Я здесь:
  • Лина Л
  • Блог
  • Тайны наших имен
0
133

Тайны наших имен

Сын:

Мужское имя

Имена: происхождение и формы

Иван - (от древнееврейского) милость Божия.

Старое: Иоанн.
Производные: Иванка, Иваня, Иванюха, Иванюша, Ивася, Ивасик, Иваха, Иваша, Иша, Ишута, Ваня, Ванюха, Ванюша, Ванюра, Ванюся, Ванюта, Ванята, Ива.

Справочник русских имен

От Иоанн, благодать Божия (с древнееврейского).

Добр. Бескорыстен. Трудотерпелив, но тяжеловат на подъем. Сложная жизнь - обычная участь: судьба с ухабами. Вынослив, жизнеутверждающ. Хранитель обычаев. Спокоен, "свой парень". С лукавинкой.

Тайна имени oculus.ru

Иван - милость Божия (древнееврейское) - так традиционно трактуется это имя.
Но в древней Иудее оно произносилось как Йоханаан. Русское имя, вероятно, происходит от прародителя славян Вана. В древности всех славян называли "ванами". Христианство прибавило к имени только одну букву "и".
В XIX - начале XX веков каждый четвертый крестьянин звался Иваном. Затем наступил резкий спад популярности имени, сейчас оно вновь становится модным.
Зодиак имени: Стрелец.
Планета: Солнце.
Цвет имени: белый.
Камень-талисман: алмаз.
Благоприятное растение: бирюза ромашка.
Покровитель имени: конь.
Счастливый день: среда.
Счастливое время года: осень.
Основные черты: На Руси Иван было самое распространенное имя, поскольку в полных святцах оно обозначено 170 раз, то есть почти через день.
Обозначить основные черты всех многочисленных Иванов невозможно. Однако выявляются такие как цельность и последовательность, природный ум, некоторая лукавость, мягкость и открытость.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Иоанн Александрийский, мученик, 13 февраля (31 января), 11 июля (28 июня).
Иоанн Безмолвник (Молчальник), Савваит, епископ, 12 апреля (30 марта), 16 (3) декабря.
Иоанн Бет-Селевкийский (Персидский), епископ, священномученик, 11 ноября (29 октября), 3 декабря (20 ноября).
Иоанн Богослов, апостол из двенадцати, евангелист, 21 (8) мая, 13 июля (30 июня), 9 октября (26 сентября). Ученик Спасителя и свидетель важнейших дел и событий его жизни. По внушению Святого Духа написал Святое Евангелие и три послания, а также святую книгу "Апокалипсис", то есть откровение о будущих судьбах мира.
Иоанн Адрианопольский, мученик, 4 февраля (22 января).
Иоанн Византийский, мученик, 11 декабря (28 ноября). Иоанн Биленский (Литовский), мученик, 27 (14) апреля.
Иоанн Вифинский, преподобный, 26 (13) июня.
Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый, 5 июня (23 мая), 16 (3) сентября, 25 (12) ноября. Иоанн Влах (Валах), Румынский, мученик, 12 мая (29 апреля).
Иоанн Воин, 12 августа (30 июля).
Иоанн Галатийский, мученик, 6 июня (24 мая).
Иоанн Готфский, епископ, 8 июня (26 мая), 9 июля (26 июня).
Иоанн Дамаскин, преподобный, песнописец, 17 (4) декабря.
Иоанн (Варсонофий) Дамасский, Нитрийский, епископ, отшельник, 13 марта (29 февраля).
Иоанн Евангелист, апостол из семидесяти, епископ Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский, 17 (4) января, 8 мая (25 апреля), 10 октября (27 сентября), 12 ноября (30 октября).
Иоанн Египетский, пустынник, 11 апреля (29 марта).
Иоанн Ефесский, 17 (4) августа, 4 ноября (22 октября).
Иоанн Зедазнийский, преподобный, один из основателей грузинского монашества, 20 (7) мая.
Иоанн Златоуст, Константинопольский, патриарх. Вселенский учитель, 9 февраля (27 января), 12 февраля (30 января), 27(14) сентября, 26 (13) ноября.
Иоанн Казанский, мученик, 6 февраля (24 января).
Иоанн Колов, Младший, Скитский, отшельник, 22 (9) ноября.
Иоанн Константинопольский, Палестинский, преподобный, 8 февраля (26 января).
Иоанн Константинопольский, мученик, 22 (9) августа.
Иоанн V Константинопольский, патриарх, 31 (18) августа.
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, 2 января (20 декабря).
Иоанн Кущник, преподобный, 28 (15) января.
Иоанн Лествичник, Синайский, игумен, 12 апреля (30 марта). Автор книги "Лествица", в которой указал 30 добродетелей, ведущих человека на небо, к блаженству.
