Все мы ходим под своей судьбой.
Предначертанная до нашего рождения, порой отталкивает и чем дальше мы бежим от нее, тем сильнее она нас притягивает. Прячемся , изворачиваемся , а она все равно лезет из нас как пружины из старого матраца . Грубо? Отнюдь.
Давно, не одно десятилетие в умах российской публики вспыхивает и исчезает фраза:
- Да был мальчик - то. Может, мальчика -то не было ? - реплика из последнего «прощального» романа Горького « Жизнь Клима Самгина» .
Фраза, итог не творческой, нет, жизненной биографии писателя.
Можно долго и научно рассуждать о силе и бессилии психоанализа, но факт остается фактом - подсознательное, выплывшее, явившееся ближе всего к истине , существу .
История эта заканчивалась самоопраданиями , самоисповедями «великого пролетарского писателя Максима Горького » в «Климе Самгине» . Началась она когда Алеше Пешкову было всего три года .
Умер его отец. Умер нелепо, зло. От холеры.
Ухаживая за маленьким сыном. Сын - разлучник , сын разрушитель большой , нежной , сильной любви Варвары и Максима - Алешиных родителей .
Страшная, незавидная участь!
Малыш довершил, закончил то, что давно желала вся каширинская родня:
-Не ровня он тебе - из мастеровых, а мы купеческие... - еще самые лучшие слова которыми постоянно корил дед при Алеше мать.
Аукнулось это позже - в его псевдониме: имя отца с определением «горький» - наивной, почти детской попытке убежать от себя, от своего, включив программу самоуничтожения.
Писатель тем и хорош, что он сам рассказывает о себе.
Со школы известные строчки из «Детства»:
« Бабушка кинулась ко мне и схватила меня за руки, закричав :
-Лексея не дам ! Не дам изверг! –
Она стала бить ногою в дверь, призывая: - Варя, Варвара !..
Дед бросился к ней, сшиб ее с но, выхватил меня и понес к лавке . Я бился в руках у него , дергал рыжую бороду, укусил палец . Он орал , тискал меня и , наконец , бросил на лавку , разбив мне лицо .
Помню его дикий крик: - Привязывай! Убью!..-
Помню белое лицо матери и ее огромные глаза.
Она бегала вдоль лавки и хрипела: - Папаша, не надо! Отдайте..
- Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели...».
Казалось: после подобного обращения кроме ненависти к деду от шестилетнего мальчика ничего ожидать нельзя. Но... дальше Горький убедительно показывает , что единственным человеком в доме , которого он внутренне любил и жалел, был именно дед .
Что за странная любовь через розги, через жесточайшую порку ?
Совсем не странная.
Василий Васильевич Каширин, Алешин дед , сам того не подозревая , наказав его «до потери сознания», стал для него единственным человеком, понявшим самое тайное , сокровенное.
К этой тайне, кстати , уже начали подбираться исследователи при жизни «буревестника революции» .
Любопытная информация содержится в выходивших в 1925 - 1930 годах выпусках «Клинического архива гениальности и одаренности» . Неоднозначности личности основоположника социалистического реализма» посвящены исследования : «Делирий Максима Горького ( о душевной болезни, которой страдал М.Горький в 1889 - 1890 годах )» ,
«О суицидомании Максима Горького», «К психологии сновидной жизни Максима Горького» , «Наследственность Максима Горького» .
Однако никакого общественного резонанса эти попытки понять личность «гениального босяка» не имели.
«Клинический архив» издавался в Свердловске , мизерно малым тиражем в 300 экземпляров . К тому же наука ,которую он представлял - эвропатология - (соединение психо - патологического анализа и творческих устремлений), была забыта в те же 30 - е годы .
Почему?
Немалую роль сыграло то, что эвропатологи видели в любом ярком психическом проявлении патологию.
Психиатрическая подготовка сыграла с ними злую шутку: в творчестве они видели только «приступ». У Гоголя , по их мнению, «шизофреническая психика» , а Лев Толстой «эпилептоидная личность».
В результате, при всей занимательности, реальная ценность эвропатологических исследований не высока.
И все же, эвропатологии уделяли внимание лучшие психиатры - клиницисты и не прислушаться к их мнению было бы непростительной ошибкой
Через все исследования «душевной патологии Максима Горького» , проходит немаловажная для понимания жизненных злоключений писателя мысль о его ПОСТОЯННОМ СТРЕМЛЕНИИ К СМЕРТИ , ИГРОЙ СО СМЕРТЬЮ.
Та детская, субботняя порка под образами открыла ему возможность столь желанного, не зависящего от его воли ухода из жизни...
Дед впервые сыграл с ним в смерть и отныне эта игра становится главным занятием его сознательной жизни.
Обратимся снова к «Детству» , одному из немногих, что называется « не высосанных из пальца» произведений «соцреалистического гения».Вскоре после дедовского наказания между Алешей и его матерью произошел такой разговор :
- Поди стань в угол.
- Зачем? –
Она тихо, но грозно повторила :
- В угол!
-Какой? Не знаю, что тебе надо,- сказал я, отчаявшись понять ее...
- Ты знаешь, что это наказание стоять в углу?
-Нет. Почему наказание?
Для Алеши, как затем и для Алексея Пешкова, а затем и Максима Горького наказание всегда существовало только в одном измерении - порка. Сцены, где она применяется навязчиво кочуют из рассказа в рассказ, из романа в роман . Сцены подробные до натурализма . Можно проследить по ним как в зрелом мужчине каждый раз просыпается тот , высеченный мальчишка , как он вновь и вновь переживает неизбежность и жестокость наказания , страх и уход в небытие...
Причем наказывают чаще всего женщин. Например, вот так, как в рассказе «Васька Красный»:
- И упрямая девица в большинстве случаев сдавалась,. подходила к Палачу; если же она не хотела сделать этого, Васька сам шел к ней , брал ее за волосы и бросал на пол .Ее же подруги , а зачастую и единомышленницы ,- связывали ей руки и ноги и тут же на полу и на глазах у них , виновную пороли....
Не надо долго мудрствовать, чтобы увидеть во всех этих писательских фантазиях продолжение того давнего спора с матерью о наказании.
Впоследствии, кстати, она все - таки стала пороть Алешу ремнем , но он уже «не обращал на это никакого внимания».
Почему?
Мама для мальчика - волевой и чувственный тренер . На общении с ней он развивает волю , сталкивая свои желания и «хотения» с