46
379

О чём говорит детское рисование?

Психологи всего мира уже больше столетия твердят о том, что рисунки ребёнка отображают его эмоциональное состояние, чувства и мысли. За обычными на первый взгляд художествами скрывается намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Детское рисование – это способ общения, можно сказать, речь малыша. Возраст не всегда позволяет словами выразить всё, что накопилось в душе, поэтому эмоции выливаются на бумагу в виде нарисованной картинки.

Нарисовав свою семью, ребёнок покажет, как он чувствует себя в кругу близких, какая модель поведения присуща семье. Этот тест сможет провести любой взрослый, для этого не обязательно иметь психологическое образование. Исследуемым может стать ребёнок возрастом 5-10 лет. Ни в коем случае нельзя руководить действиями ребёнка и подсказывать, что он забыл нарисовать, либо что следующее должно быть изображено. Просто предоставьте необходимый материал и дайте инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

null

Психология детского рисования

Если первым на рисунке будет изображён сам испытуемый, то ребёнок чувствует себя комфортно в кругу семьи, защищённым и любимым. Если кроме себя никого не нарисует, то стоит насторожиться, ребёнок чувствует себя одиноким, отделённым от семьи, как говорится, сам по себе.

Вторым, как правило, рисуется наиболее эмоционально близкий малышу человек. Если же вторым нарисовано какое-либо животное, то ребёнку присуще чувство одиночества и обособленности.

Если ребёнок не изобразил какого-то члена семьи, то отношения с этим человеком у него не складываются. Эмоциональную близость дитё выразит схожим нарядом, а вот неприятное отношение - отдалением на рисунке, либо вовсе не нарисует.

Если на рисунке не изображено самого испытуемого, то это может свидетельствовать о чувстве собственной неполноценности ребёнка. Возможно, к этому привела излишняя критичность родителей, их недовольство, предпочтение отдаётся другому ребёнку и т.п.

Также имеет значение и размер изображённых фигур. Если Ваш ребёнок нарисовал себя слишком маленьким, то стоит задуматься, не слишком ли Вы ограничиваете индивидуальность своего чада, возможно, он слишком зависит от Вас.

Далее следует обратить внимание на положение рук. Если руки длинные и подняты вверх, то это указывает на агрессивность члена семьи. Если же у самого ребёнка нарисованные длинные руки, то это говорит о желании быть агрессивным. На рисунке у ребёнка расставлены руки – то это знак того, что он открыт миру, готов идти на контакт, руки за спиной – знак замкнутости и эмоционального напряжения.

null

Хороший знак, если на нарисованной картинке все члены семьи держатся за руки. Это говорит о дружности семьи и о том, что ребёнок чувствует себя полноценным членом семьи, которого любят, ценят и прислушиваются к нему. Плохо, если мама и папа изображены в разных углах рисунка, особенно, если спинами друг к другу. Нередко братья и сёстры изображаются очень маленькими по размеру. Это свидетельствует о незримой борьбе за родительское внимание.

Самого важного члена семьи малыш изобразит особенно. Для этого он может использовать яркие цвета. Мама, например, может быть нарисована принцессой в красивом платье с яркими волосами. Тёмные же цвета в изображении персонажа говорят о дискомфорте в отношениях с этим человеком.

Для проверки достоверности полученных результатов теста «Детское рисование», повторите его через какое-то время, лишь потом, заметив тревожные сигналы, обращайтесь за помощью к психологу.

Комментировать от
или
  • Замечательный тест. Я всегда верила, что рисование характеризует отношение ребенка к миру.

    • Здорово, что есть эти тесты! Я давно искала подобную статью.Обязательно попробуем со старшей дочей. smile3.gif

      • Какая хорошая статья, у меня был момент когда старшая, малую рисовала отдельно от всех нас, меня сразу это насторожило.

        • Я часто рассматриваю дочкины семейные портреты. Все члены семьи меняются местами, кроме папы. Он всегда зображается первым и наиболее тщательно. 

          • Так все это интересно ) А ведь и правда рисунок передает наше подсознание )

            • О))Мой пока только каляки маляки рисует))И еще,заметила,когда он рисует папу,дедушку и бабушку-это какие-то круги.А маму рисует полосочками)))

            • Мне очень интересно было прочитать,засунунла себе в закладки, чтоюы всегдаподрукой было))
               

              • Очень интересно, мы пока ничего не рисуем, только себя разукрашиваем)

                • мы еще пока только каляки-маляки рисуем,но потом буду смотреть на ее рисунки и определять)

                  • Интересно... мой сын недавно нарисовал семью на листочке, отнесу его к психологу чтобы она рассказала подробнее мне, а то сама я не пойму. 

                    • Очень полезная информация, не знала, что можно что то определить по рисунку ребенка

                      • Надо будет обратить потом внимание на рисунки ребенка, жаль, что мы пока не умеем.

                      • Спасибо, у меня ребенок еще младший не умеет рисовать, а вот со старшей проведу тест!

                        • А мой племянник недавно нарисовал рисунок "Моя семья" в котором был он, папа, мама и я...так приятно мне стало...)))

                          • у меня помнится страшая в садике рисовала всегда меня выше, чем папу)))авторитет)

                            • Ну, мой сынишка еще таких рисунков не рисует, но мы только вчера обсуждали с подругами, что психологи обращают даже на цвет карандаша, который выбирает ребенок.

                              • Моя дочь всегда меня рисует в синем платье. А еще постоянно говорит, что когда она вырастет, то купит мне синее платье. И у деда Мороза просила, чтобы он мне принес синее платье. Чтобы это значило - интересно?

