Вытынанки как искусство
Я здесь:
  • Лина Л
  • Блог
  • Вытынанки как искусство
4
22

Вытынанки как искусство

Что же такое вытынанка?

Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць» — «вырезать») это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства. Это ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Вырезались с помощью ножниц, ножа иногда резака или топора.
В Беларуси - выцiнанка (чит. выцинанка), на Украине - витинанка (чит. вытынанка), в Польше - wycinanka (выцинанка), в России - вырезка.
Но вырезание присуще не только славянской культуре, на родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе - силуэтное вырезание. Вырезание можно встретить всюду: Литва, Финляндия, Мексика, Израиль и многие многие другие. Но это уже другая история...
По праву можно сказать что это искусство одно из древних. Конечно в каждой культуре свои мотивы и символы. Мне, более остальных, интересна славянская символика, поэтому я собираю информацию именно о белорусской, украинской, русской и польской вытынанке.

Белорусская вытинанка. История и современность
Статья была подготовлена для Международного симпозиума «Проблемы сохранения и развития художественной вырезки» (г.Домодедово, 2006)

Вытинанка (“выцінанка”, “выразанка”, “выразка”, “выстрыганка”, “выбіванка”) – вид народного декоративно-прикладного искусства, ажурный узор, вырезанный из чёрной, белой или цветной бумаги; а также техника традиционного вырезания из бумаги.
Термин распространен на территории Беларуси, Польши, Украины. В белорусской искусствоведческой науке используется с 80-х годов ХХ века. Первой публикацией, упоминающей это явление белорусской культуры, стала статья Е. Сахуты, которая вышла в 1988 году в журнале «Мастацтва»

О происхождении этого явления традиционного искусства в нашей стране однозначно сказать можно немного. Силуэтное вырезание, распространившееся в кругах европейской знати с конца ХV века, в наименьшей степени повлияло на народные вырезки. Вытинанка развивалась самостоятельно как один из видов декоративно-прикладного искусства . Об этом свидетельствуют общие для всех других видов народного творчества образы и мотивы, которые закрепились и в вытинанке.
Чтобы точно описать историю возникновения и развития белорусской народной вырезки необходимо проследить историю развития бумажного производства и историю ажурного вырезания из более древних материалов (кожи, войлока, ткани). Своеобразным прототипом народных вырезок, по мнению украинского исследователя М.Станкевича, стали кустодии – бумажные (ранее кожаные и металлические) накладки с ажурными вырезанными краями под канцелярские печати, распространенные в середине ХVIII века .

Возникновение и распространение вытинанки в белорусской деревне связано с развитием промышленного производства бумаги и переходом от «курных» крестьянских домов к печному отоплению. Самая древняя бумага, которая известна на территории Беларуси датируется ХIV веком – это письма Витовта Великого, князя древне белорусской державы. Первое предприятие по производству бумаги (паперня) появилось в ХVI веке в Вильно, тогдашней столице Великого княжества. В ХVII – ХVIII веках паперни были почти в каждом большом городе государства [4, с.73]. В конце ХIХ – начале ХХ века вплоть до событий 1917 года бумажная промышленность Северо-Западного края была одной из самых динамично развивающихся отраслей местной экономики. Быстрое и эффективное внедрение технических новинок, системы организации бизнеса и труда сделало эту отрасль одной из самых привлекательных сфер для инвестиций местных и пришлых капиталистов. Бумажные фабрики Беларуси в этот период достаточно успешно конкурировали с аналогичными производствами в России, Украине, Польше и даже Финляндии. И не только практически полностью закрывали потребность внутреннего рынка, но и продавали значительные объемы продукции в другие регионы Российской империи.

Вытинанка получает широкое распространение в оформлении крестьянского интерьера с середины ХIХ века. Наибольший ее расцвет приходится на конец ХIХ – начало ХХ века, определенный всплеск популярности наблюдался в послевоенные 40 – 50-е годы ХХ века. В Любанском районе Минской области (согласно современным этнографическим данным) наряду с бумажными вырезками употреблялись изделия из дешевой ткани (белого ситца) с аналогичной композицией. Часто как бумажные, так и тканевые вырезки окрашивались цветными красителями по краям прорезанных отверстий. Интересно, что каждый фрагмент узора имел своё название: “сухарыкі”, “лялечкі”, “зоркі” и т.д. Распространены были и вырезки, имитирующие узоры гардинных тканей. Для их изготовления пользовались как ножницами, так и ножами, резцами («Галубы», д. Маршалки Воложинского района Минской обл.; «фіранкі», г. Новогрудок Гродненской обл.). Изделия, выполненные при помощи резца или ножа, являются технологической разновидностью вытинанки и часто в народе носят название «выбіванка» (д. Болота Кобринского района Брестской обл.).

