14
323

Как победить детские капризы

Как победить детские капризы фото 1

Установка правильного, продуманного режима, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка - это лучшая гарантия от капризов. В хорошо организованном коллективе все эти условия наиболее осуществимы. Они сводятся к режиму времени, игр, сна, еды, прогулок и т. д. Периодика создает ритм, восстанавливает правильные взаимоотношения процессов возбуждения и торможения, освобождает кору мозга от излишней нагрузки и разрушения, вводит душевный покой, и этого обыкновенно достаточно для устранения и подавления большинства бытовых капризов.

Однако, поскольку меры для душевного успокоения ребенка предпринимаются поздно или в основе каприза имеется еще физическая или психическая сторона, капризы могут повторяться. Необходимо для успешного вмешательства и исправления каприза выяснить эти присоединяемые факторы и учитывать их в своих воспитательных устремлениях. Здесь нужны уже специально медицинские приемы в виде излечения основного физического или психогенного страдания, стимулирующие и успокаивающие гидропатические процедуры, физкультура, лучистая терапия (кварц, свет) и т. д.; не нужно забывать, что и при всех, якобы, строго психогенных заболеваниях нормализация психического тонуса ребенка является весьма эффективным методом лечения.

Врачи рекомендуют две системы воспитания капризных детей — активную и пассивную. Активная заключается в борьбе с самими капризами; пассивная — в игнорировании, необращении внимания на капризы. Выбор той или другой системы зависит прежде всего от состояния воли у ребенка. При сохранении, у него достаточной активности лучше прибегать к пассивным методам; при пассивной (ослабленной) воле—более эффективные меры, активная тонизация воли ребенка. Понятно, что та или другая форма вмешательства не должна переходить в крайность, необходимо щадить внутренний мир ребёнка и путем педагогического такта и уменья, базируясь на природных силах, склонностях и возможностях ребенка, правильно их использовать, т. е. держаться в рамках физиологии ребенка.

С другой стороны, выбор системы зависит и от характера самого воспитателя, насколько у него самого есть уверенность в том, что он будет стоек и тверд в своей активности или пассивности, ибо и в той и в другой системе сам воспитатель должен проявить достаточную активность, так как в самой большой пассивности всегда есть достаточно активности, хотя по отношению к ребенку она и выявлялась внешне пассивно.

Наконец, при выборе системы необходимо принять во внимание этиологический характер каприза, его давность, стойкость, периодичность, внешнюю форму, возраст, нервную психическую структуру, темперамент, окружающую обстановку и даже степень контакта воспитателя с ребенком. Воспитатель сам должен быть олицетворением порядка и системы, но не сух и схоластичен. Он должен стать объектом подражания ребенка, ибо в сознательном, а не копируемом подражании заключается сила воспитания. Доверие к воспитателю, любовь и уважение — это стимулы воспитания. Суетливость или сухость — губят успех воспитания.

Активная система более пригодна в начальных стадиях развития капризного поведения, у детей более раннего возраста, вялого темперамента, наконец, в условиях более тесного непрерывного контакта ребенка с воспитателем.

Пассивная система предпочтительнее у старших, запущенных, активных детей. Плохая среда требует более активного вмешательства.

Принятая система должна проводиться всеми без исключения лицами, с которыми ребенок приходит в соприкосновение; жалеющих, уступающих не должно быть. Конечно, ни в коем случае не следует прибегать к физическому насилию, терроризированию, запугиванию, обещанию наград, уколам самолюбия, пристыживанию перед товарищами, лишению любимых блюд, развлечений и т. д. Воспитатель должен держаться ровно, спокойно, не раздражаясь, выполнять все, что сказано, не делать ничего такого, что может быть принято за каприз, необоснованность, случайность; не взывать к сочувствию, состраданию со стороны ребенка, не входить с ним ни в какие сделки и компромиссы — обещания наград в случае исправления и т. п. Не подчеркивать перед ребенком серьезности положения в случае психогенных капризов, а в других капризах выявлять значение болезни или вредную обстановку и, развивая перед ребенком их значение, стараться этим путем исправить его.

