Я здесь:
  • Наталья Маркова
  • Блог
  • И вновь о школе. Основные программы
27
3

И вновь о школе. Основные программы

Много раз здесь говорим на тему образования. Одним из самых популярных вопросов, на мой взгляд, стал "Во сколько лет идти ребёнку в школу?" Я решила отдельным постом выразить своё отношение к данному вопросу. Возможно мой пятнадцатилетний опыт работы в школе и первые категории в качестве педагога и заместителя директора, станут для вас основанием доверять моему мнению и рекомендациям )))

 Для каждого ребёнка существует свой индивидуальный возраст готовности к школе. В среднем, это 6-7 лет. Но есть исключения. Одни готовы и в 5 лет, а другим нужно время "созреть" до 8 лет. Родителям, по моему мнению, важно заботиться о здоровье ребёнка, в первую очередь, и развивать, поощрять стремление к учению. Говорите больше с детьми, читайте им книжки, просите пересказать то, о чём читали, наблюдайте за природой, мотивируйте ребёнка высказывать своё мнение и не забывайте слушать его после того, как задали вопрос. Если вы смотрите вместе фильм, то после просмотра обсудите его, если готовите ужин, то и ребёнку занятие найдется, например раскатывание кусочка теста. Здесь и моторика пальцев развивается и фантазия. А, если вы пельмени лепите, то в конце посчитайте вместе их количество, я уж не говорю, что изготовление "счастливого пельменя"  вызывает у ребенка невероятное чувство восторга))) Будьте сами немного детьми, но не забывайте, что вы родители ))) От вас зависит будет ли ребёнок стремиться к учению или нет.
Родителям сейчас непросто сориентироваться в немалом количестве разнообразных программ обучения, то и дело встречаются высказывания о том, что в школе проводится чуть ли не конкурс в первый класс. Не нужно паниковать. Выбор всё равно остаётся за вами. Я здесь приведу примеры трёх основных программ обучения. Надеюсь это вам поможет сориентироваться. 

Итак, главной целью образования стало развитие личности ученика.

А что же такое развитие?

  • Развитие – это не количество знания, а умение его применять.
  • Развитие – это не количество знания, а умение его добывать.
  • Развитие – это не наличие знания, а умение определить своё незнание. (Проблемное обучение.)

Знания, умения, навыки становятся средством и результатом учебного процесса, а не целью.

В связи с вышесказанным появилось много разнообразных программ и модулей обучения в начальной школе, которые призваны, прежде всего, сформировать у ребёнка желание и умение с удовольствием учиться. Какой маршрут обучения выбрать – решать родителям. Важно, чтобы программа максимально отвечала потребностям и возможностям ребёнка.

  • “Школа России” – традиционная программа.
  • “Школа 2100” – образовательная система с развивающим содержанием.
  • Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Попробуем разобраться, в чём сходство и отличительные черты используемых нашими учителями программ начального образования.

“Школа 2100”

“Школа 2100” эффективна для детей, у которых уровень обученности зависит от сформированности всех психических процессов, включающих уровень интеллекта N и выше N, большой объём памяти, высокую степень сформированности произвольного внимания, его концентрацию, развитый фонематический слух и богатый активный словарный запас, технику чтения, особенно на уровне понимания прочитанного.

Учебники по курсу обучения чтению и начальному литературному образования рассчитаны на хорошо читающих учеников, эрудированных, литературно подкованных учителей.

Учебно-методический комплект по математике (автор Петерсон Л.Г.) рассчитан на сильного ученика с развитым теоретическим логическим и вариативным мышлением, включающим моделирование с помощью специальных знаков – символических средств; умеющим абстрагироваться, с высокой степенью концентрацией внимания, быстротой выполнения математических операций и работы в целом. Не смотря на то, что учебный материал дифференцирован по степени сложности.

Программа трудновата, так считают многие учителя, которые порой сами не в состоянии решить некоторые математические задачи.

“Школа России”

Основное положение программы – развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Программа “Школа России” призвана развить у ребёнка природосберегающее “чувство дома”, воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка.

Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Большинство учителей, выбравших данную систему, отмечает, что программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова достаточна сложна. 

Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. В программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова существует особенный метод освоения учебного предмета – решение детьми системы учебных задач. Школьники должны уметь обнаруживать в учебном материале исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру изучаемого, которое они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях. 

Так что же выбрать?

Первый ориентир при выборе программы для будущего первоклассника – это здоровье. Интенсивное обучение требует огромных затрат времени и сил ребёнка. Следовательно, хорошее здоровье – необходимое условие при выборе программы повышенной сложности, предполагающей высокий темп обучения.

Важным в данном случае является и уровень интеллектуальной готовности ребёнка. Ребёнку с низким уровнем готовности будет достаточно трудно учиться по системе “Школа 2100”, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

В начальной школе закладывается то, что называют фундаментом образования. Именно здесь ребёнок получает первое, самое яркое впечатление о школе, которое в дальнейшем может повлиять на его отношение к учёбе. Потому так важно выбрать образовательную траекторию, ту программу, по которой будет учиться ребёнок в начальной школе.

