25
1160

Как правильно выбирать мультфильмы

Губка Боб квадратные штаны

Маленькие дети обожают смотреть мультики, однако далеко не всегда это безопасно, как думают родители. Детские психологи, врачи и ученые в один голос заявляют, что в возрасте от года до шести просмотр мультфильмов необходимо сводить к минимуму и не допускать постоянного «прилипания» ребенка к телевизору. На практике малыши очень часто привыкают к какому-либо мультфильму и регулярно выпрашивают включить именно его у родителей – благо, компьютер и интернет сегодня позволяет не привязываться лишь к программе передач телеканалов.

То, на что взрослые порой даже не обращают внимания, для детей становится основной в создании модели собственного поведения, а также развитии личности и характера. Именно поэтому выбор мультфильма столь важен, ведь малыши часто перенимают модели поведения главных героев любимых мультиков, стараются подражать им и повторять те или иные действия.

В старых мультиках, в том числе и в голливудских (в частности, в диснеевских) в большинстве случаев, было четко и ясно, где хороший герой, а где плохой. Злая королева, как правило, имела темные и мрачные окрасы (например, в м/ф «Белоснежка»), у ее приверженцев была крайне неприятная, неряшливая внешность и т.д. А сейчас родителям в срочном порядке при просмотре или по окончании мультфильма надо сразу же объяснять детям кто есть кто. И не факт, что дети прислушаются к мнению родителей и поймут. Более того, родители могут быть даже не в курсе, что купленный ими мультфильм «неправильный». Ведь от одной обложки и краткого описания мало что понятно.

В современных мультфильмах часто встречаются такие ситуации, где плохие герои вдруг ведут себя как добрые, а добрые – как плохие. Яркий тому пример, м/ф «Шрек». Вспомните «Прекрасного Принца» - крайне неприятный тип, не так ли? А теперь давайте вернемся к первоначальному понятию «Прекрасного принца»: добрый, красивый, умный, на белом коне и непременно должен спасти принцессу и взять ее в жены. Что мы имеем от шрековского принца? Кроме как белого коня и слишком слащавой внешности, пожалуй, ничего. Более того, нам его преподносят, как исключительно отрицательного героя. На стороне «темных сил» мы видим и его маму, именуемую «Доброй феей» (вдумайтесь в понятие «Добрая фея»!). Удивляет и поведение «Прекрасных принцесс»: Золушки, Спящей красавицы, Рапунцель (оказавшейся в итоге предательницей), которые вообще, напрочь ломают понятия добрых героев. Возможно, конечно сейчас кризис жанра и заокеанские киностудии просто не знают чего бы такого придумать. После таких мультфильмов девочки, может, и перестанут ждать принцев на белых конях, но взамен будут ждать «в женихи» монстра-людоеда? К тому же тенденция пройдет, а психика ребенка может остаться искаженной на всю жизнь.

В большинстве американских мультфильмов полностью игнорируется или искажается образ матери и семьи. Нет пропаганды создания прочных семейных уз с красивыми и здоровыми детками. Исключением являются только мультфильмы о животных, такие как «Король лев», «Братец медвежонок», «Дамбо», «101 далматинец» (последний, кстати, особенно четко определяет границы добра и зла как по внешнему виду, так и по поведению персонажей). В большинстве же случаев, семья нам преподносится как некое собрание скандальных, неприятных, порой даже аморальных персон (например, в детском м/с «Гуффи и его команда», частично в «Симпсонах»). Так каким в итоге будет формироваться образ матери у девочки? Захочет ли она вообще со временем создать семью и родить детей? Захочет ли мальчик в будущем жениться на девушке, если у него в подсознании образ жены будет ассоциироваться с образом «скандальной расплывшейся тётки»?

