Вязание крючком
5
1

Вязание крючком

Вязание крючком фото 1

В основе процесса вязания крючком лежит образование петель из нити с помощью крючка. Вывязывать петли крючком можно по-разному, придавая им всевозможные формы и размеры. При чередовании разных по форме и размерам петель получаются различные рисунки. Правильность рисунков и размеров изделий при вязании обеспечивается, во-первых, равномерным натяжением нити и равномерными движениями крючка при вязании и, во-вторых, точным количеством петель по рисунку и чередованием петель различной формы и размера.

 

Соблюдение первого требования развивает у детей ритмичность движений, гибкость, чувствительность пальцев и подвижность мелких мышц рук, что способствует исправлению почерка, а соблюдение второго требования приучает сосредоточивать внимание, быть наблюдательным, следить одновременно за работой обеих рук и положением материала и инструмента.

При вязании крючком нужно всё время наблюдать за правильностью рисунка, за размерами петель (это развивает глазомер).

Малейшее отступление в количестве петель изменяет рисунок, а неравномерное притягивание нити при образовании петель искажает форму изделий. Сами рабочие движения при вязании крючком очень несложны, а потому легко и быстро усваиваются детьми. Это даёт возможность детям контролировать себя в процессе работы, своевременно исправлять свои ошибки (вязаная вещь легко распускается) и работать самостоятельно, без помощи взрослых. Поэтому вязание крючком доступно детям с 7—8 лет, и его можно изучать раньше, чем шитьё и вышивку.

Изделия, связанные крючком, имеют большое применение в быту и при игре ребёнка. Дети могут вязать крючком самые разнообразные изделия: вешалку, поясок, коврик, одеяло кукле, шарф, косыночку, мешочки к биллиарду, варежки, тапочки, берет, лифчики, тюбетейку, кружева, юбочки, воротнички, платочки, бельё, одеяла и т. д.

Для вязания крючком не требуется специально оборудованного рабочего места. Необходимо только обеспечить место для клубочка с нитками, который должен сохраняться в чистоте, а во время работы лежать так, чтобы нить разматывалась свободно и постепенно. Для этой цели детям надо сшить или связать небольшие мешочки с тесёмочками, чтобы во время работы можно было их вешать через плечо или на руку. В этих мешочках удобно также хранить незаконченные работы. Материалом для вязания служат пряжа и нитки (бумажные, льняные, шёлковые, шерстяные), отходы прядильной, трикотажной и швейной промышленности (обрывы ниток, выпады кроя, особенно срезы кромок и т. п.).

Можно также распустить старые вязаные изделия и употреблять их вместо ниток. (В этом случае необходимо учесть, что изделия, связанные на машине, не все могут распускаться.) Изделия, связанные и сшитые, надо сначала распороть по швам — выпороть воротник, рукава, распороть в плечах, в боках, а потом каждую деталь распускать по направлению сверху вниз. Нитки при распускании получаются короткие, концы их надо связать (при вязании лучше соединять нити не узлом, а ссучиванием двух концов, но иногда связывание узлом приходится делать потому, что при распускании надо мотать нити не в клубки, а в мотки).

Мотки необходимо перевязать в нескольких (5—6) местах ниткой, чтобы удобнее было их мыть, а затем высушить и перемотать в клубки. Мыть надо в тёплой мыльной воде, прибавив немного сухой горчицы. Делается это для того, чтобы удалить грязь и уменьшить извилистость нити, образовавшуюся от вывязывания рисунка (иначе извилистость нити будет мешать при вязке нового рисунка, который должен быть чётким и аккуратным). Если нить получится тонкая, то надо вязать не в одну нить, а в 2—3—4—5 (в зависимости от изделия, рисунка).

Точно так же молено нарезать или нарвать полосок из материи, поношенных изделий, паголенок от чулок, которые режутся винтообразно, сшить их в одну полоску, намотать на клубок и использовать как пряжу, для изготовления верёвок прыгалок, ковриков, тапочек и т. п.

В процессе работы нитки, пряжа, полоски будут различными по качеству, цвету, толщине. Поэтому при обучении надо познакомить детей со свойствами материалов и объяснить, что качества материала различают по внешнему виду (блестящий, матовый и т. п.), наощупь (мягкий, жёсткий, тёплый, холодный, мнется, скручивается и т. д.). Надо познакомить детей с этикетками на мотках, клубках, катушках, привлечь их внимание к различной толщине ниток.

