0
83

Профилактика капризов

Профилактика капризов фото 1

Приведем ряд практических советов для предупреждения и устранения капризов первого типа (бытовых, воспитательных) и второго типа (физических) у детей.

Профилактика:

1. Окружать детей любовным и внимательным отношением. Удовлетворять их законные требования, приучая их в то же время к резонным ограничениям. Не делать их баловнями, не подчеркивать их особенных достоинств, даже если они у них имеются, относиться ко всем детям одинаково. Не делать детей свидетелями ссор, дрязг. Отношение к детям со стороны отца и матери должно быть согласованным.

2. Приучать детей к установившемуся порядку, к самообслуживанию, участию в легких домашних работах: уборке постели, комнаты, мойке хотя бы своей посуды, стирке мелкого своего белья, исполнению несложных и не тяжелых поручений. Приучать к правдивости, ответственности, инициативе, дисциплине — активному, сознательному, а не пассивному, слепому исполнению.

3. Рано приучать детей к какому-нибудь ремеслу — столярному, механическому, к искусству — пению, танцам, лепке. Развивать любовь к спорту, чтению, самодеятельности.

4. Относиться к поведению ребенка с анализом и критикой, а не срывать на нем свое настроение. Всякое отношение к нему должно быть продуманным, не грубым, но и не слащавым: крайности в ту или другую сторону порождают аномалии поведения.

5. Анализ поведения, всякое выговаривание делать не в тайне от других детей, а с участием коллектива (А. С. Макаренко), но не травмируя ребенка, щадя его самолюбие, взывая к его сознанию, самокритике; каприз не должен стать предметом насмешек. Здесь необходим высокий такт педагога. Выговаривание делать разовое, эпизодическое, а не постоянно пилить.

6. Тяжелые, но случайные капризы лучше игнорировать и реагировать на них лишь при повторности.

7. Устранять условия, создающие возможность каприза, как-то: переутомление, недостаточный или прерванный, нарушенный сон, недоедание, особенно в отношении витаминов, (праздность, возможность подражания другим капризным или невропатическим детям, грубое отношение к детям, так называемое «нервное отношение к детям». В случае болезни,— если возможно — устранить, а при невозможности примирить с ней ребенка, указав на фактическую нелогичность каприза в данном случае и приучая ребенка к методам устранения его. Признание болезни, как причины аномалии ребенка, не должно носить характера неизбежности; участливое, любовное отношение должно облегчать болезнь, вызвать устранение аномалии поведения.

8. Лучшее средство предупреждения и устранения каприза — это коллектив, труд и повышение эмоционального тонуса, а для этого целесообразно помещать детей в ясли, детские сады, а в крайнем случае переводить детей в другую семью.

9. Легкие повторные капризы лучше устранять мимоходом, не фиксируя внимания ни коллектива, ни даже самого ребенка. Более упорные капризы устранять путем анализа и самокритики ребенка, но не создавать для этого специальной процедуры судимости, а как бы мимоходом.

10. Саму беседу вести методом вразумления, указывая на необычность поведения, нелогичность его, на недостаточную сознательность ребенка, а иногда даже на вред для здоровья или для взаимоотношений с другими членами коллектива: Не прибегать ни к угрозам, ни к обещанию наград и т. п. Беседу вести в духе благожелательности, участливости и желания оказать помощь.

11. Укреплять волю ребенка, упражнять силу характера, а главное поднимать сознательность и на этом базировать изменение его поведения.

12. Изоляцию проводить только в тяжелых случаях, ограниченно, на несколько часов в течение дня, выставляя изоляцию, как медицинскую меру лечения, и употреблять для этого добавочный сон, давать бром, делать водяные процедуры (теплые ванны), общий массаж, давать витамин В1.

Комментировать от
или
еще рекомендуем