Я здесь:
  • Катя Л
  • Блог
  • Амбивалентное поведение
0
216

Амбивалентное поведение

//Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. 160 с. (Развитие и воспитание)

Психологи выявили особую форму поведения детей второго года жизни, которая наблюдается и в семье, и в детском учреждении. Эта форма получила название амбивалентного поведения. Оно встречается достаточно часто – примерно у 35% детей. Это одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая в дальнейшем может закрепиться и в дошкольном возрасте проявляться как робость, застенчивость, что также мешает установлению доверительных отношений с воспитателем.
Амбивалентное поведение имеет прямое отношение к интересующей нас проблеме адаптации.
Как проявляется амбивалентное поведение? Лучше всего показать это на примере.

Ситуация
Маленький Сережа находится в ясельной группе, играет в манеже. В комнату входит незнакомый взрослый. Малыш замечает его и с любопытством разглядывает издали. На улыбку взрослого отвечает улыбкой. По всему видно, что взрослый вызывает у него интерес и симпатию.
Тогда взрослый обращается к мальчику: «Иди ко мне, Сереженька!». Сережа, немного помедлив, начинает робко приближаться к нему, но на полпути останавливается, топчется на месте и вдруг поворачивается и уходит в дальний угол манежа, откуда пристально наблюдает за незнакомцем. Вторая и третья просьбы взрослого вызывают ту же реакцию.
Но стоит взрослому заняться своим делом, как Сережа незаметно оказывается рядом. Малыш снова с любопытством разглядывает его.

Встречались ли вы с таким поведением?
Казалось бы, в нем нет ничего такого, что может вызвать тревогу. Да, малыш немного робеет, ему непросто вступить в контакт со взрослым, но ведь в целом он положительно относится к нему. Однако не будем спешить с выводами. Дальнейшие наблюдения обнаруживают ряд особенностей в поведении таких детей.
Во-первых, ребенок с амбивалентным поведением менее охотно взаимодействует со взрослым, чем сверстник с однозначно положительным отношением к нему. Так, просьбы взрослого, его поручения малыш выполняет неохотно, а иногда и вовсе отказывается что-то делать. Во-вторых, ребенок, увлеченно играющий в присутствии близких людей, теряется при появлении незнакомых – игра расстраивается.
Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы взаимодействия в другую. Так, при расставании с мамой в яслях малыш плачет, долго не может успокоиться, а встреча с ней в конце дня бывает такой же бурной. Отношения же с воспитателем, как правило, оказываются поверхностными. В течение дня ребенку недостает тепла, его поведение свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности и суженной сфере общения при выраженной избирательности в отношении родных.

Как правило, взаимоотношения с таким ребенком в семье сводятся в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если играют, то не поощряют его инициативу, самостоятельность. Среди детей с амбивалентным поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в детском учреждении, где воспитатели не могут уделять им столько же внимания, они чувствуют себя неуютно, одиноко.
Дети с амбивалентным поведением не умеют играть. В основном им доступны манипуляции с игрушками в одиночку или рядом со взрослым или сверстником. В семье малыш играет чаще всего один. Отсутствие навыка практического взаимодействия со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении затрудняют взаимоотношения ребенка со взрослыми, которые окружают его в детском учреждении: ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком трудно, да и воспитатели не всегда идут навстречу ребенку. Накопление неудач такого рода вызывает у него постоянную робость.

Причиной конфликтного поведения детей является противоречие между слишком затянувшимся эмоциональным общением ребенка со взрослым и становлением деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества.
Переход в новую социальную среду обостряет это противоречие. Так, незначительные, на первый взгляд, особенности поведения оказываются помехой для благополучного привыкания ребенка к новой среде.

Существует четкая закономерная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям.
У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослыми решать предметные задачки (например, открыть коробочку или придумать способ, как достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны.
Из всего сказанного должно быть понятно, как правильно готовить малыша к поступлению в ясли.

Советы психолога
Наряду с укреплением здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения следует целенаправленно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения со взрослыми и развивать его деятельность с предметами.
Прежде всего вы должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить эмоциональное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения. Но задача взрослого – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности.
Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Предоставляйте ему возможность самостоятельных действий.

Даже если малыш уже ходит в ясли и процесс адаптации протекает у него сложно, это не означает, что вы должны обеспечить ему только эмоциональный комфорт: задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.
С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру-драматизацию. Вначале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать новые игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.

Не забывайте поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10-15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление все время сидеть у вас на коленях.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучать к порядку лучше тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание характера малыша помогут подобрать верный способ действий.
Разумеется, необходимо обучать ребенка умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель наденет им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую нее картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют.
Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствуют адаптации ребенка в детском учреждении.

Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними.
Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку.
Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость, умение ладить с людьми. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.
За сравнительно небольшой период времени, примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть с «чужим» взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. Малыш станет более инициативным во взаимоотношениях.

Как проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение?
Для этого ответьте на следующие вопросы.
Анкета 1. Какое общение: эмоциональное или предметное – предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
6. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?
8. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на инициативу других?

Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли – он готов к изменениям в своей жизни.

   
Комментировать от
или
еще рекомендуем