Я здесь:
  • Алла Кестнер
  • Блог
  • УЧИТЬ - ЗНАЧИТ ХВАЛИТЬ
16
0

УЧИТЬ - ЗНАЧИТ ХВАЛИТЬ

Друзья, хочу поделиться не моим, но опытом, достойным внимания. Мне кажется, есть над чем задуматься каждому из нас...


УЧИТЬ - ЗНАЧИТ ХВАЛИТЬ фото 1
Мама троих детей про оценки и недовольных учителей

Мне 37 лет. И пятнадцать из них я успешно зарабатываю написанием текстов. И цену себе знаю. И вижу подтверждение собственных успехов в окружающем мире. Но если мне встречается редактор, которому не нравятся мои статьи, который возвращает их раз за разом с требованием переписать, сократить, отнестись внимательнее (как будто я не внимательна по умолчанию), проверить уже, наконец, все данные (словно я не проверяю) и вычитать все запятые — я начинаю сомневаться в себе. А если представить, что надо мной встал человек, который следит за тем, как я пишу каждую фразу и комментирует: «Опять ты начинаешь фразу с «но»! Сколько раз я тебе говорил не делать такие большие абзацы! Ты что — не можешь запомнить, что длинные фразы в анонсе недопустимы?» — я сомневаюсь, что способна написать хоть страницу.
Я точно знаю — я умею писать тексты. Но когда меня критикуют, я скукоживаюсь и не способна уже ни на что.
Я не одна такая. Несколько успешных друзей уходили со своих высоких и о-о-о-очень хорошо оплачиваемых должностей только по одной причине — их ругали. А они этого не хотели. Не потому что они нежные цветочки, вовсе нет. Просто когда их ругали, они начинали хуже работать. А работать хуже, чем ты можешь – себя не уважать.
Я вижу, как расправляют плечи взрослые мужики, когда говоришь им: «Придумай, как это сделать, ты же лучше всех это умеешь!» – и они сворачивают горы. Не за деньги. И не за должность. А потому что они увидели, что в них верят, и стали героями. И они же, только вчера совершившие невероятное, талантливое, авантюрное и прекрасное — выходят, опустив плечи, с совещания, на котором им объясняли, какое они ничтожество. То же происходит с известными, прошедшими медные трубы, режиссерами, которые, пережив вал уничижительной критики, замыкаются и не сразу находят в себе силы приступить к следующему фильму или спектаклю. С актерами. Со всеми людьми. Которые в принципе не любят, не хотят и, как могут, избегают ситуаций, когда ими не довольны.
Я вот к чему веду. Я не представляю себе, как учатся наши дети.
Когда мы учим своих детей — маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных — мы очень часто их ругаем. Слишком часто.
РУГАТЬ - ЭТО ГЛУПО, НО ЛЕГКО. ХВАЛИТЬ - НАМНОГО ТРУДНЕЕ! И намного важнее.
За минувший месяц в нашей семье произошли две истории, прямо касающиеся вопроса, ругать или хвалить. Они настолько четко показали механизм, что не понять его было просто невозможно.
В общеобразовательной школе мои девочки-близнецы учатся так себе. Во-первых, потому что дома мы относимся к ней спустя рукава и всячески прививаем пренебрежение к оценкам, во-вторых, потому что дети часто болеют и школу пропускают, в-третьих, потому что как-то так сложилось.
Школа занимает в нашей жизни ровно то место, которое, по нашему мнению, и должна, — далеко не главное. Так бы все и было, но месяц назад учительница сказала Лиде и Маше, что хочет выставить их на школьную олимпиаду. Что тут началось! Детей как подменили! Тетрадки стали аккуратными, задания в дневнике написано разборчиво, а тяга к знаниям какая образовалась! Первые ученицы класса стали! Серьезно! Мы и сами сначала не поверили, но когда позвонила классная и стала наших детей нахваливать, мы вникли — действительно, сплошные пятерки. Как тут не хвалить! На Олимпиаду их так и не выдвинули, но привычка учиться хорошо у них уже сформировалась. И теперь и без Олимпиады они учатся прекрасно. Во всяком случае, намного лучше, чем до того, как их начали хвалить.