Иоанн Менюжский, Новгородский, 7 июля (24 июня).
Иоанн Милостивый, Александрийский, 25 (12) ноября.
Иоанн Московский, Большой колпак, Христа ради юродивый, 16 (3) июля.
Иоанн Новгородский, архиепископ, 20 (7) сентября.
Иоанн Новый, Сочавский, великомученик, 15 (2) июня.
Иоанн Новый, Янинский, мученик, 1 мая (18 апреля).
Иоанн Оксиринфский (Египетский), преподобный, 15 (2) декабря.
Иоанн Отшельник, Палестинский, преподобный, 2 июля (19 июня).
Иоанн Палеолаврит, Зетхопещерник, иеромонах, 2 мая (19 апреля).
Иоанн Палестинский, воин, 1 ноября (19 октября). Иоанн Палестинский, преподобный мученик, 25 (12) апреля.
Иоанн Палестинский, преподобный, спостник преподобный Симеона юродивого, 3 августа (21 июля).
Иоанн Петроградский, мученик, 13 августа (31 июля), в воскресенье после 7 февраля (25 января).
Иоанн Печерский, Киевский, отрок, первомученик Российский, в Ближних (Антониевых) пещерах, 25 (12) июля, 11 октября (28 сентября).
Иоанн Печерский, Многострадальный, в Ближних (Антониевых) пещерах, 31 (18) июля, 11 октября (28 сентября).
Иоанн Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах, 11 октября (28 сентября).
Иоанн Печерский, постник, в Ближних (Антониевых) пещерах, 11 октября (28 сентября), 20 (7) декабря.
Иоанн Поливотский, епископ, 17 (4) декабря.
Иоанн Постник, Константинопольский, патриарх, 12 сентября (30 августа), 15 (2) сентября.
Иоанн Прозорливый, Египетский, преподобный, 9 апреля (27 марта).
Иоанн Пророк, преподобный, ученик Варсонофия Великого, 19 (6) февраля.
Иоанн Психаит, преподобный, исповедник, 8 июня (26 мая).
Иоанн Русский, исповедник, 9 июня (27 мая). Иоанн Рыльский, преподобный, 31 (18) августа, 1 ноября (19 октября).
Иоанн Рыльский, преподобный мученик, 2 апреля (20 марта).
Иоанн Святогорец, Иверский (Афонский), преподобный, 25 (12) июля.
Иоанн Севастийский, мученик, 22 (9) марта.
Иоанн Сербский, король, 23 (10) декабря.
Иоанн Сиракузский, мученик, 6 октября (23 сентября).
Иоанн Сирийский, пустынник, 8 марта (23 февраля).
Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень, 20 (7) января, 9 марта (24 февраля), 7 июня (25 мая), 7 июля (24 июня), 11 сентября (29 августа), 6 октября (23 сентября), 25 (12) октября. Он образует связующее звено между Ветхим и Новым Заветами, будучи последним в ряду ветхозаветных пророков и первым святым Нового Завета, в котором рассказывается его история. Он был сыном Захарии, священника Иерусалимского храма, и Елисаветы, родственницы Девы Марии. После Рождества Иисуса Христа царь Ирод повелел избить всех младенцев. Елисавета убежала в шестимесячным Иоанном в пустыню, их спасла расступившаяся по ее молитве и затворившаяся за ними скала. Захария был убит воинами Ирода, Елисавета продолжала жить с сыном в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, хранимый Ангелом, жил в пустыне, питаясь акридами и диким медом, носил одежду из звериной шкуры. В 30 лет Иоанн вышел на проповедь о покаянии к людям, крестил в водах Иордана всех, кто приходил к нему в духовном раскаянии. Иоанн сподобился крестить Иисуса Христа и объявить о том, что он Мессия народу. После крещения Господня Иоанн был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи, осуждал его за то, что тот, оставив законную жену, сожительствовал с Иродиадой при жизни прежнего мужа, своего брата, грубо нарушая тем самым иудейские обычаи. В день своего рождения Ирод устроил пир, на котором его падчерица Саломея настолько угодила ему своей пляской, что он опрометчиво обещает выполнить любое ее желание. По наущению Иродиады Саломея требует голову Иоанна Крестителя. Ирод Антипа не решался казнить Иоанна, страшась его популярности, но теперь он вынужден это сделать. Тело Иоанна Крестителя погребли ученики, голову в глиняном сосуде погребла жена домоправителя Ирода на горе Елеонской. Голова перезахоронивалась трижды, когда около 850 года патриарху Игнатию было указано в видении место, где она сокрыта.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

