адаптация ребенка в детском саду
Я здесь:
  • Елена Никифорова
  • Блог
  • адаптация ребенка в детском саду
3
3

адаптация ребенка в детском саду

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 с. Ростовановского Курского муниципального района Ставропольского края

воспитатель: Никифорова Е.В.

С какого
возраста целесообразно посещение ребенком детского учреждения?

Это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Психологам хорошо известно, какую роль играет для ребенка присутствие мамы в первые годы его жизни. Главная проблема адаптации к яслям так и формулируется: «Трудность отрыва от матери». Для многих малышей ситуация отделения от родного человека является травмирующей. Иногда это вызывает
депрессию, проявление тревожности и может сказаться на темпах общего развития.

Но, с другой стороны, невозможно не учитывать, что раннее детство – период крайне
продуктивный для развития ребенка. И бывает крайне обидно, что в этом возрасте
все впечатления малыша ограничиваются тем, что он только и может ползать по
квартире или бродить вокруг скучающей матери, которая к тому же толком и не знает, чем с ним заниматься.

Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется
странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе – только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней – и получают от этого несказанное удовольствие.

Маленький ребенок - не значит простой ребенок. И работа с детьми раннего возраста –
достаточно тонкая вещь. Вообще с этой возрастной группой должны работать не просто
люди самоотверженные и добрые, но имеющие серьезные психологические знания.

Например, педагог должен учитывать, что при общении с детьми до трех лет практически не
эффективны вербальные (словесные) методы воздействия. Для любой возрастной группы обычно идет переоценка вербальных средств воздействия, а тут – особенно.
Маленькому ребенку бесполезно говорить: «Не делай этого!». Даже если он понимает ваши слова, он часто в силу своего возраста еще не может следовать словесным инструкциям. Каждое слово взрослого должно подтверждаться действием – не агрессивным, но уверенным и настойчивым. Допустим, ребенок хочет взять острый предмет – ножницы. Их нужно отобрать без злости, взять малыша на руки, перенести в другой угол помещения и предложить ему другое занятие. Действия можно сопровождать словами: «Ножницы острые, их брать не нужно. Лучше возьмем вот этот листочек бумаги и будем его рвать».

Все нормы поведения усваиваются ребенком через взрослого, при чем огромную роль при
этом играет положительный эмоциональный контакт. Работа с малышами требует от
воспитателя повышенной эмоциональности: и руками нужно уметь всплеснуть, и удивление изобразить, и нахмуриться, т.е. мимика и жестикуляция у такого педагога должны быть на уровне актера драматического театра.

Развитие всех психических функций детей раннего возраста осуществляется через предметную среду. Если организовать ее с умом, это будет сильно стимулировать развитие
ребенка. Здесь нужно много различных «умных» игрушек: всевозможные коробочки,
которые надо научиться открывать, закрывать, вкладывать друг в друга; лабиринты, по которым катается шарик; предметы, при нажатии кнопок издающие звуки, и т.п. К сожалению, наша промышленность не особенно щедра на подобные придумки. Но что – то под силу выдумать и самим педагогам.

Кроме всего прочего, надо учитывать, что дети раннего возраста не умеют играть в
игрушки вместе и еще долго будут этому учиться. Поэтому у каждого малыша должна
быть возможность взять желаемую игрушку. Игрушек не просто должно хватать на
всех, но должно быть много, и среди них – по несколько одинаковых.

Стоит особо отметить, что маленькие дети требуют только индивидуальной обращенности к
каждому: слова, сказанные всем, а не лично конкретному ребенку, для последнего
не существуют.

Особую важность для детей имеют первые контакты. У маленьких детей есть вид деятельности, не опосредованной предметами. Это общение в форме возни. Дети вдруг начинают бегать, заражая этой беготней друг друга, или падать на пол, или издавать какие то звуки (с точки зрения взрослого – чаще всего «дурацкие»). Все это шумно, суматошно и очень раздражает взрослых. Поэтому такая возня чащевсего пресекается.

А надо было бы понять её психологический смысл. Это и есть первый опыт коллективности,
совместного действия. Чтобы он не вызывал негативных ощущений у взрослых, его надо научиться специально организовывать.

Лучше всего этой цели служат игры с прибаутками и потешками. По замыслу они очень
просты. В них нет ведущих ролей, нет конкуренции. В соответствии с очень простеньким
сюжетом дети что то делают одновременно, но каждый за себя. Организует игру взрослый.

Эти игры хороши еще и тем, что они позволяют многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать вместе с педагогом. Ведь, кроме предметной деятельности и деятельности общения, огромная роль в этом возрасте отводится развитию речи.

Существует расхожее мнение, будто достаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала успешно развиваться и он бы заговорил. На самом деле необходимо не просто окружать ребенка речью, но стимулировать его собственную речь. Создавать так называемую ситуацию речепорождения.

Лучше игр с прибаутками и потешками для этой цели ничего придумать нельзя. Здесь требуется и выполнение речевых инструкций (причем инструкции выполняются всеми детьми, т.е. здесь они могут служить примером друг для друга), и появляется возможность включать речь ребенка в речь взрослого. Существует, например, такой прием, когда педагог
обрывает хорошо известный детям стишок, и они его с удовольствием договаривают.
Работа с малышами требует не меньше (а то и больше) выдумки и искусства, чем работа с детьми более старших возрастов. И это очень увлекательно!

Комментировать от
или
  • а еще каждый ребенок переживает  это по разному. Как будет привыкать ребенок к детскому саду еще зависит от воспитателя , как он примет ребенка, как посмотрит и т.д.

    • как мама хочу сказать пережить это тяжело , как  воспитатель-чем раньше ребенок начинает общаться  со своими сверстниками , тем лучше у него развивается речь, он стремиться раньше быть самостоятельным, он легче привыкает к режиму, у него развивается усидчивость , появляются интересы к играм и даже не потому что ему хочется , а потому что его друг Петя уже в это играет.  

      • Скажите, пожалуйста,  до трёх лет лучше не отдавать ребёнка в садик?

        еще рекомендуем