Я здесь:
  • Николай Филиппов
  • Блог
  • ОТЦОВСТВО,КАК ПРОБЛЕМА
0
5

ОТЦОВСТВО,КАК ПРОБЛЕМА

                        

null

 

Проблема отцовства и его влияния на личность ребёнка, едва ли не главная  в современном  семейном и общественном воспитании подрастающего поколения. Бытующая  в нашей стране  феминная ориентация в воспитании  уродует личность ребёнка, изменяет  половые ценности мальчиков, будущих отцов. 

    Мужчину – порождает мужчина. Эти слова подарил человечеству Аристотель. Разные  учёные, в разных странах, изучая разные народы, пришли к единому выводу: чтобы из мальчика вырос мужчина, необходимы три обязательных условия. Главное из них, что ещё подростком мальчик должен понять свою мужскую сущность, своё мужское предназначенье. Как считает французский этно-психолог Ги Корно: «Во многих обществах распространено мнение, что стать взрослым мужчиной – это проблема. В отличии  от женщины, которая есть, мужчина должен быть сделан!».

В жизни многих мальчиков побуждающим к мужскому действием, становятся различные испытания «сражения с самим собою», которые по свидетельству французского психоаналитика Элизабет Бадентэр: «иногда связаны с физической или психической болью». Однако, чтобы эти два условия превращали мальчика в мужчину, роль отца в его жизни должна быть доминирующей.

В каждом обществе эта схема развития мужественности в мальчике преломлялась и преломляется по- своему. Нас, естественно, интересует Россия. Конечно же, дело не в какой-то особой отцовской зловредности, нет. Проблема в нашем российском менталитете, той самой русской душе, о которой Николай Бердяев писал: «Россия…женщина». А раз женщина, значит и по-женски взбалмошна, живёт отнюдь не рассудком, а чувствами. От того-то, на Руси всегда был силён культ матери. В существовавшей векам старорусской патриархальной семье, исконно отцовскую функцию и воспитания и в особенности  наказания мальчиков всегда выполняли отцы. Сегодня в подавляющем большинстве случаев –матери. По данным анонимного анкетного опроса 10 тысяч школьников 5-10 классов, десяти городов центральной России детей наказывают в 98%  семей  и 81% наказывающих  - это матери. Это не может не тревожить. Происходит искажение  мужских стереотипов поведения, передать которые мальчику может только отец.

Психологи установили, что мальчики, выросшие вне отцовского воспитания, имеют пониженный уровень притязаний. У них чаще наблюдаются неврозы, они испытывают большие трудности в контактах со сверстниками. Фактическое отсутствие в их жизни отца резко снижает их самооценку. Пытаясь утвердить своё мужское «Я», они, не переняв у отца, не усвоив мужской стиль поведения, склонны к беспричинным, на поверхностный взгляд проявлениям агрессивности, грубости, драчливости. Криминологи  выводят прямую зависимость между слабостью  отцовского начала в семье и детской и подростковой преступностью.

Проблема -  не новая. С середины 19 века индустриализация человеческого общества коренным образом меняет семейные отношения. Отец уходит из семьи. Он работает весь день вне дома: на заводе, в шахте, конторе. Если в XVIII веке  муж и жена работали вместе на ферме, на рынке или в лавке, а дети им помогали, то теперь мир семьи разделился надвое. С одной стороны это дом, где распоряжается мать, с другой – общество, профессиональные  и социальные занятия царят отцы - мужчины. Проведённый ещё в 1983 году английским социологом  Шер Хайт опрос семи тысяч мужчин дал весьма показательные  результаты. Оказалось, что почти нет мужчин, кто бы сказал, что был близок к отцу или близок с ним сейчас…

 Размышляя над создавшейся ситуацией, американский  психолог Питер Стринс говорит о коренном переосмыслении  понятия мужественности. Физическая сила и честь заменяются успехом, деньгами и почётной работой, оправдывающими отделение отца от семьи.

У нас, в России, этот процесс распада патриархальных внутри семейных отношений происходит, хотя, и более медленно, но результаты его ещё плачевнее. Отцам, оставшимся в семье, приуготовлены три роли: проверяющих, сдерживающих и наказывающих. Легко заметить, что все они имеют дело с результатом, а не процессом воспитания.

 Вот где реальные причины детской и подростковой преступности, наркомании, проституции!

Уверен, что давно необходимо  «остановиться, оглянуться», где начало того губительного пути, по которому идёт сегодня российская семья, пути, в конце которого – её полное уничтожение.

Начало?  Россия – страна традиционного патриархального уклада жизни. Распад патриархальных внутри  семейных отношений – это прежде всего распад семьи, уничтожение её нравственных ценностей и ориентиров.

 Поговорим о «Домострое». Не как о пугале поколений средневековой затхлостью  дикостью, а как о а как книги, теории, учении, коренным образом изменившим уклад русской семьи, вылепившим её такой, какой она в слегка изменённом виде дошла и до нас. Именно в  домостроевском «Наставлении отца к сыну» впервые прозвучали и остались как педагогическое завещание слова: «Благославляю я…сына своего… жить с чистой совестью и по правде». Вот она готовая формула воспитания! Формула, опробованная, выверенная веками. Вернуться к ней  даже не необходимость, а условие выживания.

Безотцовщина, при живых и даже не ушедших от сыновей отцах – таково сегодняшнее реальное положение во многих современных российских семьях. На подмеченное американским психологами отцовское унижение и их отстранённость от процесса воспитания у нас еще накладывается яростное разрушение вековой, педагогической народной практики. Обобщая её «Домострой» писал:   « Наказывай сына своего с юности, и он успокоит тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей». И дальше в полном соответствии c суровыми  средневековыми приёмами воспитания: «…и не жалея бей ребёнка, если розгой высечешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня тело его, душу спасаешь от смерти!»

Сегодня, конечно, вряд ли кто станет возрождать подобные методы воспитания, но отрицать вообще наказание, не глупость, а родительское, прежде всего отцовское преступление. Любому возрастному психологу известно, что формирование здоровой самооценки у мальчика, его безболезненная адаптация и уверенность в жизни возможны только через дисциплинирующее начало в семейном воспитании.

 Отцам  тоже должен быть известен и понятен этот не хитрый механизм воспитания в мальчике мужчины. Огромное значение в этом процессе имеет сила отцовского примера. Отец – социальный тренер мальчика, человек, вводящий его в жизнь. Именно он обязан формировать в нём стереотипы здорового социального поведения.

 Главное здесь, чтобы мальчик воспринимал все отцовские усилия как необходимые для его жизни и исполнял бы все требования отца с радостью и желанием.

 Это возможно только при одном условии: если отец стал для сына личностью.

                                                       Николай Филиппов,

                                                    семейный психотерапевт

 

 

 
Комментировать от
или
еще рекомендуем