Для удобства пряжа разматывается на клубок или катушку. Шерсть должна быть намотана достаточно свободно, чтобы она не растянулась и не потеряла своей упругости и мягкости. Для этого под наматываемую нитку подкладываются два пальца; когда пальцы убираются, шерстяная нить оказывается намотана без излишнего натяжения. Наматывание других нитей—не шерстяных — производится прямо на клубок.

При образовании клубка подкладывается бумажка, картон или тряпочка в виде квадратика, чтобы удобнее было производить размотку. Нить надо держать с небольшим натяжением, чтобы она не сползалас клубка и ложилась ровными рядами. Бумагу для намотки ниток надо брать не очень мягкую, иначе она свернётся в комочек и нитки с неё будут соскакивать, путаться. Надо показать детям, как правильно сложить бумажку, чтобы удобнее было размотать нитки. Лучше дать детям кусочек бумага квадратной формы.

При разматывании пряжи из ниток детьми младшего возраста необходимо проверить, знают ли дети, какая рука — правая и какая — левая, сколько пальцев на руке и как они называются; проверить усвоение понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «от себя», «к себе», «больше», «меньше». Эти понятия должны быть чётко усвоены детьми, так как при объяснении рабочих движений в размотке пряжи и далее, при вязании крючком, они будут часто применяться, например: «Возьми конец нитки в левую руку большим и указательным пальцами, нитку положи на указательный палец, проведи вниз и придержи всеми остальными пальцами».

Для вязания применяются крючки из стали, железа, дерева, кости, гуттаперчи, пластмассы (в зависимости от сорта и качества ниток или пряжи). Крючки изготовляются пяти номеров, от 2-го до 6-го. Номер определяет толщину крючка и размер углубления в рабочей части крючка. Подбираются они по толщине соответствующей нитки (нитка в полтора-два раза толще углубления в рабочей части крючка).

При подборе крючка надо проверить его качество. Крючок должен быть хорошо отшлифован, бородка должна быть не слишком острой, не разделять нитку, но и не тупой, чтобы легко было вводить крючок в петлю. Ручка крючка должна быть лёгкой, чтобы не утомлять руку при вязании.

Обращаться с металлическими крючками надо осторожно, так как, попадая в тело, они извлекаются с трудом и причиняют сильную боль. Поэтому с первых же занятий необходимо приучить детей умело обращаться с крючком. Дети вначале часто так сильно сжимают крючок, что руки потеют, петли при этом делаются очень тугими, в них плохо продевается крючок с ниткой, а если крючок тонкий, то он часто изгибается. Надо научить детей правильно держать крючок, т. е. держать его в руке так же, как карандаш или ручку с пером во время письма, большим и указательным пальцами правой руки, придерживая и направляя его средним пальцем. При управлении крючком в основном должна работать кисть, а не вся рука.

Для усвоения правильного приёма работы крючком рекомендуется вначале проводить гимнастику пальцев, затем упражнения крючком без нитки (как на уроках чистописания), обращая внимание на правильность положения пальцев, на нажим и плавные ритмичные движения кисти. Начинять обучение лучше более толстыми крючками, а нитки для вязания брать хлопчатобумажные, так как в этом случае нитка не растягивается, не раздваивается и петли получаются более правильные.

При объяснении и показе надо обратить внимание на более точную и определённую терминологию, чтобы слова, указывающие названия рабочих движении, не заменялись в процессе работы другими, потому что новые слова, обозначающие то же действие, вводят детей в заблуждение.

Комментировать от
или
  • я отлично вяжу крючком, особенно люблю вязать малышке моей, как настоящей принцессе беру самые лучшие журналы со схемами вязания крючком на этом сайте http://modamodel.ru/shop/list/catalog/11/ . Очень увлекательное занятие, а самое главное  можно всегда связать что-то оригинальное.

    • Я немного умею вязать крючком, но немного, до мастерства мне еще учиться и учиться.

    • Я очень люблю вязать крючком!Но,к сожалению,не всегда есть время girl_sigh.gif

      • да с временем вообще беда, всегда его не хватает

    еще рекомендуем