Влияние мультфильмов на психику детей достаточно велико, поэтому для самых маленьких зрителей каждый мультфильм должен выделять нечто доброе и полезное: персонаж помогает взрослым или другим персонажам, проявляет желание учиться, быть честным, не жадничать. Наиболее распространена поучительная манера повествования в хороших мультфильмах, а также наглядная демонстрация на примерах персонажей. Так, например, многие старые-добрые советские мультфильмы наглядно демонстрируют последствия жадности, грубости, вранья на основе главных персонажей, которые, к концу мультфильма, понимают, что подобные качества плохи и отказываются от них.

Родители часто определяют качество и безопасность мультфильма лишь изучая его описание и сценарий. На деле, даже самый добрый мультик может стать весьма вредным для малыша, если при его создании не учитывались некоторые технические и психологические факторы.

Мультфильм может быть поучительным и добрым, но если художники переборщили с яркими красками – он будет вреден для детской психики. Яркие цвета в большом количестве, а также цвета, совершенно не сочетающиеся друг с другом оказывают негативное влияние мультфильмов на психику детей – они становятся агрессивными, чрезмерно возбужденными. Теплые и блеклые цвета напротив, успокаивают малышей и позволяют сконцентрироваться на информационной части мультипликационного представления.

Хороший и полезный мультфильм обычно должен содержать не более четырех основных цветов, остальные должны служить лишь дополнением к ним и не выделяться. Примером хороших, в плане цветовой гаммы, вариантов, могут стать старые мультфильмы Disney о Золушке или Белоснежке. Их цвета не слишком яркие, однако картинка от этого не становится скучной для ребенка. Такие мультики любят дети практически всех возрастов.
Звук в любом мультфильме играет такую же важную роль, как и картинка. При этом, звуковой ряд также не должен быть слишком резким, музыкальное сопровождение должно носить спокойный, умиротворенный характер.

Но откуда ребенок узнает новое, где слышит новые слова, речевые обороты? Конечно же, в диалогах между персонажами. Во-первых, диалоги персонажей должны озвучиваться профессионально несколькими актерами. Одноголосый и, уж тем более, монотонный перевод делает мультик не только скучным, но и небезопасным. Опасность подобных мультиков заключена в том, что ребенок перестает концентрироваться на общении персонажей, в следствии чего снижается его эмоциональность, модель его поведения постепенно становится однообразной.

Кроме того, важна и подача текстовой информации малышу. Хороший мультфильм обязан содержать не только диалоги между персонажами, но и, собственно, монологи главных действующих лиц. Их переживания, мысли, мотивация и обоснование поступков должно преподноситься ребенку закадровым голосом. Именно монологи позволяют ребенку включиться в события мультфильма и активно в них участвовать в собственном воображении.

Оказывается, не стоит перед занятиями показывать детям различные сюрреалистические мультики вроде «Губка Боб», это по мнению исследователей из Университета Виргинии плохо влияет на способность ребенка к концентрации на учебе. Данным исследованием занялась ведущий психолог, профессор Анджелин Лиллард. Она провела исследование на тему исполнительных способностей детей после просмотра телевизионных передач.

Во время эксперимента дети были разделены на три группы, одной группе в течении десяти минут перед занятием показывали мультфильм «Губка Боб», второй показывали мультфильм «Caillou», а третья просто рисовала. После этого проводилась проверка детей на их концентрацию, внимание, способность выполнять задания. Те дети, что просматривали мультик «Caillou» и просто рисовали, показали примерно одинаковые результаты. Дети смотревшие «Губку Боба», были более рассеянными, перевозбужденными и хуже справлялись с заданиями. По мнению Анджелин Лиллард этот эффект связан с излишней активностью персонажей в мультике, с которой в итоге ребенок старается себя ассоциировать, а так же с полной нелогичностью действий мультипликационного персонажа и ребенку в итоге сложно переключиться на реальный мир.

Вот еще некоторые примеры хороших, на первый взгляд, мультфильмов, которые таят в себе скрытую угрозу: "Лунтик" воспитывает в ребенке жертву, "Пингвины из Мадагаскара" культивируют "сортирный" юмор, «Маша и Медведь» воспитывает в ребенке садиста, «Смешарики» негативно показывают девочек, «Спайдермен» повышает тревожность.

