12
94

8 января - БАБЬИ КАШИ

8 января - БАБЬИ КАШИ фото 1
Этот святодень следовал за днем Рождества Коляды, который волхвы разрешали отмечать непосвященным людям с 25 декабря. "Бабьи каши" отмечались следом на протяжении трех дней с 26 декабря. К сожалению, ранее эти сведенья мне не попадались, поэтому о таких замечательных святоднях я расскажу сегодня в перенесенный христианством день – 8 января.

БАБЬИ КАШИ – это астрономическая дата, поэтому сей праздник отмечают сразу вслед за «Рождеством Хорса», т.е. – 26 декабря. В христианской традиции, где не соблюдается астрономическое естество, праздник отмечается по новому стилю – 8 января, т.е. после «Рождества Христова» и именуется как «Собор Пресвятой Богородицы»

Бабьи каши справляются три дня.В первый день чествуют повитух-родильниц, повивальных бабок, которые в весях и градах принимали ранее роды, во второй день – Рода Небесного и Родителей; в третий – Рожаниц - Богородицу Ладу и Богородицу Морену.

Ранее в этот день женщины, родившие детей в данном году, и повивальные бабки собирались на капищах (а позже и в церквях) и приносили дары Роду и Рожаницам. После принесения треб, роженицы приглашали повитух к себе в гости, одаривали деньгами и угощали специально приготовленной в этот день кашей. Это ритуальное угощение, изготавливаемое повсеместно у русских, и дало название празднику "бабьи каши".Этот обычай в 1590 г. был осуждён митрополитом киевским Михаилом и запрещён «аки языческое требище».

В отличие от обычной "бабкина каша" была «богатой», то есть скоромной: сытной и очень вкусной. По крайней мере, для нее не скупились на такие добавки, как молоко, сливки, масло, яйца. Готовую кашу украшали маком, ягодами, орехами, половинками яиц, запекали в ней курицу или петушка в зависимости от того, родилась в семье девочка или мальчик.

8 января - БАБЬИ КАШИ фото 2

Выраженное уважительное отношение к повивальным бабкам, основывалось на народных представлениях о том, что между повитухами и детьми, которых они приняли, на всю жизнь устанавливались духовно-родственные отношения. С одной стороны, повивальная бабка несла ответственность за повитого ею ребенка, с другой, - занимала почетное место в ряду родственников этого ребенка в обрядах, относящихся к важнейшим событиям его жизни: во время крестин, свадьбы, проводов в армию (у мальчиков) и т.д.

Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя, ибо ни одни родины не обходились без повитухи.Но далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Повитьё даже и называлось «бабканьем». Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. Она обязательно должна была быть «с руками», т.е. ловкой и знающей. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Надо отметить также, что к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного. По этой же причине запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок.

О богом данном даре повитухам - «родимице-родильнице пособлять» - в народе было сложено немало пословиц и поговорок. Говорили, например: «У каждой бабки свои ухватки», «Погоди, не роди, а за бабкой сходи», «Бабка придет, всякому делу подсобит», «Бог с милостью, а бабка с руками».

В ряде общин повитух не приглашали к себе, а самихаживали к бабкам"на каши". Приходили родители детей, которых они принимали во время родов. Отдельно приходили будущие мамы и молодые девушки и в этом случае мужчины на праздник не допускались. Бабкам приносили свежеиспеченные пироги, медовуху или домашнее пиво и наливки, сало или мясо на щи и муку для блинов. Такие подарки символизировали достаток и должны были призвать в дом повитухи богатство. Помимо продуктов повитухе дарили кусок холста или полотенце, чтобы «дорога» у принимаемых ею детей была легкой (роды легко прошли).

Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света». За столом все веселились, шутили, а разговоры почти всегда были исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводила ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей или предупредить низкорослость ребенка, например, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко».

По сложившейся традиции один из горшков с кашей разбивали «на счастье», а затем уже начинали потчевать каждого приходящего «на огонек», да, не абы как, а непременно «с закавыкой». Например, отца недавно родившегося младенца кормили кашей «с потехою», в которой был намешан хрен, перец, горчица или положено соли сверх всякой меры.

