«Несуществующее животное» проективная методика для исследования личности.
Метод исследования построен на психомоторной связи. Для регистрации данных необходимы моторные реакции, которые хорошо отражаются в творчестве, рисунке.
Итак, инструкция: «Нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием». Использовать карандаш средней мягкости, фломастеры использовать нельзя.
Изображая несуществующее животное мы прежде всего выражаем себя и свой образ.
Занимаемая площадь рисунка на листе бумаги отражает степень самораспространённости личности в социуме.
Нормой считается если рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
Если положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, чем ближе к краю, тем сильнее она выражена, но при этом выражается недовольство своим положением в обществе, социуме, недостаточное признание сь стороны окружающих, тенденция к самоутверждению.
Если рисунок расположен в нижней части листа это говорит о заниженной самооценке, подавленности, нерешительности, робости, отстутствии тенденция к самоутверждению.
Сдвиг рисунка влево говорит о выраженной социальной бездеятельности, интровентированности.
Голова животного.
Прежде всего это центральная и смысловая часть фигуры.
Если она повёрнута вправо это говорит об активности, целеустремлённости ребёнка, которые взрослые иногда воспринимают как упрямство.
Поворот головы влево говорит о склонности к размышлениям, фантазированию, его мечты живут в его фантазиях, но пока не реализовываются. Если голова расположена на анфас это говорит об эгоцентризме и бесконтрольном поведении.
Если голова значительно выделяется на фоне фигуры это означает что ребёнок ценит интеллектуальные качества в себе и в окружающих.
Глаза. Крупные глаза, с прорисовыванием радужки говорит о наличии у ребёнка страха.
Если глаза отсутствуют это свидетельство астении, аутизации, субдепрессии, иногда шизоидности
Ресницы оказатель заинтересованности в восхищении, тенденция к приукрашивание своей персоны, всеобщее признание своей привлекательности.
Рот. Если существо зубатое - это наличие агрессии и прежде всего вербальной. Которая носит защитный характер. Их грубость следует рассматривать как способ защитной реакции от окружающих, от различных нападок, колкостей, критики.
Язык говорит о потребности в речевой активности, авторы подобного существа достаточно болтливы.
Если рот открыт и без прорисовки губ и языка и он особенно закрашен это признак готовности пугаться. Такие дети очень закрыты, недоверчивы и всего опасаются.
Уши – если они присутствуют это свидетельствует о том что для ребёнка важно мнение окружающих о себе. Он заинтересован в информации. Чем больше ушей, тем ярче выражена потребность в информации.
Рога – защитная реакция, если они сочетаются с когтями и щетиной то агрессия носит характер защитно-ответный или спонтанный.
Перья – стремление к самооправданию, демонстративности, самоутверждению.
Грива. Шерсть, причёска говорит о чувствительности.
Ноги, лапы – обратите внимание насколько они основательны. Чем они больше, тем ребёнок основателен в делах и суждениях. Тщательно прорисованные места соединения ног говорит о высокой степени контроля над своими мыслями. Если конечностей много это говорит о стандартности установок. Для такого человека очень важно мнение окружающих. Разнообразие форм нижних конечностей говорит о богатой фантазии и творческом воображении.
Отсутствие ног указывает на низкую социальную ориентацию, свидетельствует о пассивности или в неумении идти на социальный контакт.
Крылья говорят о мечтательности, романтичности.
Тело покрыто густым волосяным покровом это свидетельствует о значимости сексуальной сферы.
Любое оружие говорит об агрессивном настрое.
Преобладание украшения – демонстративность, проявление своей значимости.
Преобладание ран, шрамов, кровеносных сосудов говорит о невротических состояниях, ипохондрии, каких-либо психических расстойствах.
Половые органы, женская грудь говорит о высокой значимости сексуальной роли.
Немного позже я вас ознакомлю с детальным описанием образа жизни животного, расскажу о значимости его имени, обсудим круг его друзей.