Акцентуации характера у подростков
3
822

Акцентуации характера у подростков

   

null

 Акцентуации- это черты своеобразия характера которые иногда могут при определённых условиях затруднять взаимодействие человека с окружающими. Появлением акцентуации может служить наследственный фактор или тот или иной тип воспитания.

Факторы воспитания, которые способствуют проявлению акцентуаций:
- гиперопека
- эмоциональное отвержение
- гипоопека
- жестокое воспитание, противоречивое воспитание
- воспитание в плане повышенной моральной ответственности
- потворствующее воспитание
Акцентуация не является нормой, но и не является патологией. т.е. это пограничное состояние.
В зависимости от уровня выраженности выделяют акцентуацию явную и скрытую. Явная считается крайним вариантомнормы и для неё характерно постоянство черт. При скрытой акцентуации черты выржены слабо либо вообще не проявляются.
Акцентуации характера могут способствовать различным психосоматическим расстройствам, могут способствовать нарушению поведения и проявлению неврозов. При большей выраженности они способны наложить на личность опечаток и тем самым разрушать структуру личности.
Типы личностей акцентуированных подростков:
Демонстративный тип
характеризуется повышенным демонстративным повдением, живостью, для него характерна лёгкость в налаживании контактов. Он склонен к фантазёрству, притворству, лживости, любит приукрашать свою персону, зачастую им движет стремление к лидерству и привосходству. Он жаждет власти и похвалы, желает быть признанным в обществе. У таких подростков отмечается высокий уровень эгоцентризма, самооценка у них далека от объективности. Самоуверенный и с высоким уровнем притязаний он выступает инициатором конфликтов. С лёгкостью из своего сознания может вытеснить то что ему неприятно либо то что он не желает знать. Обычно лжёт он с «невинным лицом» и без угрызений совести. Такой подросток способен увлечь за собой других неординарностью своего мышления.
Застревающий тип. Для него характерна умеренная общительность, склонность к нравоучениям, зунудливость. Очень чувствителен к обидам, способен долго переживать происходящее; довольно часто выступает инициатором конфликтов. Он самонадеянный, для него характерна жёсткость в установках и взглядах, развитое чистолюбие приводит к настойчивому утверждению своих итересов. Основная его черта - склонность к аффектам.
Педантичный. Характерна регидность, инертность психических процессов, в конфликты вступает редко, является больше пассивной стороной, чем активной. Подростк достаточно аккуратен. пунктуален, очень любит порядок и чистоту; склонен действовать всегда по плану, выпоняя какие-либо действия не тороплив, такой подросток ориентируется на высокой качество работы, постоянно себя перепроверяет. Такой подросток с охотой уступит лидерство другому.

Возбудимый тип. Для него характерна повышенная импульсивность, грубость, угрюмость, он склонен к хамству и ругательствм. В конфликтах выступает активной провоцирующей стороной. Он весьма раздражителен, вспыльчив,очень неуживчив в коллективах. Отмечена низкая контактность в общении, у него замедленные вербальные и невербальные реакции. Любой труд для него не интересен, также как и учёба. Живёт только настоящим, равнодушен к будущему Свою власть может проявить и реализоватьможет только в окружении слабых.

Гипертимный тип. Для подростков данного типа характерна активность, большая подвижность, болтливость, у них очень экспрессивна мимика и жесты. Не всегда способны соблюдать чувство субординации и дистанции по отношению к другим. Характерна повышенная самооценка. Они деловиты и самостоятельны, очень легко идут на контакт. Для них характерны вспышки гнева, особенно если на своём пути они встречают какое-либо противодействие. Почти всегда имеют хорошее настроение, жизнерадостны, умеют развлекать других.

Дистимический тип. Подростки этого типа отличаются серьёзностью, иногда подавленностью настроения, медлительностью. Для них характерны пессимистические реакции, у них преобладает заниженная самооценка, в беседе они немногословны - молчаливы.Чаще всего это домоседы, они избегают шумных компаний и зачастую склонны вести замкнутый образ жизни. Они очень исполнительны и ценят хорошее отношение к себе.

Тревожный тип. Для подростков с этим типом характерна низкая контактность, пугливость, робость. Дети с тревожным типом очень боятся оставаться одни, боятся темноты, они опасаются шумных сверстников, очень тяжело переживают контрольные, экзамены. У них весьма рано формируется чувство ответственности и долга, преобладают высокие моральные ценности.Такие дети не умеют переносить насмешек и часто не могут постоять за себя; они редко вступают в конфликты. в подобных ситуациях ищут поддержку и опору.Они дружелюбны и самокретичны. Зачастую в силу своей беззащитности выступают в роли "козлов отпущения".

Экзальтированный тип.
Основная черта таких подростков - способность восхищаться, они улыбчивы, переполнены счастьем. Им характерны высокая контактность, влюбчивость, словоохотливость, любят поспорить, но спор у них не переходит в открытый конфликт. В конфликтах они могут занимать как активную позицию, так и пассивную. Также им характерны сиюминутные настроения и очень легко от состояния восторга переходят к состоянию печали.

Эмотивнй тип. Этот тип оченьсхож с экзальтированныму, но проявления его не столь ярки. Наиболее выраженная черта – гуманность, умение сопереживать другим, высокий уровень эмпатии, подростки очень впечатлительны. Слезливы, очень остро воспринимают жизненные события. Подростки могут очень остро реагировать на сцены из кинофильма, сцены насилия и жестокости у них могут вызывать сильные потрясения, которые способны долго «жить» в сознании и не давая покоя, нарушают сон. В конфликты они вступаю редко, обиды зачастую носят в себе. Им характерно обострённое чувство долга.

Циклотимный тип. Для этого типа характерны смены гипертимных и дистимных реакций. Радостные жизненные картины вызывают у них картины гипертимии, появляется скачка идей и говорливость, а печальные сюжеты вызывют чувство подавленности, замедленные реакции, у них также часто меняется манера общения с другими людьми. Типичные циклоиды в детсве проявляют зачастую гипертимических реакции, но затем у них появляется чувство подавленности. Вялости, частые бессонницы. Потери аппетита. На замечания могут реагировать с раздражительностью и гневом в глубине души. Настроение у них влияет на самооценку.

Почему я заговорила об акцентуациях характера подростков. т.к. зная акцентуированности можно помочь выбрать для него соответствующий род деятельности, - будущую профессию, где он сможет проявить свой потенциал , адаптационные способности и коммуникативные навыки в межличностном общении.

Комментировать от
или
  • Мне кажется, что подростки, взрослея, могут менять своё поведение и мироощущение. Возраст может менять типы.

    •  Спасибо smile3.gif Нет,  эта тема на части не делится, без одного не будет понятно другое.

      • Очень интересная статья, но я бы предложила разбить её на маленькие статьи по типам каждая, так проще всё это усвоить, чем один большой монолит)

        еще рекомендуем