Я здесь:
0
23

Звереныш

              

null

 

         

 « О  матерях  можно  рассказывать  бесконечно», -  эта  пророческая  фраза  по  иронии  судьбы   тоже  принадлежит  Горькому. Рассказывать , к  сожалению , не только  хорошее. Об  их  не  умении , а  часто  и  не  желании   воспитывать  из  своих  сыновей  мужчин , о  причинении  им  чаще  бессознательной , но  от  того  не  менее  сильной и  жестокой  боли .  Именно  материнский  брак  в  сценариях  жизни  объединяет  Пушкина  и... Ивана  Грозного .

«Звереныш»,- так  называла  маленького  Сашу  Пушкина  его  мать  Надежда  Осиповна . Называла  и  злилась, называла  и  секла больно  и  часто . За  что ? За  нрав  африканский  неукротимый, за  взрывы  чувств, за  упрямство. Этот  факт  уже  второе  столетие  обмусоливается  публикой  и  литературоведами, входит  во  все  сколько - нибудь  подробные  жизнеописания  поэта .  И  быть  ему  в  ряду  подобных  детских  писательских  неприятностей  и  переживаний , вызывающих  вдох  сожаления  и  размышления  типа : «да  не  он  один и  Тургенев  тоже , и  уж , конечно , Горький...» 

Все  это так. Но... Главное, большое , перечеркивающее  все «но»  состоит  в  том , что  рукой , если  угодно , розгой   Надежды  Осиповны  двигали  отнюдь  не  педагогические  мотивы , а  элементарная  озлобленность  на  нерусский  «басурманский»  облик  ее  сына , на  воплотившееся  в  нем  черты  африканского  предка. Еще  более  жестоко  поступил  с  Пушкиным  отец. Не думайте  только , что  он  сек  его  по  пять  раз  на день . Сергей  Львович  демонстративно («родила  такого , сама  и  воспитывай»), устранился  не  только  из  воспитания , но  и  вообще  из жизни  маленького  Саши , а затем  и  Александра , и  Александра  Сергеевича . Был  отец  и  не  было  отца .Он  был  сиротой  при  живых родителях.                                      

Все  праздники, все  победы  Пушкина берут  свое  начало  вне  родительского  дома. Уже  в  самом  раннем  детстве  он начинает  искать  «заместителей»  своим  родителям. Женское  тепло, душевность  и  доброту  он находит  в  своей  няне  Арине  Родионовне. Знакомые  каждому  со  школьных лет  строчки:

«Выпьем, добрая подружка

  Бедной юности моей,
               Выпьем с горя; где же кружка?
               Сердцу будет веселей».

 Это  «горе»  почему - то  упорно  пытаются  не  замечать,  так  называемые  пушкинисты,  и  в  прошлом  и в  настоящем . Конечно , психоанализ  был  неизвестен  Сергею  Львовичу , но  то , что  он  уже  с  детства  должен  быть  своему  сыну «примером  и образцом  для  подражания» , он  прекрасно  знал . Вместо  этого  он  не  только  с  согласия , но  и  по  настоянию  Надежды  Осиповны , отправляет  Сашу  подальше, с  глаз  долой  и  надолго - в  Царскосельский  лицей. Впрочем ,отправляет - сильно  сказано - пассивно  соглашается(большинство  хлопот  по  устройству  Саши  в  Лицей  взял  на  себя его  дядя  Василий  Львович).Вот  здесь  маленький  «звереныш»  взрывается , говоря  лексикой  тех  лет , ставит  крест  на  своих  родителях.  

Встает, на  путь  поиска  квази  отца,  отца  заменителя, отца  защитника  Человека , который  сможет  вернуть  ему  родительское  тепло  и  заботу . Того  самого  современного «мапулечку» - симбиоза  теперь  уже  совсем  оставшихся  вне  его жизни  родителей .  Их  будет  много , квази  отцов , в  жизни  Пушкина . Василий  Львович - первый  и  наиболее  повлиявший ,открывший ему  путь  в  поэзию .Карамзин - научивший  его  мыслить , докапываться «до  зерна  истины» ,  а  затем  и  Бенкендорф , олицетворение  силы  и  прочности  власти . Более  того . Со  школьных  учебников  мы  знаем , что  «царь  осуществлял  цензуру  произведений  великого поэта» . Эта  чушь , кстати , вдалбливается  ученикам  и  по - ныне.   На  самом  же  деле, говоря  о  роли  в  жизни  Пушкина  квази - отца, обойти  Николая 1  никак  нельзя. Мало  того , что  сам  поэт  постоянно  называет  отношение  к  себе  царя «отеческим», Александр  Сергеевич  не  стесняется обращаться  к  «государю  российскому»  с  просьбами почти  интимного  характера . Они  чаще  всего передаются  через того  же  Бенкендорфа : « Из     60  000  моих  долгов  половина - долги  чести . Чтобы  расплатиться  с  ними , я  вижу  себя  вынужденным  занимать у ростовщиков , что  усугубит  мои  затруднения  или  же  поставит  меня  в  необходимость  вновь  прибегнуть  к  великодушию  государя. Итак , я  умоляю  его  величество  оказать  мне  милость  полную  и  совершенную : во - первых , дав  мне  возможность  уплатить  эти  30  000  рублей и , во - вторых . соизволив  разрешить  смотреть  мне  на  эту  сумму как  на  заем  и , приказав , следовательно , приостановить выплату  мне  жалованья  впредь  до  погашения этого  долга».