В отношении упорных бытовых и психогенных капризов целесообразно переметить среду как в смысле помещения, так и людей — взрослых и товарищей; детей хорошо перевести к родным, в лагерь, колонию и т. п. Новая среда обрывает и заглушает привычные капризные рефлексы. В новой обстановке устанавливается правильный режим дня, нормируется всякая дача пищи, игры, прогулки, сон, занятия, гигиенические навыки. Исключается всякая ажитация, частые кино, театры. Необходимо приучить ребенка к какому-нибудь специальному труду, коллекционированию, искусству, спорту. Не слишком опекать, давать относительную самостоятельность, устранять безделье, но и не переутомлять.

Вторым решающим моментом после перемены обстановки является создание правильных взаимоотношений между взрослыми и капризным ребенком. В новой обстановке это более выполнимо, чем в прежней, старой.

В новой обстановке все должно быть переустроено, но это не должно носить характера наказания, а должно естественно вытекать из новых условий. Все должно быть строго тенденциозно, целенаправленно, но скрыто от понимания ребенка. В новой обстановке ребенок должен почувствовать кругом себя сильную, непреклонную, но любовную среду, никаких и ни в чем отступлений. Необходимо особенно фиксировать внимание на моментах, которые в прошлом давали повод к капризам, и избегать их вначале, а после пользоваться ими для проверки прочности излечения от капризов и указывать на них ребенку, когда есть уже уверенность, что капризы не возвратятся.

Полезен метод сравнения аналогичных примеров и поступков других детей, метод доведения ребенка к осознанию бессмысленности и отрицательности каприза, метод его осмеивания в добродушной, но не оскорбляющей форме, метод вразумления, бесед. Если все это не достигает цели, то приходится прибегать к строгому запрету или полнейшему и подчеркнутому игнорированию капризов, не считаясь ни с плачем, ни с протестом ребенка. В том и другом случаях должны быть проявлены большая выдержка! и постоянство, особенно в капризах бытовых и, отчасти, физических.

Комментировать от
или
  • Я вот стараюсь сейчас придерживаться этой системы.Если капризничает,то вообще не обращаю внимания.Игнорирую.Малой аж бесится,и орет еще громче.Но я держусь)))

    Даст Бог,поможет))

    • Я тоже стараюсь просто напросто не обращать внимания на капризы. В нашей семье это срабатывает.

  • Тоже стараюсь игнорировать такое поведение, но иногда срываюсь на крик и пытаюсь угомонить...

    • согласна с выше написанным,хотя к каждому ребенку нужен свой подход.

      • Я тоже думаю что пассивный метод самый эффективный. Даже сейчас использую когда малыш начинает капризничать

        • ну ты еще рановато начинаешь,откуда ты точно знаешь,что он капризничает?

        • замечаю первые проявления характера) бывает мне  начинает козни строить, а только видит что я игнорирую и отворачиваюсь-перестает, поворачиваюсь-опять) 

        • Ой,Ань,не переборщи.Я вот тоже думала,что мое чудо в 9-ть месяцев капризничает,спать не хочет,а он тени на потолке боялся(((

      • Хотя к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, но в вообщем согласна с выше написанным. А игнорирование, я считаю, один з наиболее эффективных методов

        • согласна,я капризы стараюсь не принимать всерьез,мой сын любит показать характер(особенно в последнее время)

        • ой, а со своим я пока справиться не могу. Даже игнорирование не помогает пока. Настолько вредный стал в свои то 1,1 года

        • моего бабушки избаловали-чуть что не так сразу рев (дикий причем),ужас,не знаю надолго ли меня хватит,я порой просто резко переключаю его внимание на новый объект(иногда прокатывает)

        • Ох уж эти бабушки, любять же они своих внуков)))

      • пассивная — в игнорировании, необращении внимания на капризы

        Мы в семье пользовались этой системой. И не жалуемся.

        еще рекомендуем