Я здесь:
  • Арина Золотая
  • Блог
  • Обучение дошкольников пониманию содержания произведений изобразительного искусства средствами художественной выразительности
17
2461

Обучение дошкольников пониманию содержания произведений изобразительного искусства средствами художественной выразительности

Изобразительное искусство – понятие, подразумевающее целую группу искусств, в которых художественный образ основан на непосредственном изображении видимого мира - это живопись, графика, скульптура. В отличие от других "зримых" искусств (театр, кино) и во времени. Зная особенности изобразительного искусства, педагог применяет художественное изобразительное искусство безмолвно и воспринимается только зрением.
Метод художественного анализа становится основным, ибо здесь широко используются приемы расчлененного показа - анализ отдельных элементов. Одним из инструментов проникновения в художественное произведение является структурный анализ, который позволяет исследовать произведение как систему элементов, как организованное множество. Структурный анализ – это анализ, который позволяет проникнуть внутрь произведения. Структура художественного анализа как метода эстетического воспитания определяется полнотой его включенности в триаду: художественный образ, художественный анализ и восприятие искусства. Анализ, соотнесенный со структурой художественного произведения, должен отображать следующие слои: понимание, сопереживание, эстетическое наслаждение и интерпретацию.

Специфичность художественного анализа как метода определяется тем, что картина анализируется параллельно с процессом восприятия на занятиях изобразительного искусства. Разбирая то или иное произведение, педагог призван оказывать определенное воздействие на зрительное восприятие. Организуя и направляя процесс ознакомления с картиной, он обучает дошкольника "смотрению". В этом смысле художественный анализ может быть охарактеризован как обучающий метод.

Основным приемом ознакомления дошкольников с изобразительным искусством является искусствоведческий рассказ взрослого. Выбор обусловлен содержанием и построением произведения. Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой:

Сообщение названия картины и фамилии художника;

О чем написана картина;

Что самое главное в картине (выделить композиционный центр, как оно изображено (цвет, построение, расположение) ;

Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения) ;

Что красиво показал своим произведением художник;

О чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно и подробно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

После этого приема правомерно предлагать конкретные вопросы, направленные на перечисление удивительного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем, чтобы подвести ребенка к пониманию содержания произведения. Например: "Что изображено на картине? Как ты думаешь, что самое главное в картине? И т. д. "

Эти приемы можно применять после того, как дети самостоятельно рассмотрели произведение. Затем задать им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником.

При проведении анализа художественного произведения педагогу важно учитывать один из законов художественного творчества и необходимое условие художественности: шедевры искусства - это органическая связь художественной формы и содержания. Содержание и форма не отделимы друг от друга - как в творческом процессе, так и в завершенном произведении. В этом случае можно использовать следующий прием: рассказ-образец личностного отношения взрослого к понравившейся картине. После этого рассказа речь у детей значительно обогащается.

После того как дети овладели навыком искусствоведческого рассказа, анализа картин, рассматривание картин начинаем с вопросов более высокого уровня.

"О чем картина? Как бы вы назвали картину? Почему так назвали? " Тем самым направляем внимание детей на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Что способствует развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Если ребенок затрудняется сразу ответить о чем картина, то используем прием точных установок. Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено. Что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина.

Это позволяет учить их логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Выбор изобразительных средств, становление художественной формы зависят от особенностей жизненного материала, который положен в основу художественного произведения; от характера идейно-эстетического осмысления материала, т. е. содержания. Важно донести детям, что замысел может остаться нереализованным, если художник не найдет для него выразительной формы. Органическая слитность содержания и формы являются необходимым условием эстетического наслаждения в процессе восприятия произведения искусства. Прием композиционных и колористических вариантов помогает решить трудности понимания в единстве содержание картины и формы его выражения. В этом случае взрослый показывает словесно или наглядно, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.

Цвет в картине с самого раннего возраста вызывает у детей яркие эмоциональные реакции. Чтобы цвет стал "говорящим", в работе применяют прием колористических вариантов. Суть состоит в изменении колорита картины путем словесного описания.

Очень важно, чтобы произведение искусства приобрело для ребенка личностный смысл, чтобы он смог выразить свое отношение к произведению.

Содержание картины раскрывается с учетом восприятия и на основе анализа идеи произведения, сюжета, персонажей. От полноты восприятия художественного содержания, которая нередко связана с красноречием педагога, зависит полнота понимания его образа как средства отражения действительности в искусстве.

В реальной ситуации рассказ педагога идет параллельно со зрительным восприятием. Как только появляется изображение, зритель начинает его изучать, поэтому на первом этапе анализа необходимо использовать непроизвольно возникающее внимание детей. Организовать их зрительное впечатление от картины. Обычным способом такой организации можно считать описание произведения частично или полностью, которое следует логике развития художественной формы изображения.

Необходимо применять приёмы, активизирующие мыслительную активность ребенка: являются конкретные вопросы. Постановка вопросов "Что? " и "Чем? " (Что понравилось в картине) позволяет ребенку выделить одного героя, а вопрос "Почему они ему понравились? " нацеливает на восприятие произведения как целостного художественного образа.

