Я здесь:
  • Николай Филиппов
  • Блог
  • СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
2
75

СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

                         


null

 

Были  ли  спартанцы  первыми,  сделавшими  поклонение  боли  общественным ,  освещенным  религиозной  традицией  ритуалом ? Отнюдь . Уже  в  первобытном  обществе  существовали  специальные  испытания  мальчиков  и  девочек ,  в  которых  болевое  начало  играло  главную  роль . Слово  «инициация»  совершенно  исчезло  из  современного  языка  и  лишь  прилагательное  «инициативный»  еще   как- то  напоминает  о  его  былом  существовании . «Инициация - торжественное  посвящение  в  члены  племени» , - читаем  в  словаре. Инициация - всегда  болевой  экзамен , праздник  выносливости , мужества ,  бесстрашия . Возраст  инициантов  колеблется от  5  до  14  лет . Этнографами  подсчитано,  что  в  76%  испытаний  мальчиков  и  в  43%  испытаний  девочек  присутствуют  те  или  иные  виды  болевого  воздействия . О  серьезности  происходящего  говорит тот  факт ,  что  нередко  посвящаемых  секут  до  крови , так  как  во  многих  племенах  считается  необходимым  «открыть  им  кожу»  и  стимулировать  тем  самым  рост  организма . Так ,  мужчины  африканского  племени  Зуньи  с  усердием  стегают  хлыстами  своих  «взрослых»  5 -  летних  сыновей ,  становящихся  с  этого  дня  членами  их  мужского  союза . Кричать ,  плакать ,  проявлять  чувства  испуга  во  время  этого  испытания  не  только  позорно ,  но  и  очень  опасно  для  мальчика .без  мужского  союза  он  не  может  быть  признан  племенем  как  мужчина .

Конечно ,  для  того ,  чтобы  дети  могли  без  ущерба  для  своего  нервного  и психического  здоровья  переносить  подобные  стрессовые  ситуации ,  к  ним  их  необходимо  приучать  постепенно . Отзвуки  этих  размышлений  древности ,  можно найти  в сочинениях  английского  философа  и  педагога  17  века  Джона  Локка , который ,  обращаясь  к  родителям  писал : « Я  не  хочу ,  чтобы  детей  часто  били  за  проступки ,  так  как  не  хочу . чтобы  они  телесную  боль  считали  величайшим   наказанием . Но  на  этом  же  основании  я  хотел  бы ,  чтобы  им  причиняли  боль  даже  при  хорошем  поведении  с  их  стороны , с  именно  той  целью ,  чтобы  они  смогли  научиться  переносить  ее ,  не  видя  в  боли  величайшее  из  зол» .

Действительно ,  боль  может  быть  использована  как  искусственный  создатель  мини  стрессовой  ситуации и  стать  защитой  от  будущих  нервных  потрясений . Эти ,  кстати ,  много  веков  пользовалась  наша  русская  народная  педагогика . Я  имею  ввиду  знаменитые  наказанья  детей  по  субботам . Если  отвлечься  от  их  религиозной  начинки ,  то  они  ничто  иное , как  несколько  необычный психотерапевтический  сеанс ,  своеобразный  болевой  катарсис ,  очищение  через  боль , освобождение  от  накопившихся  эмоций ,  груза   переживаний  и  возможного  чувства  вины . Другое  дело ,  что  внешне  эти  субботние  «сеансы»  всегда  оформлялись  только  как  наказание . Иначе ,  впрочем ,  быть  и  не  могло . С распространением христианства  в  мире  утвердилось  четкое  представление о  единстве  боли  и  наказания .  Более  того ,  о  наказании ,  воспитывающим  пресловутый   «страх  Божий» ,  позорящем  и  глумящимся  над  провинившимся  ребенком . Все  эти «постыдные  оголения» ,  спектакли  в  женских  монастырях ,  в  которых девочки - послушницы  должны  были  целовать  «карающую  руку» лизать  ботинки  сестер - воспитательниц, постепенно  превращали педагогические  цели  в  фарс , смещали   акценты  в  сторону  сексуальной  патологии .

