0
268

Витье

Витье фото 1

Процесс витья состоит из скручивания и вытягивания нити. Применяется в том случае, когда надо из отдельных волокон получить нитку или верёвку. Скручиваются отдельные волокна вместе для того, чтобы получить более прочную, красивую и удобную для употребления нить. Приёмы работы в витье просты, односложны.

 

Прядь мочала, пеньки или пряжи складывается пополам, закрепляется на гвоздь или привязывается к какому-либо предмету. Один конец берётся в левую руку, другой — в правую (недалеко от сгиба); каждый конец натягивается и закручивается в одну сторону — справа налево. Концы скрученной пряжи соединяются и свиваются в обратную сторону—слева направо. В конце работы концы связываются узлом.

Витьё можно проводить не только в две, а в три, четыре и более ниток. В этом случае работу лучше проводить коллективомдетей, так как одному скручивать одновременно несколько прядей неудобно, и работа двигается медленно. Принцип выполнения работы тот же: каждая из прядей скручивается в одну сторону, а при соединении нескольких прядей они свиваются в другую сторону.

Витье фото 2

При витье длинного шнура, например при изготовлении верёвки, вожжей, отмеряются три или четыре пряди одинаковой длины, с одного конца они связываются вместе узлом, который закрепляется на гвоздь. Для удобства и ускорения процесса работы каждый конец пряди продевается в катушку, а на конец пряди привязывается палочка. В работу включаются столько детей, сколько отмеряется прядей. Каждый из детей проводит совершенноодинаковую работу: придерживаеткатушку левой рукой, а правой вращает палочку слева направо.

Когда каждая прядь будет достаточно скручена, катушки снимают, концы соединяют и из нескольких прядей свивают шнур.

При объяснении процесса витья надо дать детям наглядное представление, как из пряжи изготовляется нитка, рассказать, какие требования предъявляются к скрученной нити. Нить должна быть ровной, без утолщения, одинаковой и не сильно скрученной на всём протяжении, чтобы она была гибкой. Во время работы показать детям, как правильно расположить материал, принять правильную позу, чтобы было удобно работать, от чего в значительной степени зависит качество и скорость работы. Особенно это важно в начале работы. Если высоко прикрепить пряди, руки будут быстро уставать, затекать. Пряди должны быть расположены на высоте середины плечевого сустава. В первое время у детей будут затруднения в скручивании нити, потому что движения пальцев рук у них недостаточно развиты. Поэтому рекомендуется перед началом работы проводить упражнения пальцами.

При витье из ткани надо нарвать или нарезать полоски (ленточки). Резать ножницами ткань труднее, чем бумагу. На ткани надо провести линии резцом или карандашом, что облегчит определение правильного направления резания.

Витье фото 3

Острый конец ножниц следует держать вниз и сначала лезвие ножниц открывать нешироко, резать на весу, а потом постепенно приучать резать на столе.

При витье верёвочек детям приходится завязывать узлы (чтобы закрепить концы верёвки или чтобы надставить её в длину). Узлы завязываются по-разному, и каждый тип узла имеет своё специальное назначение. В ткацком деле узлами связывают основу при обрывах нити, в сельском хозяйстве завязывают нагруженный воз; в спорте завязывают узлом верёвку при натягивании каната, привязывают волейбольную сетку; в детских играх привязывают качели, гигантские шаги и т. д. В рукоделии и шитье завязывается узел на конце нитки для закрепки при намётывании, вышивают узелками. В плетении применяются различные узлы для получения различных рисунков.

Даём несколько типов узлов: а — простой, б — прямой, в — прямой с петлёй, г — соединительный, д — скользящий, е —скользящая петля, ж — мёртвая петля.

При хранении верёвка должна сматываться так, чтобы при повторном пользовании её легко было бы размотать

Комментировать от
или
еще рекомендуем