Основные черты народной вырезки - симметрия и декоративность образов (непременно высокая степень стилизации, склонность к геометризации прорезей и т.п.). В белорусской вытинанке применяются осевой (зеркальный), радиальный и раппортный виды симметрии, а также сочетание нескольких ее видов. Ассортимент ажурных изделий из бумаги составляют оконные занавески (“фiранкі”, “кветкi”), кружева (“карункi”) для украшения полок, потолочных балок, рамок с фотографиями, икон, дверных косяков; салфетки (“сурвэткi”, “рагавiчкi”, “вугольнiкi”) и др. По установившемуся обычаю вытинанками украшали интерьер жилища каждый год к наиболее важным праздникам Коляд (Рождества) и Великодня (Пасхи) . На Западе Беларуси черными или полихромными вытинанками украшали побеленные стены жилищ . Наряду с изделиями утилитарного характера встречались самостоятельные сюжетные композиции для декорирования стен жилья, потолочных балок, дверных косяков и окон. Среди сюжетов наиболее популярны Древо жизни (“Дрэва жыцця”), композиции с букетами и вазонами (“Жаночая доля”), вероятно встречались и фигуративные композиции с сюжетами изобразительного характера.

Поскольку бумага была дешевым и доступным материалом, изделиями из нее не дорожили. По прошествии определенного времени старые вытинанки выбрасывали или сжигали. Этнографы достаточно поздно обратили внимание на этот вид народного искусства. В 1928 году работниками Гродненского музея была проведена экспедиция по территории современного Гродненского района. Среди приобретений были и местные бумажные вытинанки, которые «использовались местными крестьянами для украшения хат». В 20-е годы эти произведения среди прочих изделий демонстрировались на выставках в Соколке, Белостоке, Вильно.

Постепенно вытинанка вытесняется из крестьянского интерьера текстильными изделиями. До наших дней в быту белоруссов как на селе, так и в городе сохранилось вырезание снежинок из бумаги для украшения окон к новогоднему празднику.
В 70 - 80-е годы ХХ века произошло возвращение традиционного искусства вытинанки в культуру нашей страны. Произошло это благодаря росту интереса в среде творческой интеллигенции к традиционному наследию. Тогда вырезанием из бумаги увлеклись профессиональный фотограф и журналист В.Дубинка, художники Н. и Г. Соколовы-Кубай, А. Лось, М.Воронецкий, Ю.Малышевский и др. Вырезанием вытинанок увлекался и известный деятель национального культурного возрождения ксендз В.Чернявский (д.Вишнево Воложинского района Минской обл.).

В 1995 году на III Международном фестивале кукольных театров Могилевский областной кукольный театр показал спектакль «Піліпка і ведзьма» (реж. А.Жюгжда, худ.Л.Микина), основу художественного решения которого составили вытинанки. Актриса-рассказчица с ножницами в руках как будто вырезает героев спектакля из бумаги, открывая окошки с сюжетами сказки. Спектакль отмечен искусствоведами как пример чистоты стиля и открытие совсем новой ветви в развитии белорусского кукольного театра. Отмечена так же и образовательная роль спектакля: «(зрителю) … открывается незнакомый “культурный слой”» (перевод с бел. Н.С.). Вытинанка называется «совсем неожиданной, забытой ветвью». Однако, использование силуэтного вырезания в театральном творчестве не ново. Известен вид традиционного народного кукольного представления «батлейка», который основывался на принципе театра теней. Внутри бумажного короба зажигалась свеча, на фоне которой происходило действие с рождественскими сюжетами. Этот же принцип использован молодым творческим коллективом для создания спектакля о происхождении города Крево и его знаменитых правителях (худ. Л.Скитович).

Действительно, еще лет 10 назад вытинанка в Беларуси была не так известна как сегодня. Об этом свидетельствует такой факт: І Республиканская выставка, организованная искусствоведом и мастером Т.Марковец при поддержке Министерства культуры Беларуси, собрала небольшое количество произведений и не получила достойного резонанса даже в среде искусствоведов и мастеров народного творчества. Поэтому выставка вытинанки «Папяровы сусвет» 2005 года ошибочно названа первой Республиканской. На ней наряду с коллекцией вытинанок народной умелицы Н.Одинец (д.Засмужье Любанского района Минской обл.) было представлено около 150 произведений современных мастеров вытинанки различных стилистических направлений. Тут можно было увидеть и графические работы в технике вытинанки (Н.Соколова-Кубай, Н.Гамаюнова, Е.Шалимо), и работы в объемно-пространственном решении (птицы А. Талерчик, ангелы Т. Лобуновой), и светильники, декорированные при помощи бумажных композиций (Ю.Веремей), макеты оформления сцены (И. Забело), вытинанки философского содержания (Н.Червонцева), и, конечно, традиционные композиции с мотивами деревьев и птиц (Л. Казаченок, Л. Горовая, Н. Сухая и др.)