В музыкальной школе мои девочки всегда были первыми ученицами. Но вдруг учительница по сольфеджио стала их ругать. Чем-то они ей активно не понравились, и она стала придираться ко всему: и ноты они не так пишут, и поют не эдак, и диктанты не пишут, и с двухголосием беда. Все это, конечно же, не наедине, а при всём классе. И не один раз.
Когда я спросила, в чем дело, учительница ответила, что девочки, конечно, хорошие, и данные у них отличные, но они должны ей доказать, что достойны этой школы.
И претензии, мол, должны их мотивировать учиться лучше. У нее же не на пустом месте претензии. Они же действительно не все идеально делают.
Это была правда. Они делали не все идеально. Я бы даже сказала так: они, ученицы второго класса, все делали неидеально. И я считала, что это вообще-то нормально. Они же учатся. А если их не ругать, а хвалить, результаты будут намного лучше. Но тут мы с учительницей не совпали. И она продолжала их ругать. И закончилось все тем, что дети мои уперлись намертво: «Не пойдем больше на сольфеджио!» — истерили они. Я сопротивлялась, убеждала, подкупала и умоляла, но когда Маша сказала, что учительница снилась ей ночью, и стала каждые полчаса бегать в туалет, я поняла — да, мы туда больше не пойдем. Несмотря на прекрасные данные. Потому что когда детей регулярно ругают – это не работает. Вообще. И почему педагоги этого не понимают — одна из самых больших для меня загадок.
Хотя нет, я знаю отгадку.
Хвалить — трудно. Намного проще — ругать. Ругая, ты снимаешь с себя всякую ответственность и причастность к тому, что происходит в учебе у ребенка. Когда ругаешь, отделяешь себя, умного, от него, вечно виноватого: «Я же все уже несколько раз объяснила!» (если ты учитель), или «Опять двойку получил! Идиот! Вчера же два часа сидели учили!» (если ты родитель).
Ты, взрослый, получаешься весь белый и пушистый, и очень правильный, а ребенок выходит идиотом, неспособным показать нужный результат.
А он не идиот. Он отвлекся. Или боялся люминесцентной лампы, которая стала мигать и весь урок внезапно начинала потрескивать. Или боялся, что родители опять оценками не будут довольны.
Но ведь любой ребенок способен учиться. Только для этого надо его хвалить. Потому что дети — они тоже люди. И они тоже, как и мы, взрослые, ищут одобрения и поддержки. Они хотят, чтобы ими восхищались. Чтобы их победам радовались. Они готовы горы свернуть ради этого. А не ради оценок.
Надо хвалить за единственную правильно написанную букву «у» во всей строчки прописей.
Обвести ее синеньким и похвалить еще раз. А потом и бабушке показать — при ребенке — смотри, мол, какая молодец, как здорово написала букву «у».
Хвалить за то, что сама вспомнила, что завтра надо взять клей и ножницы в школу.
И за то, что развесила школьную форму.
А еще — за то, что поделилась завтраком с одноклассником, который этот завтрак забыл.
И за то, что на физкультуре не плакала, как в прошлый раз, а бегала вместе со всеми.
КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО НЕ ЗА ЧТО ХВАЛИТЬ, НАДО ВЫДУМЫВАТЬ ПОВОДЫ и все равно поддерживать, ободрять, приподнимать над бездной неверия в себя. Создавать своего рода подушку безопасности для внутреннего самоощущения ребенка — подушку безопасности из одобрения, веры и похвал, которая убережет его от нападок такой вот — как нам встретилась по сольфеджио — учительницы.
У моих детей была маленькая подушка безопасности. И она их не уберегла. Мы очень расстроились, но выводы сделали. Убрали эту учительницу из нашей жизни, начали все время и за все хвалить детей. Посмотрим, как они выдержат столкновение с негативом в следующий раз. Я, взрослая, 37-летняя, до сих пор выдерживаю негатив плохо.