8 января - БАБЬИ КАШИ фото 3

Считалось, что таким образом он хоть в какой-то степени разделит со своей женой мучения, испытанные ею при родах. Молодую мать одаривали грецкими орехами, чтобы прибывало молоко. А ребятишек угощали кашами сладкими, рассчитывая на их благосклонность к новорожденному. Кроме того, каждому из них, чтобы был речист, боек и за словом в карман не лез, горстями выдавали сладкие орешки, и сушеный горох. Перекатывая это лакомство во рту, дети переставали картавить, шепелявить, а кроме того, избавлялись от порока, который в народе называли «кашей во рту».

А еще по бабкиным кашам на судьбу гадали. Если во время приготовления вылезала она из горшка в сторону печи — рассчитывали на счастливый, благодатный год, в противном случае к неприятностям готовились. Которые, впрочем, можно было избежать, если «несчастливую» кашу вместе с горшком утопить в проруби.

В Болгарии сохранился интересный обычай на "Бабин-день": Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (ещё в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно – всё это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребёнок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришёл и ребёночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).

В этот день матери проводят особый домашний обряд - обсыпают своих детей зерном - "на долгий век, на счастье, на благополучие".А в доме где имеется младенец,в этот день в полдень ребёнкаподнимают выше своей головы и заговаривают его: "Свят, свят, свят, а нашему младенчику лад и клад. Еще тебе подрасти, алым маком расцвести. Как Солнце силу набирает - твоё здоровье прибывает! Слава Роду! Слава Ладе! Ты расти на радость маме!"

В самом разгаре колядочное рождественское время и в каждую дверь стучаться шумные ватаги ребятишек: «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!». И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали:«Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко — будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!».

И так ребячий короб тяжелел. А затем всем ребячьим миром славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой поровну и сыти, и сладости.

Это было радостное время игр, да забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

Согласно поверьям, с этого дня начинает беситься навья сила, ибо с рождением Хорса день побеждает ночь и сокращается время Тьмы. Поэтому крестьяне, желая оградить себя от происков нечистой силы, переодевались ранее в нелепые костюмы и с песнями и плясками гуляли по деревне, тем самым показывая злым духам, что их место уже занято.

С сегодняшнего дня начинают следить за погодой: погода 26 декабря определяет погоду на январь месяц, 27 – на февраль, 28 – на март и так далее.

8 января - БАБЬИ КАШИ фото 4

Приметы дня:если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

Сегодня нежелательно покупать веревки, чтобы никогда в роду вашем не было повешенных или удавленников, а также варить и есть кисель, чтобы не навлечь в дом покойника.

Зато в этот день советуется избавиться от разбитой посуды и обязательно наступить в том месте, где нет человеческих следов, а затем заговорить свой след, чтобы у вас никогда не болели ноги: «Солнце-Хорс народился – весь мир умилился. Как на ноги встал – царство Ночи убрал. Я рядом встал (-а) – хворь от моих ног прогнал (-а). Слава Роду да Дажьбогу, что даруют нам подмогу!»

В этот день знающие люди заговаривают входную дверь от воров. Делают это так: кладут топор на порог острием к выходу, затем переступают через него и трижды читают особые заговорные слова: «Отруби, топорок, мой порог от вора утреннего, дневного и ночного. Ключ и замок – есть слово моё, Велес в подмогу – дом минует ворьё!»

А еще по бабкиным кашам на судьбу гадали. Если во время приготовления вылезала она из горшка в сторону печи — рассчитывали на счастливый, благодатный год, в противном случае к неприятностям готовились. Которые, впрочем, можно было избежать, если «несчастливую» кашу вместе с горшком утопить в проруби.

