Бытовые капризы
Каприз бытовой — это каприз, который наблюдается даже у совершенно здорового ребенка, привит ему случайными, внешними обстоятельствами и является результатом неправильного воспитания, несоответственной обстановки и ненормальных взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В известных условиях воспитания в психике ребенка создается повышенное представление о своем положении, повышенное чувство «я», вызывающее у него своего рода эгоцентризм.
Ребекка слишком любят, предупреждают всякое его желание, скрывают от него все его ошибки, превозносят все его действительные качества и измышляют даже несуществующие. Не желая создавать ребенку даже временных неприятностей, освобождают его от замечаний и наставлений воспитательного характера. Ребенок теряет меру действительности в реальной жизни и в своих чувствах и желаниях.
Пользуясь своим положением, ребенок властвует над родителями, диктует им свои требования и очень возмущается, когда их не исполняют. Зная, как тяжело переносят родители горе своего ребенка, он симулирует (плачет, отказывается от еды и т. п.), желая разжалобить родителей и устрашить их своими страданиями. Ребенок требует, чтобы все было так, как он хочет, и всячески протестует в случае несогласия родителей.
В таком привилегированном положении бывают дети, оставшиеся в живых после многих смертей в семье, или которые родились после долгого бездетного супружества, или единственные в семье, или дети, которые долго болели, бывали на краю гибели и с трудом выздоравливали, или которых по состоянию здоровья (порок сердца, припадки т. п.) избегают раздражать, волновать.
Наблюдения показывают, что такие дети отличаются слабой волей, неуравновешенностью, невропатичностью, а неудовлетворительным воспитанием все эти качества еще более усугубляются. Такие дети особенно склонны к болезненной реакции и среди них особенно часто встречаются все виды капризов. Даже допуская иногда у детей болезненное состояние, врожденное и усиленное условиями жизни, мы оправдываем капризы, ибо столь же болезненные дети в здоровой обстановке не проявляют капризов. Капризам этой группы детей нет конца, капризам не только по внешности, но и по содержанию. Такие дети, получая все без борьбы, не задумываются над тем, как и что они получают, не упражняют своей воли, не приучаются к борьбе в жизни. Они безвольны, самонадеянны, эгоистичны.
В таком же положении находятся дети, родители которых не согласуют между собой отношение к детям. Ссоры родителей на виду у детей, одинаково любящих обоих, создают в душе ребенка конфликт бурной реакции, которую ребенок не в состоянии ни уяснить себе, ни выявить ее в понятной для взрослых форме; он выражает это своим настроением, недовольством, глухим протестом против родителей — капризом.
В тех же условиях быта и семьи зарождаются капризы и не столь отрицательного характера. Эти капризы имеют место в семьях, где родители малокультурны, мало понимают своих детей и не вникают в их внутренний мир, или когда родители очень заняты и вынуждены уделять мало внимания своим детям. Дети считают себя брошенными, обиженными, это раздражает их, и они могут реагировать на это только капризом.
Часто домашние условия жизни и весь режим утомляют ребенка и побуждают его к капризам. Это бывает, когда ребенок не приучен к определенному порядку, времени для еды, сна, когда он целый день проводит среди детей, в играх или, работая, и не имеет достаточного отдыха среди дня, когда его поздно укладывают спать или часто прерывают его сон шумом и т. д.
Отсутствие правильного ритма в жизни и чрезмерное психофизическое изнашивание, и истощение мозговой
коры (отсутствие автоматизма, экономящего энергию) нарушают здоровье ребенка и делают его больным, неврастеником, склонным к капризам вообще, а, с другой стороны, ведут к утомлению: чем сильнее утомление, тем больше возбуждается нервная система, нарушается душевное равновесие, и создаются условия для неправильной болезненной реакции в виде капризов. Очень усталый, возбужденный ребенок, не может уснуть, не знает, что с собой делать, и капризничает.
Тесное жилье, постоянное пребывание на виду у взрослых и т. д. мешают детям предаться беззаботным играм и шалостям, они всем мешают, они везде лишние, на них кричат, их толкают, и дети, в свою очередь, не понимая, в чем дело, выражают свой протест капризом. Обида, которую ребенок испытывает в этих случаях, если он не встречает с чьей-либо стороны сочувствия, утешения, озлобляет его, обескураживает, он нервничает и капризничает.