                              • у меня ребенок всегда рисует всю семью на одном уровне и вместе с животными)))

                                • Замечательно, у нас в младшей школе, учитель часто собирала наши рисунки и относила их психологу, а потом беседовала с нами и нашими родителями

                                  • А у нас такого не было(( А было бы неплохо, хочется верить, что сейчас более внимательно к этому относятся.

                                  • Нам со многими учителми очень сильно в школе повезло, до сих пор с теплотой о них вспоминаю, эти люди очень любили свою работу и детей.

                                  • Понятно теперь, откуда берутся такие хорошие люди.:)

                                    А мне вот не очень. Не помню из школы вообще ни одного учителя ,честно((

                                  • Жалко конечно. Я до сих пор общаюсь с некоторыми своими учителями. Мы друг друга с праздниками поздравляем.

                                  • Да, что-то со школой у меня не срослось. И с одноклассниками общаюсь только в соц.сетях - и то, по праздникам...

                                  • Я со своими одноклассниками вообще не общаюсь, если не считать встречь выпускников.

                                  • ЛЕр, я даже на встречи не хожу - вот в чем обидно((

                                  • Живешь далеко, или приглашения не приходят. Хотя, я сама там была всего 3 раза.

                                  • НЕт, просто у нас в принципе, класс не очень дркжный был. Наверно, никто и не ходит.

                                  • У нас класс тоже не особо дружный, все в основном кучками общались, маленькими компаниями по интересам.

                                  • А жаль. Раньше мне мама рассказывала - они всем классом дружили, до сих пор общаются. Сейчас такого нет...

                                  • Сейчас такое очень редко встретить можно, а жаль. Дружный класс - это на много лучше чем междусобойчики

                                  • Я с тобой согласна. Но увы - сейчас такая редкость((

                                  • Лера, мой сынок нарисовал несколько домиков в деревне (с учителем в центре развития) Она им говорит что и как делать, а они делают. Я выложила на другом форуме. Так несколько мам посчитали моего ребенка умственно отсталым и психологическим уродом. На что я конечно же посмеялась. Поэтому считаю тесты подобного рода просто полной чушью. В том тесте про домике нет ни одного положительного результата. Я не пробовала просить своего ребенка нарисовать его семью, но как он вчера слепил из пластилина кота - это не поддается никаким тестам и разгадкам. Просто он личность, он сегодня так кота слепил, а завтра по другому и в других цветах.

                                  • А с каких пор, экспертную оценку в вопросах развития ребенка дают мамы? По моему, это должен делать исключительно психолог! А малыши все разные, я знаю ребенка, который вообще рисовать не любит.

                                  • Девочки, вломлюсь в вашу беседу. Я как психолог  могу вам сказать что во-первых даже этот пост ни к чему не приведет. В рисунке главнее интерпретация, на кадый рисунок задаются определнные вопросы и ребенок поясняет свой рисунок таким образом, помимо самого рисунка. Во-вторых Рисуночные тесты относятся к проективным методикам, то есть отражает внутреннее состояние, но интерпритацию проективных методих на ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЯХ проходят на 3-м курсе минимум - когда у полуспециалиста есть какие-либо знания о психологии человека. А теперь здесь идет обсуждение как по рисунку картину личности распознать. не каждый психолог берется за проективную методику, а если берется то интерпритация одного рисунка может занять 2-3 часа а то и больше. Если проводить анализ рисунка - то по проверенному источнику , например Венгер А. Л. - Психологические рисуночные тесты.

                                    И еще по одному рисунку картину личности не составишь. 

                                  • Светлана, прям с языка сняли :))) А я только было хотела пуститься в воспоминания о своей учебе. Ка-ак нас драли с проективными методиками...

                                  • Я в практике пользовалась с малоразговорчивыми клиентами рисуночными тестами - так потом ночами не спала пока всю обработку и диктофонную запись переслушивала.

                                  • Спасибо большое за пояснения! Я придерживаюсь вашего мнения, в том, что рисунку ребенка должен давать оценку только профессионал. 

                                    Так же я говорила о том, что у моих знакомых, девочка в 2 года вообще не рисует, что они только не делают, не хочет и все. За то, уже умеет складывать и вычитать, знает некоторые букывы, рассказывает достаточно не детские стихи. Есть ли им повод паниковать?

                                  • А нам как то, студентам практикантам, отдали на растерзание учебную роту новобранцев в одной воинской части. Люшер, Сонди, и Дом-Человек-Дерево. На каждого по 4-5 человек. И стон стоял на факультете психологии :))

                                  • Причем профессионал должен не только давать оценку, но и наблюдать за процессом (тихо в углу и не отсвечивать). Там столько тонкостей - свихнуться можно. Да, все вышенаписанное тоже имеет место быть, но максимум можно понять общую картину - что один ребенок ревнует к другому, или что мама главнее папы, а бабушка вообще бог, царь и воинский начальник

                                  • я представляла что в этом деле много тонкостей, и мне, кажется, их даже больше чем тут описано.

                                  • Вот по Венгеру про моего ребенка так и сказали. Но я у них не просила писать психологический портрет моего ребенка. Это они у нас сами инициативные. Спасибо. Я поняла

                                  • Писать и наблюдать разные вещи. В рисуночных тестах нужно наблюдать, как ребенок ведет себя во время процесса, а сам результат это поверхностно. Непрофессионал вообще не должен лезть в такие методики. Это равносильно тому что учитель ставит медицинский диагноз без мед образования.

                                еще рекомендуем