноги без чулка.
При снятии мерок надо рассказать детям, что нога состоит из трех частей: бедра, голени и стопы. Носок надевается на стопу и голень, поэтому мерки снимаются так:
1-я мерка. Длина ступни снимается от пятки до выдающейся части пальцев (в большинстве случаев это будет конец большого пальца). При объяснении детям можно предложить очертить карандашом след и измерить длину.
2-я мерка. Высота носка определяется по желанию.
3-я мерка. Окружность голени у щиколоток измеряется по окружности голени в узком месте, над щиколоткой. Необходимо отметить, что у детей длина ступни и окружность голени у щиколоток обычно совпадает и не сходится только при каких-либо ненормальных условиях (неправильное развитие костей или чрезмерная толщина, худоба голени и стопы).
4-я мерка. Окружность голени в том месте, где начинается носок (а для чулка в самом толстом месте, у икр).
Сняв мерки, надо познакомить детей, что носок состоит из паголенка и следа. В паголенке вяжутся: резинка, прямая часть паголенка. В следу вяжется: пятка, стрелка, прямая часть следа, мысик.
Размеры этих частей носка можно вязать: 1) по снятым меркам, 2) по пропорциональным расчётам, согласно воздушным петлям в начале носка, 3) по комбинированному способу—по счёту накинутых петель и примерке вязаного изделия на ногу в процессе работы.
Последний способ самый лёгкий, понятный и доступный детям.
Расчёт петель и рядов при вязании носка надо предложить сделать самим детям. Носки вяжутся круговым вязанием пятью спицами. Количество воздушных петель накидывается в зависимости от размера ноги, тонины пряжи, но в первоначальных работах надо, чтобы число петель было кратное четырём, так как детям будет удобнее вязать, если на всех спицах будет одинаковое количество петель. Кроме того, надо учесть, что если рисунок резинки будет вязаться из расчёта две простых петли и две внакидку, то надо, чтобы число воздушных петель делилось на четыре без остатка, иначе между последней и первой петлями в каждом ряду будет неправильный рисунок. Провязанные воздушные петли делятся на четыре спицы поровну, объединяются в круг, как у варежки, а пятой спицей вяжется резинка.
Резинка вяжется петлями (одна простая, одна внакидку; или две простых, две внакидку).
В резинку для украшения можно пропустить цветную нитку в один, два, три ряда или с промежутками, причём нитку можно взять одного или разных цветов. Таким образом, дети могут проявить своё творчество при вязании нитками разного цвета: и от чередования рядов, связанных разноцветными нитками, получить интересные рисунки.
В длину резинка вяжется столько рядов, сколько петель на трёх спицах. Носок можно связать с отворотом, в этом случае длинна резинки будет увеличена.
Прямая часть паголенка вяжется простыми петлями.
В прямой части провязывается столько рядов, сколько петель на одной спице. Пятка состоит из длины и запуска. Для длины пятки берут петли, надетые на две спицы, и вяжут плоским вязанием один ряд с лица простыми петлями, второй ряд петлями внакидку, а другие петли на двух спицах постепенно убавляются временно не вяжутся. При поворотах первая петля не провязывается, а снимается. Делается это для того, чтобы по боку, получились петли, которые потом удобно было поднимать на спицы и провязывать. Каждая такая петля образуется от провязывания двух рядов.
Для пятки в длину вяжется столько рядов, сколько петель на двух спицах. Следовательно, боковых петель получится с каждой стороны столько, сколько петель на одной спице.
Запуск пятки вяжется так. Количество петель по ширине пятки делится на три части. Если останутся лишние одна-две петли, они прибавляются к средней части. При запуске пятки провязывается только средняя часть, а петли с боковых частей. Пятка с лицевой стороны вяжется простыми петлями, с изнанки петлями внакидку. Убавление петель делается в конце каждого ряда, для чего провязываются одновременно две петли: одна от середины пятки, другая от боковой части. Так вяжется до тех пор, пока не будет петель на боковых частях пятки.
Стрелка. Для вязания стрелки в следу поднимаются петли по длине пятки с двух сторон: с одной стороны на одну спицу, с другой на другую спицу. Количество поднятых петель с каждой стороны должно быть равно первоначальному их количеству. Чтобы не было дырочек между поднятыми петлями и ранее оставшимися на спицах поднимается поперечная нить между спицами и провязывается в петлю. Петли от запуска пятки делятся пополам, и одна половина петель перепускается на рядом расположенные спицы. Далее носок вяжется простыми петлями круговым вязанием. В стрелке делаются спуски с каждой стороны пятки. Убавляются лишние петли, которые образовались от запуска пятки. Спуски делаются через два ряда до тех пор, пока на всех четырёх спицах останется одинаковое количество петель.
Прямая часть следа вяжется простыми петлями до мизинца, после чего вяжется мысик носка, который постепенно суживается к концу носка, поэтому в мысике делаются спуски через два ряда на каждой спице, т. с. по четыре петли в одном ряду, до тех пор, пока на каждой спице останется по три петли. Эти петли перепускаются на две спицы, т. е. по шесть петель на каждую, и делается запуск носка так: снимается одна петля на правую спицу, а затем провязываются одновременно две петли — одна с одной спицы, другая с другой. На правой спице получатся две петли, и левую петлю перекидывают на правую. Так вяжут до тех пор, пока останется одна петля. Отрывают нитку, конец продёргивают в петлю, вдевают в иголку и закрепляют для прочности.
Правый и левый носки вяжутся совершенно одинаково.
Образование рисунков от провязывания петель простых и внакидку | Вязание варежки |
Ох..Видимо эту методику я никогда не осилю...Тяжело мне дается.