0
56

Бытовые капризы

Бытовые капризы фото 1

Каприз бытовой — это каприз, который наблюдается даже у совершенно здорового ребенка, привит ему слу­чайными, внешними обстоятельствами и является ре­зультатом неправильного воспитания, несоответственной обстановки и ненормальных взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В известных условиях воспи­тания в психике ребенка создается повышенное пред­ставление о своем положении, повышенное чувство «я», вызывающее у него своего рода эгоцентризм.

Ребекка слишком любят, предупреждают всякое его желание, скрывают от него все его ошибки, превозносят все его действительные качества и измышляют даже несущест­вующие. Не желая создавать ребенку даже временных неприятностей, освобождают его от замечаний и настав­лений воспитательного характера. Ребенок теряет меру действительности в реальной жизни и в своих чувствах и желаниях.

Пользуясь своим положением, ребенок властвует над родителями, диктует им свои требования и очень воз­мущается, когда их не исполняют. Зная, как тяжело пе­реносят родители горе своего ребенка, он симулирует (плачет, отказывается от еды и т. п.), желая разжало­бить родителей и устрашить их своими страданиями. Ребенок требует, чтобы все было так, как он хочет, и всячески протестует в случае несогласия родителей.

Бытовые капризы фото 2

В таком привилегированном положении бывают де­ти, оставшиеся в живых после многих смертей в семье, или которые родились после долгого бездетного супру­жества, или единственные в семье, или дети, которые долго болели, бывали на краю гибели и с трудом выздо­равливали, или которых по состоянию здоровья (порок сердца, припадки т. п.) избегают раздражать, волно­вать.

Наблюдения показывают, что такие дети отличаются слабой волей, неуравновешенностью, невропатичностью, а неудовлетворительным воспитанием все эти качества еще более усугубляются. Такие дети особенно склонны к болезненной реакции и среди них особенно часто встре­чаются все виды капризов. Даже допуская иногда у детей болезненное состояние, врожденное и усиленное условиями жизни, мы оправдываем капризы, ибо столь же болезненные дети в здоровой обстановке не прояв­ляют капризов. Капризам этой группы детей нет конца, капризам не только по внешности, но и по содержанию. Такие дети, получая все без борьбы, не задумы­ваются над тем, как и что они получают, не упражняют своей воли, не приучаются к борьбе в жизни. Они без­вольны, самонадеянны, эгоистичны.

В таком же положении находятся дети, родители которых не согласуют между собой отношение к детям. Ссоры родителей на виду у детей, одинаково любящих обоих, создают в душе ребенка конфликт бурной реак­ции, которую ребенок не в состоянии ни уяснить себе, ни выявить ее в понятной для взрослых форме; он выра­жает это своим настроением, недовольством, глухим протестом против родителей — капризом.

В тех же условиях быта и семьи зарождаются капри­зы и не столь отрицательного характера. Эти капризы имеют место в семьях, где родители малокультурны, ма­ло понимают своих детей и не вникают в их внутренний мир, или когда родители очень заняты и вынуждены уделять мало внимания своим детям. Дети считают себя брошенными, обиженными, это раздражает их, и они могут реагировать на это только капризом.

Часто домашние условия жизни и весь режим утом­ляют ребенка и побуждают его к капризам. Это бывает, когда ребенок не приучен к определенному порядку, вре­мени для еды, сна, когда он целый день проводит среди детей, в играх или, работая, и не имеет достаточного от­дыха среди дня, когда его поздно укладывают спать или часто прерывают его сон шумом и т. д.

Отсутствие правильного ритма в жизни и чрезмерное психофизическое изнашивание, и истощение мозговой

коры (отсутствие автоматизма, экономящего энергию) нарушают здоровье ребенка и делают его больным, не­врастеником, склонным к капризам вообще, а, с другой стороны, ведут к утомлению: чем сильнее утомление, тем больше возбуждается нервная система, нарушается душевное равновесие, и создаются условия для непра­вильной болезненной реакции в виде капризов. Очень усталый, возбужденный ребенок, не может уснуть, не знает, что с собой делать, и капризничает.

Тесное жилье, постоянное пребывание на виду у взрослых и т. д. мешают детям предаться беззаботным играм и шалостям, они всем мешают, они везде лишние, на них кричат, их толкают, и дети, в свою очередь, не понимая, в чем дело, выражают свой протест капризом.  Обида, которую ребенок испытывает в этих случаях, если он не встречает с чьей-либо стороны сочувствия, утешения, озлобляет его, обескураживает, он нервни­чает и капризничает.