На мой взгляд, программа "Школа России" позволяет реализовывать развивающий принцип обучения не перегружая ребёнка. Существует широкий выбор развивающих упражнений и педагог-профессионал способен успешно внедрять их, делая процесс обучения одновременно эффективным и увлекательным. Главное, не отбить желание и любовь к учению smile3.gif

И вновь о школе. Основные программы фото 1
Комментировать от
или
  • Да слышала про 2100))) да в принципе она и в садике есть для дошкольников, так что мы проходили в Университете))) Мне больше всего не понятно, почему детей  в начальной школе так напрягают? У меня подруга со своей дочерью до 12 ночи уроки делает, так много задают и не легких заданий, а потом в пятом классе такое проходят что уже во втором знали, и дети расслабляются)))

    • Ну да, в третьем классе круги Эллипса очень необходимое знание для ребёнка ))) Вот интересно, где он применит эти знания ))) Я эту программу изначально не полюбила и отказалась работать по ней. Хотя вот материал по чтению интересный, вот его и брала для дополнительного чтения.  А отсутствие преемственности этой программы со средней школой полностью её дискредитирует. Ну и зачем спрашивается, дети головы напрягали в началке, если дальше программа обучения обычная. Дурдом.

  • Школа 2100 - это вообще кошмар... Особенно математика :\

    • на сегодняшний день, к сожалению, школа России отбивает всякое желание учится, с новыми стандартами и бредовыми программами (((

    • Я пошла в 6 лет. Не могу сказать, что мне было легко, но и тяжести особой, особых трудностей я не ощутила. Не знаю, Диану бы наверное с 7 лет отдала бы.

      • А вообще в 8 лет пошла. С братом младшим сидеть кому-то было нужно. Вот я и стала его нянькой, а мама в школе с папой с утра до вечера работали.

      • Я одна в семье была, помню мама с папой долго спорили, во сколько же меня отдавать. И что ты можешь сказать, с 8 лет лучше?

      • Я не могу сказать этого :) Это всё индивидуально. Я то пошла с восьми лет в связи с ситуацией, хоть уже и читала и писать немного могла с 5-ти лет. Тебе решать нужно самой . Наблюдай за Дианой, спроси её саму о том, что она думает о школе. Не торопись. Раньше шести лет тему школы и не заводи. А вот готовить её нужно. Не читать и писать учить - этому её и так научат. Ты можешь ребёнку дать то, что никто другой дать не сможет - общение и любовь. Говорите больше, обсуждайте просмотренный фильм, прочитанную книгу, сочиняйте истории вместе, наблюдайте за деревьями, птичками, считайте карандаши в коробке и учите цвета. Ты многому сама можешь научить дочурку без особого труда. Мамины уроки не заменит никто в мире. Так ты станешь ей и другом, и наставником. Она привыкнет во всём доверять и прислушиваться к тебе. Важно не поучать, а вместе проживать её прекрасный возраст познания. Кстати и ты и сама от неё многому научится можешь - дети видят мир совершенно другим взглядом )

      • согласна с тобой, что  дети совсем по-другому видят мир, не так как мы). Меня всему, о чем ты говоришь, научил папа. мне кажется, поэтому я и в школе хорошо училась, и в институте потом)

        Самое главное - это общение между родителем и ребенком, то, чего так часто и не хватает....

      • Здорово, что у тебя такой папа. У тебя есть замечательный пример! )))

      • это правда! К сожалению, я такой выдержкой не обладаю, поэтому не представляю, как я буду уроки учить с Дианой)))

        Но надо над собой работать и уделять время ребенку...

      • Да, ты у нс девушка эмоциональная )) Но любовь к дочурке тебе поможет сдержать эмоции. А уроки, может быть она и сама будет учить способна )) Я, например, сама учила, родители только раз в пару месяцев в дневник заглядывали ))) 

      • твоим родителям просто очень повезло с тобой! Ну посмотрим, способна она будет или нет. На всякий случай запасусь валерианкой)))

      • Время то есть, запасайся ))) Думаю она всё равно пригодится ) Один поход в школу на родительское собрание и нервы напомнят о себе )) Там всё в кучу: и требования к детям, и задания родителям, и (как же без них) деньги на учебники, ремонты и т.п.)))

      • ой, в общем я поняла), все самое интересное мне только предстоит)))

      • Не боись )) Предупреждён, значит вооружен ) Всё хорошо будетgive_rose.gif

      • ну еще и время есть до школы), три года как минимум), а там может и 4)

    • Я своих рано не отдам, сама шла с 7 и мне было намного легче тех, кто шел с шесть и своих так же отдам.

      • Ириш, и никто тебя не сможет заставить. Тебе самой принимать решение. Прежде всего это здоровье ребёнка. Если ребёнок здоров физически и тянется к учению сам, то и держать его дома не стоит, а, если он ещё не "созрел", то можно дать ребёнку еще один год беззаботного детства )))

    • ​Согласна с мнением, идти нужно в школу по мере готовности ребенка)

      еще рекомендуем