Артикуляторные упражнения для языка, губ, щек и челюстей
35
1

Артикуляторные упражнения для языка, губ, щек и челюстей

 

Артикуляторные упражнения для языка, губ, щек и челюстей фото 1

Нарушение произношения звуков может коснуться любого ребенка. Коррекция на предварительном этапе использует артикуляторные, т.е. логопедические упражнения. Проводится специальная гимнастика для языка, губ, щек и челюстей.


При выполнении упражнений важны:

  • чистота выполнения упражнений;
  • плавность всех движений ребенка;
  • точность координации движений губ и языка у ребенка;
  • нормальный тонус мышц: без лишнего напряжения, но и без вялости;
  • объем движений;
  • умение удерживать движение хотя бы какое-то время;
  • способность ребенка переходить от одного к другому упражнению.

Предлагаем артикуляторные упражнения, которые были рекомендованы М. Е. Хватцевым. Эти упражнения можно использовать на любых этапах коррекции нарушения звукопроизношения.


Артикуляторная гимнастика для щек и губ

  1. Одновременно надуваем обе щеки.
  2. Попеременно надуваем щеки.
  3. Втягиваем обе щеки в ротовую полость.
  4. Смыкаем губы, вытягиваем вперед хоботком (трубочкой). После возвращаем в обычное положение.
  5. Делаем оскал: губы растягиваем в стороны, плотно их прижимаем к деснам, обнажаем оба ряда зубов.
  6. Чередуем улыбка — трубочка (оскал — хоботок).
  7. Втягиваем губы в ротовую полость, при этом челюсти раскрыты.
  8. Поднимаем только верхнюю губу, обнажаем только верхние зубы.
  9. Оттягиваем вниз нижнюю губу, обнажаем только нижние зубы.
  10. Поочередно подниманием и опусканием верхнюю и нижнюю губу.
  11. Имитируем обычное полоскание зубов
  12. Заводим нижнюю губу под верхние зубы.
  13. Заводим верхнюю губу под нижние зубы.
  14. Чередуем два предыдущих упражнения.
  15. Создаем вибрацию губ - имитируем фырканье лошади.
  16. При выдохе удерживаем губами карандаш или стеклянные трубочки.


Логопедическая гимнастика для челюстей

  1. Опускаем и поднимаем нижней челюсти.
  2. Делаем движение нижней челюсти вправо.
  3. Делаем движение нижней челюсти влево.
  4. Выполняем попеременное движение нижней челюсти вправо/ влево.


Артикуляторная гимнастика для языка

  1. Высовываем широкий языка "лопатой", своими боковыми краями язык касаемся уголков рта. Если широкий язык удержать не получается, то хлопаем по спинке языка шпателем или как бы "пожевываем" язык (помощью при этом может стать произношение «бя-бя-бя, мя-мя-мя»), сильно дуем на высунутый язык, улыбаемся или протяжно произносим звук и.
  2. Высовываем язык жалом. Если это движение вдруг не получается, то просовываем кончик языка между вытянутыми и сжатыми губами, тянем язык за отодвигаемым карандашом или пальцем, двигаем кончиком языка право/ влево.
  3. Поочередно высовываем язык сначала лопатой, потом жалом.
  4. Высовываем язык, делаем язык сначала лопатой, потом жалом.
  5. Сильно высовываем язык изо рта. Потом более глубоко втягиваем язык в глубь ротовой таким образом, чтобы кончик языка был потом незаметным.
  6. Делаем маятник: совершаем движения высунутым языком вправо/ влево.
  7. Поднимаем и опускаем спинку языка при достаточно широко открытом рте.
  8. Присасываем к нёбу спинку языка.
  9. Облизываем по кругу губы кончиком языка.
  10. Чистим зубы: облизываем зубы под верхней и нижней губами.
  11. Поднимаем и опускаем широкий кончик языка на верхнюю, потом и на нижнюю губу, затем на верхние/ нижние зубы.
  12. Поднимаем и опускаем широкий кончик языка внутри ротовой полости: сначала к верхней десне, затем к нижней десне.
  13. Загибаем узкий кончик языка вверх, затем вниз: к носу, потом к подбородку, затем — на верхнюю/ нижнюю губу, потом на верхние/ нижние зубы.
  14. Поочередно загибаем узкий кончик языка внутри ротовой полости, затем к альвеолам верхних, потом нижних зубов.
  15. Делаем "желобок" или "лодочку" снаружи рта: боковые края языка поднимаем, кончик языка оставляем лежать на нижней губе, посредине языка должна образоваться впадина. Помогаем этому движению надавливанием на среднюю часть языка зондом или шпателем.
  16. Делаем такой же "желобок" внутри ротовой полости.
  17. Делаем "желобок", осторожно загнув кончик языка вверх.
  18. Делаем язык ковшиком (чашечкой) вне ротовой полости (боковые края языка, кончик языка поднимаем вверх, при этом средняя часть спинки языка должна быть опущена).
  19. Делаем «ковшик» внутри ротовой полости.
  20. Задуваем на «ковшик» внутри ротовой полости.
  21. Закусываем боковые края языка коренными зубками.