Как с этим бороться? Вот несколько советов, как максимально снизить риск дурного влияния мультфильмов на детей.

• Во-первых, не давайте ребенку смотреть непроверенные фильмы. Найдите для себя время и просмотрите сперва сами. Вообще, выключите ТВ и поставьте DVD-проигрыватель!

• Во-вторых. Если ваш ребенок «подсел» на какой-то мультсериал, и вы отчётливо понимаете его низкосортность, постарайтесь пойти с ним на компромиссы. Пообещайте ему купить какую-нибудь игрушку, о которой он давно мечтал, например железную дорогу или развивающий конструктор. Здесь не следует скупиться и жадничать, такой поступок со временем окупиться с лихвой!

• В-третьих. Постарайтесь переключить внимание ребенка. Например, сын любит мультфильмы про монстров и чудовищ. Попробуйте увлечь его автомобилями – пусть смотрит мультфильмы и передачи про машины. А папа поможет в них разобраться (мальчики ведь в любом возрасте любят машины), со временем кроха станет экспертом в этой области, пока другие дети тратят время и силы на вымышленных и сомнительных персонажей.

• В-четвертых. Читайте ребенку книги, прививайте любовь к чтению. Дайте понять малышу, что литературные истории могут быть намного лучше нарисованных! Только ни в коем случае не давите на ребенка, не шантажируйте, старайтесь всегда найти компромисс и договориться!

• И главное уделяйте достаточное количество времени детям, проводите с ними выходные и свободные часы, не отмахивайтесь словами: «Ой, я сейчас занята!» или «Я так устала». В будущем дети будут вам за это благодарны!

Итог — какие мультики можно смотреть детям:
• в которых пропагандируется добро и добрые качества;
• в которых обязательно присутствуют монологи;
• в которых зло всегда наказуемо и не выставляется в положительном свете;
• цвета в которых не дисгармонируют друг с другом;
• в которых нет перебора с яркими цветами;
• музыкальное сопровождение в которых не выделяется и не является слишком резким.

Комментировать от
или
  • нужно чтобы по телевизору чаще показывали советские мультик, вот они хорошие и добрые

    • Мне кажется что вот мультики типа Пингвинов из Мадагаскара, то они больше для взрослых, чем для детей!

      • Мне вот нравятся все старые советские мультики, они такие добрые и красивые, не то что современные(

      • Мое мнение, что сейчас такие мультики что вообще их нельзя детям показывать, ужас какой-то((

      • Я вообще много лет думала, что губка боб - это кусок сыра....

      • Я выбираю по правилу - нравится мне - смотрит и мой ребенок.

        • Мне кажется это не правильно, так у ребенка не будет формироваться собственный вкус, нужно выбирать такие мультики которые и ребенку нравятся и ты считаешь что можно смотреть)

        • вкус ребенка формируют родители, я против того, что включать все подряд. понятно, что если ребенок не хочет, его никто не заставит смотреть.

      • ​Сейчас очень много тупых мультфильмов, которые просто раздражают. А вообще лучше новый мультик всегда смотреть вместе с ребёнком первый раз, чтобы объяснить, что к чему.

      • Губка Боб , Симпсоны , Футурама вообще не детские мультики !!! А Лунтик весьма раздражающий персонаж!!!

      • ​Спасибо Вам за статью,есть над чем задуматься. Моему малышу год и десять,но он так любит смотреть Машу и медведя,только просыпается и первоя просьба мими,это включить мишку и Машу. Я не думала что он вреден,мультфильмы я выбираю с осторожностью, смотрим еще про Карлсона и развивающий где есть детки с мамами,животные ,шарики,кубики и мультяшные герои. Хочу что то еще добавить,но незнаю что. Может подскажете? Еще тетушку сову можем смотреть,но сейчас зациклился на Маше и медведе.

      еще рекомендуем