8 января - БАБЬИ КАШИ фото 5

Блюда из риса

Любой рис перед приготовлением промывают в холодной воде до тех пор, пока она не станет прозрачной. При этом короткий, кругловатый, толстый рис надо замочить в теплой воде на 10-15 мин, затем промыть холодной. Длинноватый сухой, но не тонкий, а скорее, овальный рис после промывки в холодной воде надо ошпарить кипятком, а затем вновь облить на сите или в дуршлаге холодной водой, после этого отварить.
Рис тонкий, мелкий, сухой, прозрачный не промывая замачивают в соленой холодной воде на 5-8 ч и лишь затем несколько раз промывают.
Чтобы рис не пригорал, нужно не размешивать его во время варки, а только слегка встряхивать посуду, в которой он варится.
Рис не разварится, если в кипящую воду добавить несколько ложек холодного молока или сок лимона (1 ст. ложку на 1 л воды).
Рис будет белым, если в воду добавить немного уксуса.
Варить рис лучше в толстой чугунной кастрюле. В тонкой кастрюле, где вода нагревается неравномерно, крупа может внизу подогреть, а сверху остаться сырой.
Рисовая каша будет вкуснее, если положить в нее перед едой взбитый белок.
Если рисовую кашу варить на молоке, не надо во время варки добавлять в кастрюлю сахар. Рис от этого плохо разваривается и становится клейким. Растворите сахар в небольшом количестве кипятка и добавьте в рис за 1 -2 мин до готовности.

Рисовая каша молочная.

Рис промыть, залить кипятком, проварить минут 10, а затем выложить на дуршлаг и дать воде стечь. В кастрюле вскипятить молоко, посолить его, всыпать подготовленный рис и, помешивая, варить его на слабом огне минут 15 -- 20, добавить сахар, закрыть кастрюлю крышкой и поставить на водяную баню для упревания. При подаче заправить кашу сливочным маслом.
Состав: на 1 стакан риса — 6 стаканов воды, 4 стакана молока, 2 ст. ложки сахара, соль, сливочное масло по вкусу.

Каша рисовая со взбитыми сливками и какао.

Промытый рис залить кипяченым молоком и отварить на водяной бане или в духовке. Когда рис станет мягким, добавить соль и какао, смешанное с сахаром, тщательно перемешать и немного проварить. Выложить готовую кашу на блюдо, разровнять, охладить и подавать со взбитыми сливками.
Состав: на 2 стакана риса—5 стаканов молока, 0,5 стакана сахара, 2 ст. ложки какао, 200 г сливок, соль по вкусу.

Рисовая каша со сливами.

Рис тщательно промыть, залить горячим молоком и варить на слабом огне или в духовке. Когда рис станет мягким, ввести в кашу яичные желтки, растертые с сахаром, соль и взбитые яичные белки. Кашу прогреть, но не варить. Порционную форму смазать маслом, выложить в нее готовую кашу и остудить. Сверху положить половинки слив, у которых удалить косточки, а свободную середину заполнить сахарной пудрой.
Состав: на 1 стакан риса— 3 стакана молока, 6 ст. ложек сахара, 4 яйца, 500 г слив, масло, сахарная пудра, соль по вкусу.

Рисовая каша с тыквой.

Рис промыть, залить горячим молоком, посолить и сварить рассыпчатую кашу. Тыкву очистить от кожицы, нарезать небольшими кусочками, залить горячим молоком, сварить на слабом огне до мягкости, остудить, протереть через сито, смешать с подготовленным рисом, добавить сахар, сливочное масло и поставить кастрюлю в духовку минут на 5-8. При подаче на стол кашу можно полить взбитыми сливками или сметаной.
Состав: на 1 стакан риса— 3 стакана молока; на 600 г тыквы — 1 стакан молока, 2 ст. ложки сахара, 4-5 ст. ложек сливочного масла, соль, сливки или сметана по вкусу.

Рисовая запеканка с изюмом и яблоками.

Сварить вязкую рисовую кашу на молоке с сахаром и солью и, пока она еще горячая, положить в нее взбитые яйца, промытый изюм, ванилин и сливочное масло. Сковороду или форму смазать маслом, посыпать панировочными сухарями, выложить рисовую кашу, разровнять, сверху уложить рядами дольки яблок, смазать их взбитым яйцом и запечь в духовке до готовности.
Состав: на 1 стакан риса— 3 стакана молока, 2-3 ст. ложки сахара, 2 яйца, 3 ст. ложки изюма, 1 чайн. ложка соли, 3 средних яблока, щепотка ванилина.

Рисовые биточки.