Катерина Антонова

Что думаете Вы по всему выше сказанному?
Пару примеров из моей школьной жизни...Я бросила музыкальную школу (хоть и была очень способной ученицей по словам педагогов), променяла на волейбол - там больше желанных эмоций и маленьких путешествий. Но бросила еще и потому, что была учительница по сольфеджио, которая совсем не старалась привить любовь к ее непростому предмету. Мало того, отбила всю любовь напрочь, и мне пришлось сделать непростой выбор, пойти против воли мамы, а папа, как ни странно, поддержал мое решение (вот как важно участие обоих родителей в жизни ребенка!) И хоть сейчас знания из музыкальной школы могли бы мне очень пригодиться, воспоминание о педагоге по сольфеджио убеждает меня в правильности принятого тогда решения.

И еще пример. Мой любимый, самый чудесный классный руководитель в общеобразовательной школе в Смоленске - моя вторая мама, Ольга Григорьевна Михеенкова. Столько всего для жизни она в меня вложила, столько знаний дала и даже сейчас продолжает просвещать, когда я обращаюсь к ней за помощью. Пусть иногда и проскакивали между нами нотки непонимания, но в большинстве случаев - это настоящий Учитель, это мудрая женщина. Она чувствовала каждого ученика, и даже когда я получила от нее тройку по русскому языку, потому что допустила несколько!!! орфографических ошибок (и готова была провалиться сквозь землю от увиденного), она поддержала меня, догадавшись, просто заподозрив, что какие-то обстоятельства повлияли на меня настолько, что я позабыла элементарные правила. Какой нормальный учитель будет так поступать и вопреки полученному результату не ставить плохую оценку в журнал?! А ведь адекватные учителя так и должны поступать. Именно такие поступки от авторитетных людей не-то что не отбивают желания продолжать какое-то дело, а, наоборот, приумножают это желание и позволяют человеку по-настоящему раскрыться!
Комментировать от
или
  • Никогда не ругала детей за оценки, так как это все ерунда.

    • Вот уж точно.... Оценка вообще вещь очень субъективная. А учитывая, что учителя тоже люди, часто и несправедливая. Как письменная, так и устная.

  • А меня наоборот всегда мотировало, если ругали, значит могу сделать еще лучше

  • Хорошая статья, есть над чем задуматься!!!

  • Эта статья выходит за рамки важности хвальбы от учителя) Я для себя там прочитала очень мудрую мысль) За это вам спасибо!

    И вопрос. Как вам удается быть всегда на позитиве? Что вы делаете, когда грустите, ведь грустить тоже надо. И женщина без слез... не обходиться, как мне кажется. 

    Просто от вас энергия такая сильная

    • Спасибо большое за добрые слова)))

      Когда я грущу - во мне что-то умирает. Я стараюсь найти нить, ухватившись за которую, снова буду влюблена в жизнь. Потому что меньше всего мне хочется лежать "лицом в салате")) И жалость к себе не приемлю. И просто обожаю - шутить))) Над собой, особенноemoji_23.gifЭто помогает))))

  • Мне с учителями что в школе, что в универе повезло. Постоянно хвалили, и это очень мотивировало. А вот родители часто ругали. чем хвалили

  • Полностью я  с вами согласна, ругать гораздо легче, чем хвалить!!!

    Нам просто,  наверное всем выдержки не хватает, мы действительно взрослые все такие белые и пушистые на ребенке получается вся ответственность, хвалить обязательно надо !!!  Когда ругаем отбиваем всякое желание ко всему, чем бы ребенок не занимался, да и не только ребенок...

  • Вот и у нас такие учительницы по сольфеджио и по хору((( Они строят из себя таких супер-специалистов, как-будто они как минимум работают в большом театре)))

    • Меня в муз.школе выгнали из старшего хора и сказали больше не приходить на занятия, потому что я не попадаю в ноты. Хотя раньше с другим преподом я везде попадала и меня даже хвалили.... А мне так нравилось петь. Я тогда перестала. а потом так и не продолжила. Но до сих пор обожаю вокал! У меня есть друзья музыкантыи певцы - я таю, когда слушаю, как они поют. Меня завораживает живое пение.

еще рекомендуем