Логопедические упражнения должны выполняться регулярно.

 
Комментировать от
или
  • Да,потом я согласна,может пригодиться и нам эти упражнения

    • У моего сына был дефект речи. в детском саду к сожалению логопед к этому холатно отнеслась. Но мы не отчаялись решили ходить на дополнительные занятия к другому логопеду и уже через 2 недели мой сын начал говорить совершенно нормально.
      Казалось бы он был в садике 4 года, и за всё это время его не научили выговаривать все буквы. А для другого логопеда для этого хватила всего лишь 2-х недель. 

      • это говорит об разном отношении к ребенку и к работе свейи и об уровне профессионализма

      • у нас вот уздещка короткая,педиатр сказала нужно подрезать,а другой врач сказал,что при определенных занитиях она вытянется

    • Ух ты какие полезные упражнения, позанимаюсь как я тожеgirl_sigh.gif

      • А на пока еще 3 месяца, рано заниматься такими упражнениями,спасибо за полезную инфоормацию

      • Надо будет попрактиковать со своим.А то он,засранец,никак не хочет начать говорить sad.gif

        • Мне кажется, эти упражнения можно всем выполнять, уж не навредят-то они точно! Некоторые взрослые то нуджаются в коррекции речи-не очень внятно говорят, а уж деткам и весело будет и полезно!

          • Спасибо, а с какого возраста надо начинать заниматься, а то мне кажется намв год еще рано, но может я ошибаюсь.

            • а я вот написать-написала,а сама с сыном не могу все попробовать...

              • Ха-ха, а я попыталась сама проделать все эти описанные упражнения. Так вот, хочу я вам сказать - сложно!!! А для детей это наверное вообще неимоверно сложно будет.

                • спасибо за статью,интересная и полезная. распечатаю сестре,у нее младший сын очень плохо говорит.

                  • С этого начинается тренировка взрослых дикторов на ТВ. Если все это соблюдать, то малыш великолепно заговорит.

                    • Большое спасибо за статью,сталкивались с стакой проблемой,борльшое спасибо за решение)

                      • Спасибо, мой сын как раз плохо выговаривает некоторые звуки, надо будет попробовать такие упражнения!

                        • Спасибо) С первой дочей мы такого не проходили, будем со второй пробовать)

                          • Стоит быть к этому внимательной, а то такое чувство, что порой запускают и ждут пока все вопросы с речью решаться сами.

                            • от скольки лучше всего заниматься такими упражненими с ребенком?

                            • Отличная статья! Что-то из указанного мы делаем, но не все. А надо бы, потому что проблемы есть. Кривляться мои дети любят, так что упражнения на ура пойдут :)

                              • Полезные упражнения, начнем выполнять сейчас же, раз, два!

                                • У меня ребенок не говорит буквы ц а говорит с.

                                  Думаю сходить к логопеду с какого возраста к нему нужно обращатся?

                                  • У меня с сыном не очень получается,а вот кума с со свои сыном приезжала и мой с удовольствием делал вместе с ними зарядку для язычка)))

                                    • Очень полезно, даже если у ребенка не наблюдается никаких отклонений, думаю всё равно надо заниматься

                                      • Консультация логопеда при нарушениях речи, конечно, нужна, но упражнения сами по себе не навредят. Их можно выполнять и без согласования с врачом.

                                      • Проблем с речью нет, как таковых, но я стараюсь заниматься с ребенком, развивая его речь при помощи скороговорок. Очень полезно))

                                        •  

                                          Снова Грека через реку перебраться захотел,

                                          Краб, притихший, словно рыба, под корягою сидел.

                                          Глупый Грека руку в реку сунул, не подумавши.

                                          Цапнул краб за руку Греку, насмеялся от души.



                                      • я тоже считаю, что если у ребенка возникнет проблемы с произношением звуков, то лучше сначала проконсльтироваться с логопедом, и  только после его одобрения начинать заниматься с ребенком

                                        • Мне кажется, такие упражнения нельзя делать самим с детками, нужна консультация логопеда.

                                          • некоторое,что попроще можно делать и даже нужно!

                                          • И мне так кажется. Кто его знает, сделаешь ты лучше, или хуже. На то они и специалисты в этой области, чтобы посоветовать и помочь.

                                          • Я точно так же думаю, что для таких упражнений неплохо было бы для начала проконсультироваться с логопедом.

                                        • Спасибо, думаю это поможет развитию речи у деток, посоветую подруге

                                          еще рекомендуем