Схема развития детской речи по А.Н. Гвоздеву.
САЙТ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ
Блог - Марина Михайлова

Схема развития детской речи по А.Н. Гвоздеву.

2 ноября 2012, 0:57
63

Схеиа нормального развития речи,которой зачастую пользуются многие логопеды и неврологи. Конечно следует понимать, что каждый деть индивидуален, но тем не менее есть к чему стремиться и примерно знать над чем именно работать.

 

1г.3м.-1г.8м.  *отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов)   *грамматического строя нет  *несколько названий лиц, предметов (22 слова)  *несколько позже сущ. появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов)  *прилагательных,местоимений, наречий, служебных слов нет.  *часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га»  *звуки: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь.  *групп согласных нет.

1г8м. *объединяет в одном предложении два аморфных слова  *грамматического сторя нет  *существительные несклоняемые  *неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай».  *прилагательных местоимений, наречий, служебных слов нет  *воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных часто путается один из слогов.  *звуки: хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный  *группы согласных: появляется в середине некоторых слов: льк, ськ, цьк,

1г.10м.-2 года  *рост предложения до 3-4 слов  *появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично.  *разграничено начинают употреблять следующие падежи: винит. с окончанием–у; Именит. мн.ч. с окончанием –ы, -и (фонетич. всегда и); Иногда предложный с окончанием–е Суффиксы уменьшительности  *
первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки.  *прилагательные появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад. ед. числа муж. и жен. рода  *местоимения/наречия  Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения. (о себе говорит в 3-м лице)  *нет предлогов и союзов. Частицы: ка, да, то, не   *в трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу),может сохраняться количество слов в четырех -сложных словах  *звуки к 2 годам твердые: н, т, д   *группы согласных боль-шинство  замещаются одним звуком

2г.-2г.6м.  *дальнейший рост простого предложения Появляются бессоюзные сложносочиненные, затем с союзами.  *дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам,вилкам». Суффиксы –ок, -чик и др.  *усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн.числе –ы (фонетически –и).  *усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). настоящее и прошедшее время. В прош.времени смешивается род.  *у прилагательных. Иногда нарушается согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит.падеже.  *личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее.  *Появляются предлоги: в. на, у, с.Союзы: и, то,а, потому что, тогда, когда.  *в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки.  *Твердые с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуляционно близких звуков.  *группы согл. все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно.

2г.6м-3г.  *развитие сложного предложения  *появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода.  *усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа: -ов, -ами, ах. Начинается влияния окончания ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а. (рога, стулья); суффиксы увеличенности, принадлежности.  *усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. На месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело».  *с  3-х лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия.  *отмечается смешение рода у притяжательных местоимений   *правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.  *слоговая структура слова нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.  *звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц  *заканчивается усвоение групп согласных

3г.-4г.  *дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения  *разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Собственные словоформы.  *продолжается влияние окончания –ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении.  *часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок.  *имеет место нарушение согласования в среднем роде прилагательных. Усваиваются сравнительные степени прилагательных.  *усваиваются сравнительные степени наречий.  *предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частица: бы при усвоенном наклонении.  *звуковая сторона речи усвоена  *после 3-х лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов.

4г.-6л.  *иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который.  *усваиваются все частные грамматические формы.  *овладевает окончательно всеми типами склонения сущ. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах.  *нарушается чередование в основах глагола при создании новых форм.  *усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах.  *употребляется одно деепричастие сидя   *предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.   *с  4-х лет 6 мес. Попытка объяснить слова на основе их значения («детские этимологии») С 5-ти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.

Комментарии
8

Авторизируйтесь