Христианство -  религия  страдания . Без  него  оно  задыхается , чахнет . Среди  его  главных  культов ,  культе ,  исповедуемом  самими  священнослужителями - поклонение  розге . « Целуйте  розгу , бич  и  жезл  лобзайте ,- говорится  в   стихотворном  переложении   молитвы  17   века , -  их  суть  безвинна ,  почаще  к  детям  применяйте». Или  вот  еще : « Благослави , Боже ,  растящие  леса ,  добрые  розги  родят  они ,  на  долгие  времена!». Стоит  ли  удивляться  после  таких  страстных  признаний ,  а  ими  буквально  нашпигована  средневековая  богословская  литература , что  применяемые  сплошь  и  рядом , за  проступки  и  без них    физические  наказания  утратили  всякий  смысл  и  скорее  нравственно  развращали ,  чем   воспитывали. « Когда  меня  стали  часто  сечь , - писал  С  Сычугов в  « Записках  бурсака» , -   я  подобно  большинству  своих  приятелей  стал  ходить  в  классы  в  синем  халате ,  сюртук  же  надевал  только  по  праздникам . Туалет  мой  состоял ,  значит ,  лишь  в  том ,  чтобы  развязать  веревку,  поддерживавшую  портки ,  а  остальное  было  делом  держателей : одни  поднимали  халат  на  голову ,  другие  тащили  портки  вниз . И  я  являлся  в  адамовом  виде  перед  взором  плотоядно  смотрящего  на  меня  учителя . Таких  порок  было  иногда  по  три ,  четыре  на  день  и  очень  скоро  я перестал  придавать  им  какое - либо  значение».

Хотелось  бы  напомнить , что  у тех  «диких»  племен  было  совсем  иное  отношение  к  наказанию  детей . Столь  милых  церковному  слуху  стегания  розгами  и  стояния  голыми  коленками  на  горохе  - не  существовало  вообще . Наказывали  по  сегодняшним  меркам  весьма  экзотично -  дымом ,  перцем ,  а  чаще  всего  строгим  словом.  У  Диего  де  Ланды  В  его  «Сообщении  о  делах в  Юкатане» есть  упоминание о  том как  воспитывали  своих  дочерей  индейцы племени  Майя : «  Если они  виноваты .  наказывают ,  щипая  их  за уши  и  за  руки . Если  видят  их  поднимающими  глаза , они  сильно бранят  их  и  смазывают  глаза  перцем» . И  даже ,  когда  возникала  необходимость  достичь  сильной  боли , например ,  ирокезы ,  обращались  за  помощью  к  колдуну , чтобы  «изгнать  злого  духа  из  непослушного  мальчика». Тот  и изгонял... Весьма  оригинальным  способом - дергая  провинившегося  ребенка  за  половой  член . Розга же  приберегалась  для  инициации .

Оно  и  понятно . Невозможно  совместить  качества  характера  поддерживающие ,  укрепляющие  личность - волю ,  мужество ,  бесстрашие  с  противоположными - страхом ,  боязнью  боли ,  стыдом . Или  то , или  другое .  Третьего  не  дано . Вот  это - то  хорошо поняли  древние  спартанцы .

Разработанная  ими  система  болевого  закаливания  включала в себя  не  только  оформленные как  общегосударственные  праздники испытания  мальчиков  в  выносливости -  агоны , но и детально  разработанную  систему тренировок  в  мужественном спокойном перенесении  боли . Конечно ,  во  многом  такой  суровый  подход  к  воспитанию  диктовали  милитаристкие  потребности  спартанского  государства . Но  не  только . Законы  Ликурга  возникли  не  на  пустом  месте . Легендарный  законодатель ,  конечно  же ,  знал  опыт  болевого закаливания ,  накопленный  древней  практикой  инициаций . Он  попытался  соединить  их с  существовавшими  в  то  время. взглядами  на  воспитание  детей . Получилась  замкнутая  система -  три «З» К  существовавшим  тепловому  и  нравственному  закаливанию  добавилось  болевое .

С

 
Комментировать от
или
  • Правильно Ирина !ГНАТЬ ЭТОГО СТАРОГО УРОДА ПОГАНОЙ МЕТЛОЙ!

    • Это снова разговор о порке детей, я против этого!!!!!!!!!!!!
       

      еще рекомендуем