Что это так, свидетельствуют те случаи, когда обиженному ребенку кто-нибудь из взрослых уделяет внимание, расспрашивает; его об обстоятельствах дела, разъясняет ему положение и успокаивает его; тогда ребенок умиротворяется, делается послушным.
Праздность, неиспользованная физическая и нерво-психическая энергия ведут в результате самоотравлению организма, который реагирует на это раздражением, капризом. Вызванные условиями жизни монотонность, бездеятельность ребенка тормозят все его биологические процессы, а это ведет к болезненному состоянию. Которое ранее наблюдалось в закрытых учреждениях (домах ребенка, круглосуточных яслях, больницах) и называлось госпитализмом и которое обусловливается накоплением в организме неиспользованных продуктов метаболизма и ведет в свою очередь к депрессии и понижению жизненных процессов; при этом реакцией со стороны центральной нервной системы являются аномалии поведения в виде капризов. Скука создается у ребенка, который из страха заразиться, простудиться или попасть под дурное влияние товарищей понуждается к одинокой, замкнутой жизни, не имеет товарищей (один в семье), не посещает детских организации. Даже если он окружен большим вниманием и удобствами — игрушками, книгами и обществом только взрослых, то все же такая жизнь, лишенная живого импульса, настоящего разнообразия и меняющихся впечатлений и интересов, походит на затворничество, ведет к накоплению неиспользованной энергии, выражающейся неопределенными желаниями, настроениями, капризами.
Наконец, нужно упомянуть еще об одном положении ребенка, которое также ведет к капризам — это сильная опека, лишающая всякой инициативы и самодеятельности. В таких случаях чувство связанности, пленения находит свое выражение в неопределенной рефлективности, в капризах.
Жизнь ребенка в семье, школе, взаимоотношения с товарищами, степень удовлетворения его физических и духовных интересов так разнообразны, что все они не могут быть уловлены и отмечены, но и сказанного достаточно для того, чтобы взрослые, при оценке поведения, взвешивали все обстоятельства жизни ребенка и тогда только определяли его капризность. Нужно вникнуть в причины того или иного поведения ребенка, и уже это одно вскроет внутренний мир ребенка, поможет ребенку выйти из трудного положения и создаст правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми. Нет большей трагедии, как оставаться непонятым и без помощи со стороны тех, которые искрение хотят понять и подать эту помощь.
Считаем нужным упомянуть еще об одной трагедии в семье, но уже обратного порядка, о случаях, когда ребенок слишком предоставлен самому себе, когда он рано начинает пользоваться полной свободой действий, когда он фактически растет безнадзорно. Нередко приходится видеть полное отдаление детей от семьи, игнорирование старших и болезненное, гипертрофированное - выпячивание своего «я». Всякое обычное, дружественное вмешательство родителей в дела своих детей принимается ими как опека, стеснение, покушение на самостоятельность. Дело доходит до полного отчуждения детей, они перестают жить интересами семьи. Простой вопрос — куда идешь, когда придешь, вызывает отпор. Сознание своей личности — это физиологическое, возрастное состояние, но сопровождаемое отрицанием личности родителей — уже патологическое состояние, вывих воспитания. В его основе лежит прежде всего нелюбовь к родителям, ибо любящие дети не стесняются и признают своих, даже темных, малограмотных родителей и относятся к ним с чувством уважения и любви.
С другой стороны, в основе таких отношений к родителям лежит недостаточная культура детей, отсутствие у них должного анализа и самомнение. Способствует этому ранее восхваление, часто безосновательное возвеличение, ранняя занятость общественными делами. Антагонизм «отцов и детей» является давней проблемой, литературной темой и может быть оправдан только идеологическими расхождениями старого и нового поколения, границы которых все более стираются. Вообще признание родительского авторитета есть советская точка зрения, полное же его отрицание — уже порок, недомыслие. Родители не должны забывать, что дети, став взрослыми, приобретают права взрослого, родители должны за ними признать эти права; но и дети не должны забывать своих обязанностей по отношению к родителям. Расхождение в этих взаимоотношениях не каприз, а худшее зло, и раскол семьи часто также результат неправильного воспитания.
Ребенок преследует меня | Голодный каприз |