Я здесь:
  • Наталья Швецова
  • Блог
  • Как улучшить технику чтения.
1
3636

Как улучшить технику чтения.

 

null

Каждый ученик имеет свой темперамент: холерики и сангвиники, как правило, говорят и читают быстро, а флегматики и меланхолики – медленнее. Типичный диапозон речи холериков и сангвиников от 180 до 120 слов в мин. Значит, они вполне могут выйти на уровень 120 слов при чтении. Для флегматиков и меланхоликов вряд ли достижима такая скорость. Но большинство учеников являются холериками и сангвиниками, а флегматиков и меланхоликов среди них, как подсчитали психологи, менее 10%. Как же добиться оптимальной скорости чтения, какие резервы обучения можно здесь использовать?

Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут ни какой пользы и даже подавят у ребенка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 мин. Несколько раз в день и еще перед сном.

Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжущем чтении все ученики читают в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 мин.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна – две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав 3-4 слова, ребенок уже забывает первое и не может понять смысл предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов. Например, два слова «Тает снег» - 8 букв, а после уже происходит наращивание длины предложения постепенно, по одной – две буквы.

Следующий метод многократное чтение, выполняются коллективно: ученики читают одновременно, но каждый в своем темпе, ориентируясь на общий промежуток времени. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он дочитал. Мы нашим детям предлагаем читать слова так, как они записаны (орфографическое правильное чтение). Затем следующее повторное чтение того же отрывка. Здесь мы предлагаем читать, соблюдая правила орфоэпии, поскольку наши дети часто говорят так, как написано. Ученик опять замечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатом первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше.

Увеличение темпа чтения вызывают положительные эмоции, детям хочется читать снова, но больше 3 раз не следует повторять один и тот же отрывок, лучше поупражнять на том же кусочке артикуляционный аппарат, читая этот же текст в темпе скороговорки.

Этот метод предназначен для развития артикуляционного аппарата, особое внимание обращается на четкость прочтения окончаний слов. Упражнения длится не более 30 с., затем начинается выразительное чтение с переходом на незнакомую часть. Дети прочитывают знакомую часть текста, но учитель их не останавливает, и они переходят на незнакомую часть. И вот здесь совершается маленькое чудо, ребенок, выработавший на знакомом отрывке повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей хватает на долго, но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

Необходимо проводить замер чтения. Сами дети замечают изменения изо дня в день. А это благотворно сказывается на отношение их к тренировки. Если в все же где-то имеются недочеты, акцентировать на этом внимание не следует. Со временем чтение все равно улучшается.

У каждого человека, в том числе и у наших учеников, есть свое поле зрение, охватывающее несколько слов. У наших учеников оно очень низкое, обычно 1-2 слова. Чтобы расширить его мы записываем на листе бумаги 4-5 слов, показываем 1-2 с и убираем его.

Сначала результаты работы были не утешительны, но постепенно дети научились быстро прочитывать их, а потом и произносить в предложенном порядке. Этот прием может быть использован на уроках русского языка при работе со словами, в которых часто допускаются ошибки, и с другими грамматическими заданиями.

Уважаемые читатели, надеюсь мои рекомендациями помогут родителям вызвать наибольший интерес к чтению и улучшить результаты техники чтения.

И буду очень благодарна, если вы проголосуете за нас в конкурсе...пожалуйста! Всегда отвечу взаимностью в любых конкурсах и мероприятиях, и на любые вопросы связынне с речью ваших деток, с проблемами при усвоении школьного материала ваших детей. Вот ссылка на фотоhttp://www.happy-giraffe.ru/contest/11/photo436433/ Спасибо заранее за ваш голос!




 

Комментировать от
или
  • Техника чтения может выработаться еще с тренировками . Меня мама рано научила читать . :) и я потом читала и читала .

    еще рекомендуем