 Вот  так.  И  просьба  о  деньгах  и  инструкция  по поведению  одновременно. Странный, необычный  «цензор». Скорее  дядька ,опекун . Почему - то , везде, кроме  специальных  исследований, обходится  стороною   и   участие  царя  в пушкинских дуэлях  с  Дантесом . Первый  раз  ему  и  Жуковскому  удалось отговорить горящего  «жаждой   мщенья»  поэта .Результат  второго - общеизвестен .

Попробуем приоткрыть  скрытые  мотивы многих  поступков  Пушкина.

Надежда  Осиповна, злясь  и  наказывая  маленького  Сашеньку, конечно  же не  думала  о  том , что  с  каждой  новой  обидой , новым  оскорблением  своего «звереныша» , она  отсекает  все  другие  возможные  варианты  развития  его  жизненного  сценария , оставляя  один , самый  болезненный  и  острый - ОТВЕРЖЕННОСТЬ  И  УНИЖЕНИЕ.

 Сергей  Львович, самоустранившись  из  жизни  сына , только  добавил  боли  в  этот  сценарий .

 

 Даже  творчество -  вечная  отдушина «рай  души  и  фантазии»  не  принесло  Пушкину облегчения.  И  это  при  том , что  при  его  жизни  «под  покровительством», только  творя , он  был  сам  собою,-  остальное  постоянная  маска .Впрочем , изначально  идея  творчества , отнюдь  не  самостоятельная . «Списана»  с  дяди. Да  и  одно  из  первых полностью  посвященных  женщине  и  вообще  женскому произведений - баллада 14 - летнего  Пушкина  «Тень  Баркова»  ничто  иное , как подражание  поэме  все  того  же  Василия  Львовича «Опасный  сосед» . Смысл  баллады  юного  Пушкина  простой : кто  творит, тот  и  имеет  жизненную  и  любовную  силу . А  вот  отношение  к  женщине  отнюдь  не  барковское ,а  вбитое  материнскими  розгами  и  оскорблениями: отношение  презрения  и  циничного , физиологического  мужского  превосходства .

Отношении, воспитанном  в  нем   матерью  Надеждой  Осиповной.

.Какой, она  предстала  перед  будущим  поэтом ?

 Злой, брезгливой, агрессивной . Первое  женское существо  в  его  жизни ,самое  родное , близкое . Отвергает  и  ненавидит . Вот где истоки величайшей  пушкинской  трагедии . Неустроенный  в  жизни(его  лицейский  приятель  Горчаков  был  министром иностранных  дел, а  затем  канцлером ;сам  Пушкин  с  трудом  дослужился  до  камер - юнкера) , он  в  любви, в  отношении  к  женщинам  хотел утвердить  себя, свое  мужское «Я» . Но  и  это  не получалось. Оставалась  последняя  надежда - творчество.

 Признаемся  честно, все  его «Я  вас  любил...»  были  ничем  иным, как  сконструированным  фантазией  миром  духовных , чистых  отношений  с  женщинами, миром , которого  в жизни  Пушкин  никогда  не  имел .Он и  на  дуэль   пошел совсем  не  из - за  поруганной дворянской  чести, а  из- за  того, что  усомнился  в  искренности  и  верности  той , в  которой , по  его  мнению  был  воплощен , материализован  этот  мир фантазий  и  творческих  грез. Знай  все  это, Наталья  Николаевна , возможно, вела  бы  себя  сдержанней в отношениях  с  Дантесом , тем более , что они  не  выходили  за  рамки  обычного  флирта .

Комментировать от
или
еще рекомендуем