Я здесь:
  • Ольга Борисова
  • Блог
  • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
5
169

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание малышей приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание детей, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Какое значение для малышей имеет экологическое воспитание?

-вырабатывает ответственность за сохранение природы;

-воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;

-дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;

-предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;

-направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.

Как привить ребенку экологическую культуру?

Воспитание экологической культуры детей начинается в семье ребенка. Дети копируют поведение своих родителей. Поэтому очень важно чтобы родители объясняли малышу основы экологической культуры и подкрепляли свои слова действиями. Нельзя научить ребенка тому, чего сами родители не соблюдают.

Рассказывайте ребенку о удивительном разнообразии форм жизни на суше и воде. На этом пути вам помогут иллюстрированные энциклопедии и кинофильмы про животных и растения.

Почаще читайте своему ребенку замечательные, добрые рассказы о природе В. Бианки, Л. Толстого, Б. Заходера, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Ушинского. Дети готовы часами зачарованно слушать рассказы взрослых. После чтения побеседуйте с малышом о проблемах героев.

Малыши очень отзывчивы. Если вы дадите им возможность почувствовать чужую боль, как свою, – то научите проявлять заботу к тем, кто в ней нуждается. Также, никогда не проходите мимо попавших в беду растений и животных.

Всячески привлекайте и поощряйте участие ребенка в уходе за животными или растениями. Начинать можно с самого простого – полива любимого цветочка или установки кормушек для птичек зимой.

Рассказывайте в доступной форме о проблемах окружающей среды и том, что нужно делать, чтобы их не было.

Летом экологическое воспитание может стать для ребёнка увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомится с типичными представителями местной флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях. Помогите малышу научится видеть красоту окружающей природы.

Важное место в экологическом воспитании принадлежит играм. Устройте маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.

Вариантов и форм воспитания экологической культуры множество. Все зависит от вашего желания и вашей фантазии. Но научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

1. «Летает, плавает, бегает».

Взрослый называет или показывает ребёнку объект живой природы и предлагает изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» малыш начинает подражать ходьбе как медведь; «сорока» - махать руками и так далее.

2. «Узнай по объявлениям».

Взрослый предлагает поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении.

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4. Помогу всем, у кого сломался будильник?

5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

3. «Что будет, если …?»

Взрослый задаёт ситуацию для обсуждения, из которой ребёнок приходит к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу.

Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

4. «Кого чем угостим?»

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

5. «Сокол и лиса» (подвижная игра).

Выбрать «сокола» и «лису» по желанию детей.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

6. «Что растет в лесу»

Взрослый называет цветы, а ребёнок должен ответить, где цветы растут. Полевые, лесные и садовые цветы нужно называть вперемешку, например: роза, календула, ромашка, колокольчики, подснежники...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ фото 1

Взрослый выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Малыш отправляется в поход по этой тропе (идёт «гуськом» рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа:

Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути.

Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т. д.

Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то взрослый даёт задания типа: Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало? Куда оно сейчас ползёт?

Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.

8. «Звуки».

Взрослый даёт задание: «Закрой глаза, когда услышишь какой-либо звук – загни палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – открой глаза».

Взрослый задаёт вопросы типа:

Какой звук больше всего понравился?

Какой звук издала природа, а какой – человек, какой звук был самый громкий (тихий)?

Издавал ли ветер какой-либо звук?

В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев).

9. «Вершки-корешки».

Взрослый называет овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке - поднимает кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускает вниз.

10. «Четвёртый лишний».

- заяц, ёж, лиса, шмель;

- трясогузка, паук, скворец, сорока;

- бабочка, стрекоза, енот, пчела;

- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

- пчела, стрекоза, енот, пчела;

- кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

- таракан, муха, пчела, майский жук;

- стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

- лягушка, комар, жук, бабочка;

- стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

11. «О чем поют птицы»?

Если ваш маршрут проходит через парк, или двор - прислушайтесь к голосам птиц. Спросите у ребенка, как он думает, о чем поет птица. Выскажите свое мнение. Может птицы приветствуют вас, или рассказывают о том, что у них случилось утром, жалуются на кого то, или наоборот рассказывают, о местных птичьих новостях. Можно самим придумать птичьи новости, пофантазировать на тему птичьего и животного мира.

12. «Деревья».

Попросите малыша найти как можно больше родственников , например, березы, или дуба, или тополя: “бабушку”, “дедушку” (это старые деревья), “сестер”, “деток”(молодая поросль).

В этой игре ребенок учится сначала объединять растения по сходству, а потом среди похожих находить отличия( старые, маленькие, толстые, высокие…)

Очень важно включать в игры все органы чувств ребенка. Пусть ребенок выберет дерево, которое ему наиболее симпатично, подойдет, потрогает его, познакомится. После знакомства, завяжите ребенку глаза и подведите его опять к этому же дереву, либо к соседнему. Сможет ли ребенок узнать своего нового друга по запаху или на ощупь?

Комментировать от
или
еще рекомендуем