В настоящее время вытинанка широко применяется в школе и внешкольных учреждениях образования и культуры для детского творчества. Популярна как техника графического искусства для оформления книг, плакатов, открыток, календарей (В.Дубинко, Н.Соколова-Кубай, Н.Гамаюнова).
Дизайнеры и оформители оценили выразительные художественные особенности вытинанки и используют ее в своем творчестве. Так, традиционные мотивы вытинанок использованы для оформления главной сценической площадки Международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске в 2002 году.

Более 10 лет существует единственная в Беларуси Молодечненская школа вытинанки. Создателем ее является известный мастер и глава творческой династии Червонцева В.Н. Две ее дочери Наталья и Елизавета, известные мастера с выразительным творческим почерком, сегодня преподают вытинанку на отделении декоративно-прикладного искусства Молодечненского музыкального училища им. М.К. Огинского. Из стен училища вышло несколько поколений вытинанщиков, которые работают в Гродно, Минске и других городах и регионах страны.

Сегодня сложно говорить об узко региональных особенностях традиционной вытинанки. Однако, живы еще носители этой традиции, детство которых захватило период активного бытования бумажной вырезки в крестьянской среде. Этот материал и подвергается сегодня активному изучению. Своеобразный эксперимент проводился Поставским Домом ремесел Витебской области. Найти аутентичные экземпляры начала прошлого века в районе охвата работы не удалось. Специалисты этого учреждения стимулировали лучших мастериц воссоздать по памяти старинные узоры.

Коллекция этнографических и современных вытинанок сохраняется в Музее древнебелорусской культуры института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы НАН Беларуси, Гродненском государственном историко-археологическом музее. Активная работа по обобщению материала по вытинанке ведется Витебской, Гродненской областными методическими службами отрасли культуры, районными Домами ремесел городов Браслав, Городок, Поставы Витебской области, Любанским районным Центром культуры Минской области и др.

В составе Белорусского союза мастеров народного творчества около 40 мастеров вытинанки. Наиболее известные: О. Бабурина, Н. Гамаюнова, Л. Горовая, О. Денисевич, В. Дубинко, Т. Лабунова, О. Маслова, С. Мулица, А. Овчинников, Г. Рудницкая, Н. Соколова-Кубай, А. Талерчик, Е. Червонцева, Н. Червонцева, Е. Шалимо.

Большинство мастеров не только творчески работают, но и преподают традиционное вырезание из бумаги в кружках и студиях.
Для организации преемственности и стимулирования мастеров к творчеству существует система конкурсных мероприятий как республиканского так и регионального уровня. Так, в году прошел І Республиканский праздник-конкурс мастеров вытинанки «Ажуныя фантазіі».

Сегодня вытинанка становится все более популярной, однако возникает много вопросов, которые следует озвучить:
- поблема поиска художниками и мастерами своего стиля (несознательное копирование известных образцов, тиражирование удачных приемов и образов особенно в среде начинающих);
- проблема соотношения декоративности и изобразительности в вытинанке;
- проблема интегрирования вытинанки в современную художественную (и жилую) среду.
Проблематика постоянно обсуждается мастерами секции вытинанки БСМНТ, вырабатываются определенные способы решения, высказываются позиции относительно данных вопросов. 60 % мастеров является «пишущими» популяризаторами этого искусства.


Я увлеклась этим искусством. По сравнению с вышивкой вырезание из бумаги требует гигантской усидчивости и хорошо развитой моторики. Надеюсь уже скоро похвалиться работой - открыточкой в описанной технике.
Ваша Зарина.

Комментировать от
или
  • ​Это я так пониманию по просьбе трудящихся)))))))) Ну вот теперь хоть мы будем знать что такое вытынанка, хотя в принципе я угадала....было интересно почитать))))

    • Зарина, 

      Я вот смотрю и думаю какая же это кропотливая работа, это же сколько терпения нужно, чтобы все так аккуратненько вырезать...красота)


    • Аналогично, я буквально на днях столкнулась с этим но до конца не могла понять что это)))))) Зарина, спасибо за такую подробнейшую информацию о вытыканках!!!!

еще рекомендуем