Я здесь:
  • Иван Рэрли
  • Блог
  • Иван Антонович Ефремов
27
32

Иван Антонович Ефремов

null

 

 

У Петера Вайля и Александра Гениса есть произведение «Гений места». В нём они утверждают, что политические, религиозные, творческие, семейные взгляды зависят от места, где человек родился, провёл своё детство и юность.

Моё детство и юность прошли в  Высотном доме на Котельнической  набережной среди  творческой элиты Советского Союза.

Я жил в одном подъезде с Галиной Улановой,  Михаилом Жаровым, Евгением Евтушенко,  Лидией Смирновой.  Рядом  в подъездах «лучах»  жили Аркадий Пластов, Людмила Зыкина, Клара Лучко. В корпусах, окружавших наш подъезд  Фаина Раневская, Марина Ладынина, Никита Богословский, Павел Массальский, Андрей Вознесенский, Константин Паустовский.

Они были моими соседями по дому, и я привык с ними общаться запросто. Это и было моё труднопереносимое раздвоение, преследовавшее меня в Высотном доме.         Гиперстеснительность и, что называется «на одной ноге» со знаменитостями. Со мною в детстве гуляла Фаина Георгиевна Раневская, а в юности наставляли как себя вести и учиться Михаил Иванович Жаров и Константин Георгиевич Паустовский.

Во мне включалась то первая – стеснительная программа: я тушевался, уходил в сторону, в себя, то вторая панибратская - я обсуждал себя и своё с Кларой Степановной Лучко и Андреем Андреевичем Вознесенским.

К счастью, когда у меня созрело желание пообщаться с Иваном Антоновичем Ефремовым, включилась вторая программа и я ни на минуту не сомневаясь, поехал к нему на улицу Губкина.    

Что за желание?  Почему к Ефремову?

Виновата фотография. Сначала наши совместные с Мишей Каменевым, а потом,  мои съёмки в гимнастических секциях. Начались они  в подростковом возрасте,  продолжились  в юношеском. В период формирования девичьего, женского идеала. Он и сформировался – гимнастический, спартанский.

Девочка, девушка – спартанский мальчишка.

В жизни такие встречались редко. Разве что в спортивной гимнастике немного, но приближавшейся к моему идеалу. На соревнованиях во Дворце пионеров я встретился  с представительницей этого загадочного, притягивающего  меня гимнастического мира. – Ирой Ивановой.

В Ире, при знакомстве, оказалось очень немного  от моего, спартанского,  и очень много от того, что по жизни я называл и называю бабством.

Пришлось дотягивать жизнь до идеала.

Какая  это гимнастика (гимнос – обнажённый, гимнастика занятия в обнажённом виде) когда всюду и везде глухие, закрывающие тело купальники?

В древности было по-другому.

Я перечитал библиотеки книг по Древней Греции  и постепенно у меня начала складываться чёткая программа спартанского воспитания, необходимого сегодня гораздо больше, чем тогда.

Три закаливания: волевое, тепловое и нравственное.

Волевое – болью.

Тепловое – наготой.

Нравственное – аскетизмом в речи, поступках и одежде.

 

С  разработками по спартанскому воспитанию  и  фотографиями гимнасток «такими, какими они должны быть» - обнажёнными, я и отправился к Ивану Антоновичу Ефремову.

Почему к нему?

 Вычитал в заметке в «Комсомольской правде», что Ефремов начал работу над новым романом, посвящённом античности. Мне подумалось: мои воспитательные  идеи  могут пригодиться ему.

Пригодились, и намного больше, чем думалось.

Я знал до встречи Ивана Антоновича по роману «Лезвие бритвы». Знал и то, что  образ главного героя Гирина – автобиографичный.

Примерив себя на общение с Гириным,  я решил, что оно может состояться.

 И не ошибся.

Я не воспринял Ефремова как писателя ,тем более фантаста. Никакой выдумки.

Позже я узнал, что Иван Антонович обладал даром научного предвидения. В своих произведениях он предсказал голографию и трёхмерное  (нынешнее 3D) телевидение.

Не ошибся он и с образным предвидением.                

                                                       Для меня Иван Антонович Ефремов стал первым, встреченным мною в жизни человеком, обладающем энциклопедическим, междисциплинарными знаниями - интеллектуалом высшей пробы.

Вне литературы Ефремов был известным учёным палеонтологом  создателем нового направления в палеонтологии – тафономии, изучающим закономерности процессов захоронения остатков организмов. Его именем – Ивантозавр назван ящер – ящер Ивана Антоновича.

После общения и дискуссий с Ефремовым, я понял, что мой полуподпольный поиск способов выживания, спартанские закаливания и обожествление женской Наготы, её гармонизирующей, очеловечивающей силы – не блажь, и не придурь, а необходимая часть человеческой жизни во все времена и эпохи, и в наши дни.

Когда в 1972 году «Таис Афинская» вышла отдельной книгой в издательстве «Молодая гвардия», меня ожидал приятный и, как я считаю и сегодня, незаслуженный сюрприз.

Я обнаружил, что многое, о чём мы говорили с Иваном Антоновичем, он включил в своё произведение.

Мои гимнософские  взгляды я прочёл в монологах скульптора Лисиппа. Дословно:  «в  Элладе отдать людям красоту считается доблестью». Свой женский идеал в образах спартанки Эгосихоры и невольницы  Гесионы.

Главное же, что мне дало личное и творческое общение с Иваном Антоновичем Ефремовым – внутреннее раскрепощение, уверенность в правильности и необходимости, как моих спартанских теорий, так и их фотографического воплощения.

 

 

Комментировать от
или
  • Вот и я считаю, что место очень много значит, ведь каждый человек считает нормальной ту семью в которой вырос.

