Особенности поведения подростков
Подросток всегда стремится занять определенное положение в группе сверстников, при этом нормы его поведения будут приближены к нормам поведения в данной группе. Особенно это опасно при приобщении к асоциальному обществу. Переходная психика подростка состоит их черт детского и взрослого характера.
Поведение и реакции подростков
Подростки часто имеют поведенческие реакции, характерные более младшему возрасту:
- Отказ (домашние обязанности, учеба и пр.). Причина – резкая перемена привычных условий жизни.
- Протест, оппозиция (прогулы, побеги, кражи – как протест против чего-либо).
- Имитация (подражание взрослому человеку, который соответствует идеалам подростка). Характерна для незрелых подростков в асоциальной среде.
- Компенсация (восполнение своей несостоятельности за счет успехов в иной области).
- Гиперкомпенсация (стремление добиться успеха в той области, где подросток наиболее несостоятелен).
При взаимодействии с окружающей средой у подростка формируется такое поведение:
- Эмансипация. Подросток стремится к самостоятельности, вырваться из-под опеки взрослых (аффективные вспышки против родителей или учителей).
- Группирование. Стремление образовывать определенные группы с лидером, который задает тон всему сообществу.
- Увлечения (хобби-реакция). Выражает личность самого подростка.
- Реакции на формирующееся сексуальное влечение (ранняя половая жизнь, повышенный интерес к сексуальным проблемам).
Взрослые и поведение подростка
С одной стороны, подросток дистанцируется и отчуждается от взрослых. Он стремится противопоставить себя взрослому, выделить свою позицию и права как у независимой личности. Но последние исследования говорят о том, что эти отношения – сложные и двойственные. Настаивание подростка на признании равенства прав с взрослыми и нужда в помощи от взрослых, советах, оценке. Для ребенка-подростка взрослый важен и нужен, но идет протест против требований послушания и опеки.
Конфликты с учителями, плохие взаимоотношения с родителями – типичное поведение подростка, но их резкость, сила и частота зависят от семейного воспитания, позиции взрослых.
Для благополучия отношений и поведения подростка в отношении взрослых необходимо создать общность в их жизни, увеличить сферу сотрудничества, доверия и взаимопомощи. И положительным моментом в таком отношении будет первый шаг навстречу, сделанный взрослым человеком.
Побег из дома ребенка-подростка | О детском и подростковом суициде |