0
102

Устранение детских капризов

Устранение детских капризов фото 1

Каприз - это особый вид поведения, и, как всякое поведение, складывается из взаимодействия внешних: влияний и внутренних сил ребенка. Изучение капризов в этом направлении выявляет их генез и обнаруживает те факторы, бытовые, физические и психогенные, которые привели ребенка к данному поведению, обнаруживает какими силами, физическими и психическими, он обладает, насколько устойчивы эти силы и какова их реакция на внешние импульсы, а с другой стороны — каково влияние на ребенка внешней среды. Все это позволяет определить дальнейшее развитие интеллекта при определенных условиях жизни, а следовательно, определить отношение к нему в смысле вмешательства, насколько оно вообще необходимо и в каком виде.

Задача воспитания — вскрыть все эти моменты и коррегировать их, насколько это в данных реальных условиях возможно, влияя одновременно и на среду и на самого ребенка. Но, прежде всего, возникает вопрос, нужно ли вообще какое-либо воздействие на капризного ребенка, принимая во внимание, что каприз возрастное, преходящее состояние; имеет ли смысл бороться с капризами, которые так трудно поддаются исправлению, а с возрастом сами проходят; не предоставить ли дело естественному течению.

Мы считаем, что этого делать нельзя, ведь каприз есть сигнал, что с ребенком неблагополучно в смысле ли среды, в которой он живет, или в смысле его здоровья, тем более, что отчего бы ни зависел каприз, он отражается на характере ребенка не только в детстве, но и в будущем, таким образом, нарушает полноценность личности ребенка. Своевременное вмешательство особенно необходимо в случаях, когда каприз является первым симптомом тяжелого душевного заболевания.

Таким образом, необходимо во всех случаях активное вмешательство, и оно должно быть предпринято как можно раньше, как всякое активное воспитание. Известен классический ответ Жан Жака Руссо одной матери, которая, имея двухлетнего ребенка, спросила его, когда нужно начать воспитывать детей: «Вы пропустили уже два года», — ответил философ-педагог.

Итак, воспитательное воздействие нужно начинать уже с первых дней жизни, когда ребенку устанавливается соответствующий его возрасту режим, число кормлений, организуется сон, первые игры и т.п.. И это воздействие должно быть специальным, поскольку уже в этом возрасте возможны проявления аномалии поведения в виде каприза. При этом, подобно тому, как врач при всякой болезни, например, воспалении легких, приступая к лечению, прежде всего, обеспечивает больному чистый воздух, организует ему правильный уход и питание, принимает меры к поднятию устойчивости его организма в борьбе с болезнью (переливание крови, витаминное питание и т. п.), а затем уже переходит к мероприятиям, направленным непосредственно на больной орган (легкие), и лишь на последний план ставит борьбу с кашлем, как одним из частных симптомов болезни, — точно также, при устранении капризов, прежде всего необходимо создать здоровую среду, улучшить физическую и духовную обстановку, принять меры общевоспитательного и оздоровляющего характера и в конце концов педагогически воздействовать на частный симптом поведения — каприз. В этих мероприятиях выполняется принцип И. П. Павлова: «применить физиологические методы лечения». Оставить же ребенка без специальной помощи в той же атмосфере, со всеми ее ненормальностями и направить свое внимание только на капризы, это все равно, что давать успокоительные порошки и не лечить основную болезнь.

В отношении бытовых капризов большое внимание следует обратить на внешнее влияние, при физических капризах — на здоровье ребёнка, а при психогенных, наиболее трудно устранимых, — на психику и внешнюю среду, ибо последняя выявляет первую, она влияет на время появления первых симптомов психических аномалий ребенка, на их тяжесть и продолжительность. Легче исправить внешнюю обстановку, нежели устранить дефект организма. Профилактика эффективнее лечения.

Комментировать от
или
еще рекомендуем