    • Весьма интересная история, только у этой медали есть и другая сторона. Иногда тесное общение со знаменнитостями приводит к проявлениям комплекса неполноценности.

      • У меня этог не случилось. Иван Антонович за три года нашего общения ни разу ,ни одним словом не высказал своего превосходства. Мы общались на равных. Чего,кстати, мне совершенно не удаётся здесь,на сайте. Вот уж у кого: его посетительний сильнейший комплекс неполноцености. Откуда?

      • А откуда комплекс? От общения с вами? Или как вы считаете?

      • КАкой комплекс?Иван Антонович был тогда директором института палеонтологии Академии наук СССР,а я студентом факультета журналистики МГУ.

      • Чего,кстати, мне совершенно не удаётся здесь,на сайте. Вот уж у кого: его посетительний сильнейший комплекс неполноцености. Откуда?

        Это ваша фраза, мне интересно что именно вы имели в виду)

      • У тебя, например. Да и многих других тоже. Вы привыкли ,что мужики с вами не связываются,слушают в пол уха. А если на полную громкость? Оторопь берёт!!!

      • А что мы не так говорим? И где просвечивается мой комплекс неполноценности?

      • Аня что значит не так? Вы говорите,как можете,какие вы есть. Комплекс неполноцености - это же н ервать на себе волосы от осознания некомпетентности или необразованности. Он в том,что большинство обитательниц сайта научились хамить и оскорблять,но совершенно не могут поддержать дискуссию или предъявить весомые аргументы,кроме: я так считаю, я так думаю.

      • Спасибо, теперь я вас поняла. Каждый общается как может, просто на этом сайте не ваша аудитория, скорее всего. Нам интереснее обсуждать цвет детских какашек, чем общаться о более глубоких вещах)

      • ТАк надо отцвета детских какшек переходить к более глубоким вещам. Иначе какие дети у вас вырастут?

      • Каждому свое, сейчас это интересно, а по мере роста детей появляются другие интересы. Вот вам 65 ( не уверена точно) лет, возможно в вашем возрасте и  у нас будут такие глубокие мысли, и мы сможем найти аргументы, чтобы с вами поспорить.

      • НЕТ. Аня. Весь мой запас из твоего возраста и младше. Сейчас только итоги и попытка влезть на новый уровень развития.

      • Ну раньше было другое время- это 1.

        Вы мужчина - это 2. 

        Я думаю именно поэтому.

         

      • Время было действительно другое.

      • Скажите, а что изменилось? Интересно услышать что изменилось в лучшую и худшую сторону? Как вы считаете?

      • Резко в худшую. Тогда были учителя. Тот же Ефремов. Сейчас одна серость и серостью погоняет.

      • А почему?  Мне слоно поверить что все таланты резко вымерли

      • НАЗОВИ! даже мой друг Василий Аксёнов перед смертью стал писать откровенную чепуху. А новые? Российского кино нет. Российской литературы нет. Не спасают её включения Бродского и Улицкой в новую программу.А живопись и вообще изобразительное искусство - фаллосы на мосту?

      • Ну за последнее время я посмотрела много хороших фильмов, снятых в России за последние годы. ТАк что с этим могу поспорить. А про живопись и литературу не знаю. Поскольку живописью не интересуюсь вообще, а из литературы предпочитаю классику

      • Какие поделись.

      • Все сразу и не вспомнить, но из самых любимых сериал Семейный Дом, фильм Моя мама - Снегурочка, есть еще много -много интересных, добрых и жизненных картин.

      • ОНИ ДОБЫЕ - СОГЛАСЕН, СЕМЕЙНЫЕ - СОГЛАСЕН. НО ЭТО НЕ КИНОИСКУССТВО.

      • Ну а что тогда киноискусство? Многие старые русские фильмы С легким паром и бриллиантовая рука, к примеру, я не смотрела. Не вижу в них ничего интересного и гениального.

      • Признание или не признаниетого или иного произведения искусством часто проблема и неразрешимая сложность. Нескромный пример из моего собственого фотографического творчества. В прошлом году в Московской галерее им. Братьев Люмьер почти полгода висела выставка"МЫ. Лучшие фотграфии хх века". На ней былошесть моих фтографий. Более того, одна  из них- вот эта

        ПЕРВОКЛАССНИЦА

        Была на афише выставки, как её эмблема.

        И что мне теперь делать?Всё относительно. НО,наверное,если идти по признанию,ток шедеврам отечественого киноискусства можно отнести "Балладу о Солдате" Григория Чухрая, "Летят журавли" Михаила Калатозова", "Девять дней одного года" Михаила Ромма, "Берегись автомобиля" Эльдара Рязанова.

    • Я читала Ефремова " Лезвие бритвы", там очень много говориться о спорте, красоте спортивного тела и о красоте духовной! С ним я согласна! Но с вами -нет. В современном мире ваша теория закаливания болью и наготой абсолютно неприемлима!

      • А Иван Антонович был со мною согласен и считал мои идеи прогрессивными. Это был 1969-1971г.г.Во сногом, благодаря моим идеям в его романе "Таис Афинская" появились спартанка Эгосихора и невольница Гемиона. А мои гимнофильские монологи произносит скульптор Лисипп. Слова "абсолютно  непреимлимы" неверны. Позже, в начале 80-х мы с всемирно известным иммунологом профессором Иосифом Аршавским занимались поднятием иммунной системы и экстремальными формами закаливания:баней, прорубью и снегом. Там было всё и нагота, и боль, и страх и преодоление страха и совершено здорвые дети. Расширьте свой кругозор,прочтите об этом книжку Иосифа Аршавского "Ваш ребёнок не может болеть".

    еще рекомендуем