0
268

Краткие сведения о резании ножницами и кройке

Краткие сведения о резании ножницами и кройке фото 1

При обучении шитью обычно мало уделяют внимания процессу резания и кройки (иногда из-за недостатка ножниц, иногда из боязни, что дети не справятся с этой работой и испортят материал). Вследствие этого дети не могут выполнять процесс раскроя, а следовательно, и изготовлять изделия самостоятельно: прежде чем приступить к пошиву, им придётся обращаться к кому-либо за помощью в раскрое. 

Задача заключается в том, чтобы путём упражнений в резании дети овладели навыком точно направлять ножницы по намеченным линиям и приучились бы к соблюдению правильной рабочей позы при выполнении этого процесса.

Прежде чем приступить к обучению приёмам кройки, надо научить ребенка резать ножницами.

Резать ножницами можно двумя способами: на весу (по намеченным линиям или на глаз) и на столе, когда ткань режется по наложенной на неё выкройке. Первый приём легче, второй труднее. Обучение детей резанию надо проводить сначала на весу и упражняться в резании бумаги, так как бумагу легче резать, чем ткань: бумаге можно придать более устойчивое положение в руках, и она не вытягивается. При обучении первым приёмам работы с ножницами надо объяснить и показать детям правильную «хватку» ножниц правой рукой. Детям 7—8 лет лучше давать ножницы с закруглёнными концами лезвий, а обычные ножницы надо брать так, чтобы лезвие с острым концом было обращено вниз.

Лезвия следует раскрывать не очень широко и соединять равномерными, плавными движениями. После упражнений в резании бумаги детям дают резать ткань по намеченным прямым линиям сначала в одно сложение, а затем в два.

Полоски, которые дети нарежут из бумаги, можно использовать для плетения ковриков, ёлочных украшений, гардин на окна и т. п. Полоски из ткани можно использовать для тканья половичка, вязания ковриков, тапочек, подошв к босоножкам.

Следующее упражнение надо проводить на резании полосок по намеченным линиям до определённой точки. Для проведения этого упражнения следует взять полоску бумаги в клеточку или в линейку, сложить её вдвое, наметить рамочку и разрезать. Разрезанная таким образом деталь используется для игрушек, для остова коврика, для берда и ремизки к упрощённому ткацкому станку.

От резания по прямым линиям надо перейти к вырезыванию углов, что легко сделать, пользуясь бумагой в клетку, затем начать вырезать из бумаги различные геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. Полученные в результате этих упражнений фигуры можно использовать при составлении рисунка для вышивки, использовать как выкройки для постельного белья куклам, для воротничков, платочков, салфеточек, мешочков и т. д. При вырезывании углов надо научить детей резать до точно установленного места, чтобы приучить их к аккуратности и целесообразному использованию отходов кроя. На углах можно вырезать зубцы.

При вырезывании квадрата и прямоугольника надо научить детей проверять правильность их размеров сложением противоположных сторон или измерением сантиметровой лентой, линейкой. Когда дети усвоят приёмы резания ножницами и кройку однодетальных изделий по прямым срезам ткани, можно перейти к вырезыванию по закруглённым линиям. Далее следует перейти к резанию по разнообразным несложным линиям и кройке многодетальных, но простых изделий.

Все выкройки составляются без прибавления на шов. На швы прибавляется при раскрое ткани. Поэтому надо обязательно не только сказать детям, где и сколько прибавляется нашвы, а указать, что изделия изготовляются из разного по качеству материала, срезы по контурным линиям будут иметь различные формы швов, а потому требуют соответствующих припусков на обработку. При раскладывании выкройки на ткани указать на последовательность и правильность размещения деталей, экономное расходование материала и целесообразное использование отходов.

Например, выкройки, сделанные на одну сторону (половина спинки, воротничок и т. п.) серединой прикладываются к сгибу ткани, и деталь кроится сразу на обе стороны. Чтобы удобнее было кроить, выкройка на ткани временно закрепляется булавками или иголками. Детям обязательно надо объяснить значение последовательности закрепления выкройки в определённых местах, например выкройка, наложенная на сгиб ткани, сначала обязательно закрепляется с двух концов у сгиба ткани, а далее в каждом углу.

Детям делать прибавки на швы по глазомеру трудно, а потому необходимо сначала наметить карандашом, по каким линиям они будут резать. Ткань во время резания должна быть на столе, кроить надо стоя, а работающему нужно менять своё положение и место, чтобы настил (разложенная ткань под выкройкой) не передвигался, так как настил может перекоситься. Особое внимание надо обращать на резание по закруглённым линиям, раскраивать сразу все детали изделия и использовать правильно отходы.

Необходимо научить детей производить расчёты расходования ткани и ниток на одно изделие, придумывать, как выгоднее кроить. Чтобы узнать расход ниток на изготовление изделия, можно дать прошить на ткани 10—20 см (пустив слабую строчку на машине, чтобы нитку легко можно было выдернуть), а затем измерить, сколько ушло ниток на верхнюю и нижнюю строчку.

На основании данного расчета надо сделать вывод: какое же количество ниток пойдёт на обработку изделия при индивидуальной и массовой пошивке.

Комментировать от
или
еще рекомендуем