Я здесь:
6
33

"Унылая пора".

Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим. Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, ее яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию. Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа. Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно. На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает. Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да еще всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью. Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина… Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали. «Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение “пастух трубит в рожок”. У детей спросили: “Знаете, что такое рожок?” Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил что это такое мороженое. Еще один ребенок сказал, что слышал это слово, “когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА”. И все». Возможно, еще через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока еще можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!» Иоланта Качаева, "Московские новости"


А Вы как учите произведения классиков?



 
Комментировать от
или
  • В нашем классе некоторые не удосуживаются выучить стих за две недели. как-то наш психолог заменяла учительницу на уроке чтения. Спец она молодой, креативный. и пол урока записала на телефон. На вопрос, кто такой крестьянин ? Одна девочка сказала что это человек, который может крестить; 

     А трактир - это то , чем дорогу отмечают. или место, где тракторы стоят. 

    Читали они в тот день сказку о крестьянине и трактирщике))

    Я тоже стараюсь Димке  растолковывать непонятные слова. Читает он не так много, как я в детстве, потому и словарный запас не ахти...

    • слова детям не понтны, потому, как они мы мало стали читать, и если многие из нас  например в детстве читали в захлеб, то сейчас читаю лишь для того чтобы сочинение написать или урок ответить 

      • У меня в детстве тоже были проблемы с классиками, но память хорошая)

        • У меня сейчас сыну пять лет, и у него рот не закрывается от вопросов, а что значит это слово, а что значит то. Слово только услышит необычное и давай. А про Пушкина, это еще и задача учителя разъяснить детям значение слов, а не словарик. Ну и родители странные, а кого детям учить, как не Пушкина! Не реп же читать!

          • Ирина, то что Вы поведали своему ребенку о новых словах - это же превосходно. Сейчас очень часто вижу как подростки не могут выразить свое мнение, речь не сформирована. Знают 10 слов, и их на молодежном жаргоне.


            А вот то, что выучить за 1 вечер. Наверное в таком возрасте тяжело. Хотя, учиться вести дела в рамках ограниченного времени тоже очень полезно.



            • ох..мы пока стихи которые дают в садике на ура! но постоянно ругаюсь с воспитателями,что детям кто плохо разговаривает и стесняеется дают большие стихи, а нам постоянно маленькие..дочь уже плачет!как с ними воевать..а так посмотрим как пойдем в первый клас) расскажу

              еще рекомендуем