Что это так, свидетельствуют те случаи, когда оби­женному ребенку кто-нибудь из взрослых уделяет вни­мание, расспрашивает; его об обстоятельствах дела, разъ­ясняет ему положение и успокаивает его; тогда ребенок умиротворяется, делается послушным.

Бытовые капризы фото 3

Праздность, неиспользованная физическая и нерво-психическая энергия ведут в результате самоотравлению организма, который реагирует на это раздражением, капризом. Вызванные условиями жизни монотонность, бездеятельность ребенка тормозят все его биологи­ческие процессы, а это ведет к болезненному состоянию. Которое ранее наблюдалось в закрытых учреждениях (домах ребенка, круглосуточных яслях, больницах) и называлось госпитализмом и которое обусловли­вается накоплением в организме неиспользованных про­дуктов метаболизма и ведет в свою очередь к депрессии и понижению жизненных процессов; при этом реакцией со стороны центральной нервной системы являются ано­малии поведения в виде капризов. Скука создается у ребенка, который из страха заразиться, простудиться или попасть под дурное влияние товарищей понуждает­ся к одинокой, замкнутой жизни, не имеет товарищей (один в семье), не посещает детских организации. Даже если он окружен большим вниманием и удобствами — игрушками, книгами и обществом только взрослых, то все же такая жизнь, лишенная живого импульса, настоя­щего разнообразия и меняющихся впечатлений и инте­ресов, походит на затворничество, ведет к накоплению неиспользованной энергии, выражающейся неопределен­ными желаниями, настроениями, капризами.

Наконец, нужно упомянуть еще об одном положении ребенка, которое также ведет к капризам — это сильная опека, лишающая всякой инициативы и самодеятельно­сти. В таких случаях чувство связанности, пленения на­ходит свое выражение в неопределенной рефлективно­сти, в капризах.

Жизнь ребенка в семье, школе, взаимоотношения с товарищами, степень удовлетворения его физических и духовных интересов так разнообразны, что все они не могут быть уловлены и отмечены, но и сказанного доста­точно для того, чтобы взрослые, при оценке поведения, взвешивали все обстоятельства жизни ребенка и тогда только определяли его капризность. Нужно вникнуть в причины того или иного поведения ребенка, и уже это одно вскроет внутренний мир ребенка, поможет ребенку выйти из трудного положения и создаст правильные вза­имоотношения между взрослыми и детьми. Нет большей трагедии, как оставаться непонятым и без помощи со стороны тех, которые искрение хотят понять и подать эту помощь.

Считаем нужным упомянуть еще об одной трагедии в семье, но уже обратного порядка, о случаях, когда ребенок слишком предоставлен самому себе, когда он рано начинает пользоваться полной свободой действий, когда он фактически растет безнадзорно. Нередко при­ходится видеть полное отдаление детей от семьи, игно­рирование старших и болезненное, гипертрофированное - выпячивание своего «я». Всякое обычное, дружествен­ное вмешательство родителей в дела своих детей принимается ими как опека, стеснение, покушение на самостоя­тельность. Дело доходит до полного отчуждения детей, они перестают жить интересами семьи. Простой воп­рос — куда идешь, когда придешь, вызывает отпор. Сознание своей личности — это физиологическое, возраст­ное состояние, но сопровождаемое отрицанием личности родителей — уже патологическое состояние, вывих воспи­тания. В его основе лежит прежде всего нелюбовь к родителям, ибо любящие дети не стесняются и признают своих, даже темных, малограмотных родителей и отно­сятся к ним с чувством уважения и любви.

С другой стороны, в основе таких отношений к роди­телям лежит недостаточная культура детей, отсутствие у них должного анализа и самомнение. Способствует этому ранее восхваление, часто безосновательное возве­личение, ранняя занятость общественными делами. Ан­тагонизм «отцов и детей» является давней проблемой, литературной темой и может быть оправдан только иде­ологическими расхождениями старого и нового поколе­ния, границы которых все более стираются. Вообще при­знание родительского авторитета есть советская точка зрения, полное же его отрицание — уже порок, недомыс­лие. Родители не должны забывать, что дети, став взрослыми, приобретают права взрослого, родители должны за ними признать эти права; но и дети не долж­ны забывать своих обязанностей по отношению к роди­телям. Расхождение в этих взаимоотношениях не кап­риз, а худшее зло, и раскол семьи часто также результат неправильного воспитания.

Комментировать от
или
еще рекомендуем