Как только дети научились вычленять и объяснять понравившийся в картине образ, можно ставить вопрос "Чем она понравилась? ". Тем самым ребенок устанавливает элементарную связь между изображенными предметами и явлениями.

Описав изображение или сформулировав зрительное впечатление, можно переходить к следующим этапам анализа - выявлению различных сторон содержания, идеи, сюжета, стиля, изобразительных средств и т. п.

Взрослый постепенно вводит новые методические приемы:

Прием сравнения, - когда дают ребенку сравнить 2 картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. А затем картины одного художника, но разного колористического решения: "Золотая осень" и "Март" И. И. Левитана.

Можно сравнивать по контрасту, настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Учить сравнивать картины по контрасту можно при помощи приема классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру.

Пример: Развесив картины предложить детям рассмотреть и сравнить, что общего изображено в этих произведениях, чем они отличаются, предложить отобрать репродукции картин попарно: покой и движение, веселье, радость и задумчивость, грусть и т. д.

Следующий мысленный прием создания собственной картины по названию, данному художником. Ребенок учится самостоятельно творчески мыслить.

Можно также использовать дидактические игры: "Художественный салон" - продавец покупатель, "Выставка картин" - экскурсовод, "Найти ошибку" - что неправильно рассказал ведущий игры в искусствоведческом рассказе.

Мы готовим детей к дальнейшему анализу художественного произведения, делая акцент на тех или иных особенностях выразительных компонентов. Важно синтезировать на занятиях использование музыки, выразительного чтения, что усиливает интерес к искусству, обостряет эстетические чувства детей, повышает эмоциональную восприимчивость.

   
Комментировать от
или
  • Мне очень понравились такие занятия. Я бы хотела , что бы  с моим ребенком так занимались.

  • Молодец какая! Много букв написала! Это дети делают с пятого класса школы. Думаю такие занятия полезно проводить для группы детей. Дома это не очень интересно будет. Настрой не тот. Напишите что-нибудь про изложение, про пересказ в своих блогах. У меня есть на примете классные дидактические материаллы для показа детям http://shkola7gnomov.ru/shop/series/rasskazy_po_kartinkam Наверное по таким картинкам занимаются воспитатели в садах? У нас в центре развития ещё занимаются по "Расскажите детям о..." http://shkola7gnomov.ru/shop/series/rasskazhite_detyam_o У нас есть несколько таких наборов. Очень любит рассматривать

    • картины просто как пример, можно взять свои....

      я занимаюсь с детками с 4-5 лет и к выпуску они у меня пересказывают и рассуждают...

      в садике таких картин тоже нет, у меня планшет и я делаю дома презентации и показываю деткам на занятиях... 

      вообще перешла на электронный показ произведений, и вообще делаю технологические карты и масткр-классы для детей 

      детки уже привыкли и самостоятельно рассматривают те моментики которые их интересуют и сами обсуждают и рассматривают....

      поэтому то мы и сочиняем сказки.... дети рисуют, лепят, творят, а потом к уже готовым иллюстрациям и сочиняются сказки...

    • А мне кажется, что вы все правильно и хорошо написали, очень важно уметь высказывать свои мысли и настроение.

    • Тогда нам нужно всем своим активным составом форумчанок выложить фото таких книг и хотя бы одну презентаци. А планшет какого размера? Что такое технологические карты? Наши в центре развития со следующего года начнут рассказ-пересказ. Сегодня выяснила. Мой сын великолепно научился писать цифру 1! Я тут прыгаю! Может у Вас, Ариночка, найдутся прописи цифр хорошие? Где палочки-крючочки?

    • простите, что долго не отвечала..

      много работы было и не заглядывала сюда...

      планшет размером с книгу, небольшой, его хватает чтоб детки рассмотрели картинки....

      прописей у меня нет, я сама в процессе рисую, а ведь их же можно найти в инете....

      а по поводу пересказа не ждите следующего года, начинайте прямо сейчас, чтоб не терять время.... в статье описано с каких вопросиков можно начинать....

    • главное развить это у деток успеть до 4-5 лет!!!!

    • Подружка, да что ж ты так долго молчала! Спасибо!

    • Да я только твой комментарий заметила и вспомнила что подружке распачатывала прописи для сына)) Занимайтесь)

    • ну да, многие боятся нагрузить детей лишним, а это в принципе невозможно просто.

    • спасибо огромное!!! какой замечательный сайт, столько интересного я тут нашла!!!!

    • что посеить можно сейчас, если успеть и хотеть, то и пожнешь в скором будущем...

      а это школа! а какие там программы сейчас....  и все детки должны воспринимать на слух, а зачастую учитель не повторяет дважды! а деток в садике не научили слушать и слышать.... садик всетаки (на то внимание не обращают...), а что будет потом сами разберетесь..

       

    • да не за что) мне тоже тут оень нравится, куча информации и общения)

еще рекомендуем