0
95

Тканьё

Тканьё фото 1

Знакомство детей с процессом тканья можно очень интересно провести в группе, используя примитивное оборудование: ткацкую раму, которую дети смогут сделать сами. Для этого надо заготовить ремизку с ручкой, товарный валик и челнок. 

Ремизку с ручкой и челнок можно изготовить из фанеры или плотного картона. Размеры ремизки могут быть разные. Например, можно вырезать прямоугольник шириной 14 см, длиной 22 см, из которых 12 см пойдут на ремизку, а 10 см — на ручку. В прямоугольнике 10X14 см делается посередине ручка, а в прямоугольнике 12х14 см по краям вычерчивается рамочка шириной в 1 см. Внутри рамочки намечаются щели и глазки (отверстия), через которые будут продеваться нити основы. Щели и глазки должны чередоваться между собой, для чего ремизку по ширине надо разделить на равные части (каждую в 1 см) и распределить нечётные части для глазков, чётные — для щелей.

Тканьё фото 2

Отверстия для глазков можно проколоть шилом или прожечь, а чтобы получить щели, надо вырезать отверстия по намеченным линиям между глазками (рис. 15а).

Для товарного валика взять кусочек ткани немного больше ширины ремизки (в данном случае длиной 16 см и шириной 3—4 см), сложить ткань вдвое и прошить от сгиба на таком расстоянии, чтобы в отверстие можно было продеть палочку или карандаш. К товарному валику прикрепляются нити основы, далее они идут через глазки и щели, а концы нитей завязываются узлом или заплетаются в косу (рис. 156).

Челнок служит для переплетения уточной нити между основными нитями, размер челнока можно сделать длиной в 14 см, шириной в 3—4 см. Форма челнока напоминает букву „Н“, два конца его имеют закругления (рис. 15в).

При изготовлении оборудования детям надо указать, что от качества оборудования во многом зависит и качество продукции. Надо обратить их внимание на ровность расстояний между глазками и щелями (чтобы нити основы были расположены параллельно друг другу), на гладкость поверхности у челнока и особенно у глазков (чтобы не получалось обрывов нити в процессе работы), на форму ручки и гладкость краёв у неё (чтобы удобно было работать).

Заправка основы в ткацком станке начинается от ткацкого навоя, проходит через ремизки и бердо, а концы основы закрепляются на товарном валике. В примитивном тканье удобнее заправку начинать наоборот, от товарного валика, что абсолютно нс отражается на качестве выполняемой работы. При тканье ремизкой с ручкой заготовляются нити основы длиной не менее 60 с.ч (в текстильном производстве длина основы доходит до 80 м). Количество нитей в основе должно быть равно количеству глазков и щелей в ремизке. Нити основы закрепляются на товарном валике согласно расположению глазков и щелей на ремизке, продеваются поочерёдно — одна в глазок, вторая в щель. Так постепенно натягиваются нити основы, которые с другого конца можно прикрепить к бруску или просто заплести из них косу. Заправка остовы требует точности, поэтому надо обратить внимание учащихся на то, чтобы нити, проходящие через глазки и щели, правильно чередовались.

Чтобы облегчить правильное расположение нитей при заправке основы, можно на товарном валике намечать цветным карандашом чётные и нечётные нити. При закреплении нитей основы с другого конца обратить внимание учащихся на равномерность натяжения нити.

Конец косы или брусок закрепляется за гвоздь или привязывается к какому-либо устойчивому предмету. Товарный валик прикрепляется верёвочкой или пояском к талии работающего. Тканьё на ремизке с ручкой дети могут проводить вдвоём: один управляет ремизкой, а другой пробрасывает челноки с уточной нитью и прибивает её к готовой ткани.

Процесс тканья проходит так. Ремизка поднимается вверх, образуется зев (расстояние между чётными и нечётными нитями), в который проходит челнок. В следующем ряду ремизка, наоборот, опускается вниз и челнок прокидывается в обратную сторону. Таким образом, ремизка поднимается то вверх, то вниз, а челнок пробрасывается слева направо левой рукой, а обратно правой рукой и т. д. Челнок выполняет две задачи: протаскивает нить утка между нитями основы и прибивает уточные нити к изготовленной ткани.

Такая работа с детьми будет хорошей подготовкой для проведения экскурсии на ткацкую фабрику, где дети лучше поймут и даже сами смогут подметить основные процессы работы, а наблюдая работу на механизированных станках, — установить разницу между ручной и машинной обработкой, индивидуальным и коллективным трудом.

Комментировать от
или
еще рекомендуем