Сварить вязкую рисовую кашу, остудить ее немного, добавить сахар, соль, взбитые сырые яйца, тщательно размешать и сформировать из готовой массы биточки (следует помнить, что из холодной каши биточки будут плохо формироваться, а при жарении — крошиться), обвалять их в панировочных сухарях и обжарить на сливочном масле. При подаче на стол биточки можно полить грибным или фруктово-ягодным соусом.
Состав: на 1 стакан риса — 2,5 стакана воды или молока, 2 яйца, 1 ст. ложка .сахара, 0,5 чайн. ложки соли, 2 ст. ложки сливочного масла, 0,5 стакана панировочных сухарей.

Рисовые клецки.

Сварить вязкую рисовую кашу, остудить ее немного, ввести в нее взбитые сырые яйца, посолить, добавить толченый миндаль, натертую на мелкой терке лимонную корочку, корицу, сахар, панировочные сухари, все тщательно перемешать и сформировать клецки. Выложить их в сковороду с разогретым сливочным маслом и запекать в духовке до румяного цвета. Подавать клецки с фруктово-ягодным соусом или киселем.

Состав: на 1 стакан риса— 2,5 стакана молока, 2 яйца, 2 ст. ложки сахара, 0,5 чайн. ложки соли, 1 чайн. ложка тертой лимонной корочки, 0,5 чайн. ложки корицы, 1 чайн. ложка толченого миндаля, 3 ст. ложки панировочных сухарей, 3 ст. ложки сливочного масла.

8 января - БАБЬИ КАШИ фото 6
 Рис с медом.

Рис промыть, залить кипятком, посолить и сварить до рассыпчатого состояния. Затем откинуть на дуршлаг, дать стечь воде, охладить и переложить в салатницу. Залить рис медом, перемешать с половиной очищенных и измельченных грецких орехов. Уложив рис горкой, посыпать его сверху тщательно промытым изюмом, оставшимися грецкими орехами и полить взбитыми сливками или сметаной с сахаром.
Состав: на 1 стакан риса—3 стакана воды, 0,5 чайн. ложки соли, 6 ст. ложек меда, 3 ст. ложки грецких орехов, 2 ст. ложки изюма, 1 стакан сливок или сметаны.

Каша рисовая рассыпчатая на мясном бульоне.

Рис тщательно промыть водой, залить его кипятком, дать воде вскипеть и, откинув рис на дуршлаг, дать воде стечь. Переложить рис в кастрюлю, залить горячим мясным бульоном, добавить сливочное масло, соль, душистый молотый перец, в середину каши вдавить очищенную луковицу, кастрюлю закрыть крышкой и поставить в духовку минут на 30-40. При подаче на стол луковицу из каши нужно вынуть.
Состав: на 2 стакана риса — 6 стаканов воды, 3 стакана мясного бульона, 2 ст. ложки сливочного масла, 1 луковица, 1 чайн. ложка душистого молотого перца, соль по вкусу.

Рисовая каша с сыром и томат-пастой.

Рис промыть, положить Б кастрюлю, залить подсоленным кипятком и варить при слабом кипении -до готовности. Готовый рис откинуть на сито и дать стечь воде. Разогреть на сковороде масло, добавить томат-пасту и слегка ее поджарить, чтобы жир принял окраску томата. Затем на сковороду выложить готовый рис, аккуратно перемешать его так, чтобы он равномерно окрасился томатом, а уже потом посыпать рис тертым сыром.
Состав: на I стакан риса— 6 стаканов воды, 4 ст. ложки томат-пасты, 4 ст. ложки сливочного масла, 100 г тертого сыра, соль по вкусу.

Рисовая запеканка «зеленая» с сосисками.

Рис промыть, отварить в воде до готовности, откинуть на дуршлаг и дать воде стечь. Шпинат вымыть и подсушить. Репчатый лук и дольки чеснока нашинковать и поджарить в небольшом количестве жира. Когда поджарка остынет, добавить в нее яичные желтки, все тщательно растереть, затем положить приготовленный рис, шпинат, соль, молотый перец, перемешать, влить взбитые яичные белки и снова аккуратно перемешать. Половину массы выложить на смазанную маслом и посыпанную панировочными сухарями сковороду или форму, сверху положить очищенные от кожицы и нарезанные кружочками сосиски, накрыть их остатками рисовой массы, поверхность разровнять, сбрызнуть жиром и запечь в духовке. Подавать запеканку с томатным соком.
Состав: на 1 стакан риса — 2 стакана воды, 1 ст. ложка жира, 250 г шпината, 4 яйца, 4 сосиски, 1 луковица, 1-2 зубчика чеснока, соль, молотый перец, панировочные сухари по вкусу.

