Истина - в вине
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало ешь,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Автор этих строк известен всему миру. Самая распространенная ассоциация с ним – это «Рубайят». И почему-то чаще всего забывают, что кроме любви к поэзии он был гениальным математиком, ученым, философом, астрономом и астрологом. Еще в XI веке он разработал календарь с максимально точным на сегодняшний момент соответствием календарю весеннего равноденствия – и этот календарь точнее современного григорианского на 7 секунд в год. Если вы еще сомневаетесь в авторстве первого четверостишия – мой рассказ сегодня об Омаре Хайяме. И, несмотря на то, что он был приверженцем ислама, многие из рубаи Хайяма посвящены вину - хотя Коран и запрещает его пить, сделав из него символ. Вино - напиток из источника мудрости, дарующий «опьянение от познания истины». Давайте и мы сделаем несколько глотков мудрости, дарованной нам персидским гением.
Рубаи о вине
"Вино пить - грех". Подумай, не спеши!
Сам против жизни явно не греши.
В ад посылать из-за вина и женщин?
Тогда в раю, наверно, ни души.
***
"Полоумный от чаши" - названье мое,
Поклоненье вину есть призванье мое.
Я - душа всех собратьев питейного дома,
Образ мира, как есть, содержанье мое!
***
Виночерпий, опять моя чаша пуста!
Чистой влаги иссохшие жаждут уста,
Ибо друга иного у нас не осталось,
У которого совесть была бы чиста.
***
Кравчий! Чашу подай, помогает нам Бог,
В милосердье своем все прощает нам Бог.
Позабудь про обряд, он ненадобен Богу!
Пей вино! О делах наших знает сам Бог.
***
Спросил у чаши я, прильнув устами к ней:
"Куда ведёт меня чреда ночей и дней?"
Не отрывая уст, ответила мне чаша:
"Ах, больше в этот мир ты не вернёшься. Пей!".
***
Где по кругу идет винных чаш колдовство,
Завлекается в круг все мое естество!
Здесь друзья, здесь цветы, и вино в изобилье!
Дать зарок мне не даст все мое существо!
***
Назовут меня пьяным – воистину так!
Нечестивцем, смутьяном - воистину так!
Я есть я. и болтайте себе, что хотите:
Я останусь Хайямом. Воистину так!
***
Доколе будешь нас корить, ханжа ты скверный,
За то, что к кабаку горим любовью верной?
Нас радует вино и милая, а ты
Опутан четками и ложью лицемерной.
***
Шёл я трезвый – веселья искал и вина,
Вижу: мёртвая роза – суха и черна.
«О, несчастная! В чём ты была виновата?»
«Я была чересчур весела и пьяна…».
***
Запрет вина – закон, считающийся с тем,
Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить – признак мудрости, а не порок совсем.
***
Долго ль будешь скорбеть и печалиться, друг,
Сокрушаться, что жизнь ускользает из рук?
Пей хмельное вино, в наслажденьях усердствуй,
Веселясь, совершай предначертанный круг!
***
Смертный, думать не надо о завтрашнем дне,
Станем думать о счастье, о светлом вине.
Мне раскаянья Бог никогда не дарует.
Ну а если дарует – зачем оно мне?
***
Пусть хитрецы, сговорясь заодно,
Осуждают вино, дескать, вредно оно.
Если душу отмыть свою хочешь и тело -
Чаще слушай стихи, попивая вино.
***
Под мелодию флейты, звучащей вблизи,
В кубок розовой влаги уста погрузи.
Пей, мудрец, и пускай твое сердце ликует,
А непьющий святоша - хоть камни грызи!
***
Нищий мнит себя шахом, напившись вина.
Львом лисица становится, если пьяна.
Захмелевшая старость беспечна, как юность,
Опьяневшая юность, как старость, умна.
"Нищий мнит себя шахом, напившись вина.
Львом лисица становится, если пьяна.
Захмелевшая старость беспечна, как юность,
Опьяневшая юность, как старость, умна. Вот насчет опьяневшей юности можно сегодня и поспорить. Ума я там не вижу, хоть убей. Наоборот, такое вытворяют, что ни в какие ворота не лезет, даже до убийств доходит, причем так - ради скуки.
Поспорить-то можно, к сожалению. Но еще в нашу юность именно хмельные разговоры заканчивались филосовствованиями, обсуждениями "а что было бы, если..." и интересными идеями, родившимися в процессе беседы.