Я здесь:
  • Елена Никифорова
  • Блог
  • развитие познавательных интересов дошкольников
2
3858

развитие познавательных интересов дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 16 «ромашка» с.Ростовановского Курского муниципального
района Ставропольского края

Воспитатель: Никифорова Е.В.

2013год

Развитие познавательного
интереса у детей дошкольного возрастаПознавательный интерес – это
избирательная направленность психических процессов на объекты и явления
окружающего мира, как потребность, стремление личности заниматься данной
областью явления, которая приносит удовольствие.

Степень развития познавательного интереса
дошкольника зависит от близости содержания исследуемой проблемы ребенку и его
опыта (социального и познавательного). Актуальность проблемы изучения развития
познавательных интересов у дошкольников:

дошкольный возраст обладает
повышенными возможностями по силе остроты восприятия, яркости воображения в
развитии познавательного интереса, увеличение объема информации и необходимость
переосмысления значения знаний. Психологические основы становления
познавательного интереса в дошкольном возрасте это:

- возрастание и изменение
характера активности в поиске необходимой информации, выражающиеся в движении от
непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению
познания нового

- переход от чувственного
познания мира, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом
интеллектуальной деятельности

-расширение диапазона интересующих
вопросов ребенка

-познание от внешних свойств и назначений
предметов к сущности явлений, связей, отношений

-повышение устойчивости в
направлении от ситуативного к устойчивому поиску необходимой информации.

Работая с детьми, выявила следующие этапы
развития познавательного интереса:

1.Постановка проблемы

2.Определения источников
получения информации

3.Осуществление познания
посредством разнообразного содержательного общения со взрослыми

4.Систематизация и обобщение
полученного опыта

5.Отражение освоенного опыта
в процессе разнообразной детской деятельности: ролевые игры, викторины,
создание макетов

Исследования в области
дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у
детей старшего дошкольного возраста возможно посредством:

-использования современных
информационных технологий,

-экспериментирования, -
игровой деятельности,

-проблемно-игровыми технологиями,

-знаково-символическими средствами

Что может сделать воспитатель в сотрудничестве
с родителями для развития познавательного интереса старших дошкольников:

-развивать интересы в рамках
всех занятий

-использовать методы и приемы
направленные не на передачу знаний ребенку, а необходимо активизировать процесс
освоения знаний -использовать блоково-тематическое планирование

-реализовывать детские
проекты по привлекательной для детей теме

-использовать методы
обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение
чего я хочу узнать), формировать представления о значимости некоторых открытий
-рассматривать детские энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает?»
(отсутствие достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск информации по
книгам, фотографиям), обмена информации «Я сегодня узнала»

-коллекционировать
разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности

-сравнивать экспериментировать,
моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую
деятельность

-создавать ситуации в
образовательном процессе «повышенной сложности» Педагогические условия,
направленные на формирование познавательного интереса:

-отбор целесообразного
доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения
образовательных задач

-определение направлений
согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта

-единство и
взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений,
совершенствования познавательных умений и способностей

-развитие в единстве
когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса

-соблюдение соотношения
нового и уже известного в процессе занятий

-вариативность использования
методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного
общения педагога с детьми

-«погружение» детей в процесс
познания мира посредством разнообразных дидактических средств -включение детей
в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта
исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы,
выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении

Личностно-ориентированный подход
педагога к развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного
возраста

-цель деятельности педагога
создание условий, способствующих саморазвитию личности, максимальная опора на
интерес, личные особенности, на субъектный опыт каждого человека, накопленный
им индивидуально и социально -дать возможность воспитаннику самому участвовать
в отборе нового содержания образования, опыта применения заранее усвоенных
способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыта
эмоционально-ценностного отношения к миру

-педагогом в
личностно-ориентированном подходе ставится акцент на овладение способами
деятельности, а не накопление фактических знаний

-отношение между педагогом и
воспитанником становятся сотрудничеством

- человек рассматривается как
сложная саморазвивающиеся система. Признается его уникальность, неповторимость
личности в траектории его развития

-смещается целевые установки
образования на создание условий и помощь в развитии личности в целом (цель не
столь усвоение системы знаний, сколь понимание мира и самого себя,
самоопределение в окружающем мире и культуре)

-изменяется позиция и место
ребенка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с
его интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности,
способствовать становлению личности реализующей ценности в жизни

Комментировать от
или
еще рекомендуем