Рис с зеленым консервированным горошком.

Вымытый рис всыпать в кипящую воду с жиром, посолить и отварить до рассыпчатого состояния. Репчатый лук нашинковать и обжарить в небольшом количестве жира не подрумянивая. Консервированный горошек откинуть на дуршлаг, дать стечь соку, положить его в готовый рис, добавить поджаренный лук, сваренное вкрутую и порубленное яйцо, заправить сладким молотым перцем и осторожно перемешать. Подавать рис, посыпав мелко нарезанной зеленью петрушки.
Состав: на 1 стакан риса — 2 стакана воды, 1 ст. ложка сливочного масла или маргарина, 1 большая луковица, 2 ст. ложки сливочного масла для жаренья лука, 200 г консервированного зеленного горошка, 1 чайн. ложка сладкого молотого перца, 4 яйца, соль, зелень по вкусу.

Рис с грибами и горошком.

Мелко нашинкованный репчатый лук обжарить в жире, добавить рис и, помешивая, прогреть до появления прозрачности у риса, затем добавить горячую воду, посолить и варить на слабом огне или в духовке без помешивания. Когда рис станет мягким, добавить в него предварительно поджаренные на масле грибы и перемешать. Массу выложить на смазанную маслом сковороду или поставить в разогретую духовку на 10 мин, потом опрокинуть ее на блюдо, а по краям положить разогретый консервированный горошек. Подавать с томатным соусом.
Состав: на 400 г риса — 1 луковица, 2 ст. ложки масла, 1 л воды, 300 г свежих грибов, 100 г зеленого консервированного горошка, соль по вкусу.

Плов с тыквой, яблоками, айвой и изюмом.

В кастрюле растопить часть сливочного масла, положить слой очищенной и нарезанной небольшими кусочками тыквы, на тыкву насыпать слой промытого и подсушенного риса, затем слой смеси из очищенных от кожицы и нарезанных кусочками свежих яблок, айвы, промытого изюма, снова слой риса, слой смеси из фруктов и засыпать все оставшимся рисом. Положить сверху кусочки сливочного масла и залить все подсоленной водой так, чтобы она покрыла блюдо на 1 см. Кастрюлю накрыть крышкой и варить фруктовый плов на слабом огне в течение 1 ч. Можно приготовить плов и в разогретой духовке.
Состав: на 1 стакан риса — 400 г тыквы, 4-5 свежих яблок, 3-4 айвы, 0,5 стакана изюма, 100 г сливочного масла, соль по вкусу.

Приятного Вам аппетита!

Комментировать от
или
  • ​Спасибо! Как говорят: мелочь, а приятно! acute (1).gif

    • ​да какой же вы молодец! Так интересно! Спасибо!

      • Спасибо! Я проявляю интерес к старинной кухне, обычаях и традициях. Подготовил ещё несколько материалов, обязательно поделюсь!

      • Владимир Новиков, с нетерпением буду ждать!!!

      • Не подведу! А какой завтра кулинарный день? Колядки!

      • Владимир Новиков, спасибо за интересную информацию. Первый раз услышала про бабьи каши.

      • Пользуйтесь! Информация и нужна для того, чтобы делиться ею.

        Жаль, забыл выставить про Маланью свадьбу, эти дни уже прошли.

      • Владимир Новиков, ничего, давайте и об этом, на будущий год пригодится.

      • Спасибо! И то, а до Нового года ещё дожить надо. А можно пустить к старому Ноому году. Посмотрим. Я человек ветренный.

      • Владимир Новиков, ветреный?  Мне так не кажется. То Вы наговариваете на себя.

      •  Вернее, я увлекающийся человек. Мне многое интересно, поэтому могу перескочить с одного занятия на другое. Но, в целом, ответственный. Кто так ещё может похвалить себя?

      • Владимир Новиков, вот в то, что увлекающийся, верю! Это видно из Ваших постов.

    еще рекомендуем