Основные правила обучения плавания
При обучении плаванию необходимо руководствоваться определенными правилами.
Первое из них — постепенность. Его нужно соблюдать во всех компонентах обучения. Так, от более теплой воды надо постепенно переходить к более прохладной. Если первые занятия проводятся на открытом водоеме, не следует сразу подвергать детей длительным воздействиям прохладной воды, солнца и ветра, а приучать к ним постепенно.
Следует планомерно облегчать одежду детей в весенне-летний период, постепенно снижать температуру воды при обтираниях. Таким образом, можно достичь прекрасных результатов в закаливании без риска для здоровья детей.
Соблюдение правила постепенности относится и к общей на грузке, которая от занятия к занятию также должна повышаться. Причем надо учитывать, что воздействие нагрузки определяется как общей продолжительностью занятий, так и их интенсивностью.
Не менее важным является правило систематичности. Нередко бывает, что родители начинают проводить купание или обучение плаванию, но затем прерывают этот процесс (то погода изменилась, то времени нет и т. п.). Если занятия проводить нерегулярно, от случая к случаю, они не принесут ожидаемого эффекта и не будут сформированы необходимые навыки.
Правило доступности предусматривает постепенный переход от простых посильных для ребенка упражнений к более сложным. На соблюдении этого принципа базируется вся методика начального обучения плаванию. В процессе обучения, основанного на использовании принципа доступности, ребенок как бы поднимается по ступенькам, первая из которых вход и погружение в воду стоя на дне, а последняя — плавание всеми спортивными способами.
Очень важно соблюдать в процессе обучения плаванию правило прочности, т. е. поэтапного закрепления разученных упражнении и перехода к изучению следующих на основе усвоенных.
К сожалению, очень часто этот принцип нарушается, и ребенок, еще недостаточно усвоив одно упражнение, начинает разучивать следующее. При этом неизбежно возникают ошибки, которые при повторениях закрепляются в составе двигательного навыка.
Соблюдая все перечисленные правила, нужно индивидуально подходить к каждому из обучающихся. Чрезмерное внимание, уделяемое одному из детей, обязательно отрицательно скажется на психологическом состоянии других. Поэтому взрослый, проводящий занятия, должен распределять свое внимание равномерно на всех учеников. А выражается это, прежде всего в констатации успехов каждого ребенка и в замечаниях по исправлению ошибок в выполняемых движениях. Кроме того, дети по-разному усваивают изучаемые движения: одним требуется больше повторений, другим — меньше; одни быстрее осваиваются с водной средой, другие — медленнее.
Места для обучения плаванию | Поддерживающие средства |