Возносят молитвы:
Иоанну Предтече - от болезней головы,
Иоанну Многострадальному - о сохранении целомудрия,
Иоанну Богослову - на иконное писание, о совете и любви между мужем и женой,
Иоанну Воину - от вора и обидчика.
12 апреля на Иоанна Лествичника пекут из теста лестницы для восхождения на небо после смерти.
27 июля на Ивана Купала день заполнен обрядами, связанными с водой. Травы и цветы, собранные в Иванов день, почитаются больше целебными, нежели собранные в другое время. В этот день девушки завивают венки из трав, а вечером пускают их в воду: если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
11 сентября на Ивана Постного православная Церковь совершает поминовение воинов, на поле брани убиенных.
Иван Постный пришел, лето красное увел.
Иван Постный - осени отец крестный.
Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
На Ивана Крестителя журавли пошли на юг - к ранней зиме.
В этот день нельзя есть все круглое, петь и плясать.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

В детстве Ваня очень нуждается в любви, ласке, внимании, хотя кажется, что он сам прекрасно умеет позаботиться о себе.

В школе он менее сообразителен, чем другие ученики, поэтому у него часто возникает комплекс неполноценности. Потом он трудно утверждается в любом коллективе.

Взрослый Иван очень активен, вынослив, у него отличное здоровье и он им нередко злоупотребляет, забывая о том, что ничто не вечно.

Иван - тугодум, решение принимает медленно, долго обдумывая и прикидывая. Ему не хватает интуиции, он чрезмерно чувствителен к мнению других о себе, однако надежен и серьезен.

Поле деятельности Ивана обширнейшее, он может работать в любой профессии, но более всего ему подходит та, где можно работать руками.

Иван предан друзьям, всегда готов прийти на помощь, отзывчив, поделится всем, что у него есть. Он очень страдает, когда по отношению к нему поступили непорядочно. Против своих обидчиков особых действий не предпринимает, верит в высшую справедливость. Дом его опять открыт для неверного друга и, конечно, для близких друзей, для сослуживцев и многочисленных родственников. Иван поддерживает отношения со всей родней, он всегда в курсе дел всех братьев и сестер, дядей и тетей, и не только своих, но и жены.

С женой его отношения складываются неоднозначно, но браком он дорожит. Любит детей, помогает родителям. Иван не боится тяжелой работы в доме, сам делает ремонты, чинит приборы, обувь. Он прост, общителен и непредсказуем. Может "завестись" от любой невинной шутки в свой адрес, подвержен алкоголю. Иван обожает различные виды борьбы, обсуждать политику, хоть и не ревнив, но на ухаживание за женой другого мужчины может отреагировать довольно резко. Наиболее удачен брак Ивана с Аллой, Валентиной, Дарьей, Екатериной, Елизаветой, Зоей, Ириной, Клавдией, Марией.

Отчество: Иванович, Ивановна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Иван III Васильевич (1440-1505) - великий князь Московский с 1462 года, посвятивший всю жизнь объединению Русского государства. Со вступления на престол он показал себя дальновидным политиком, хитрым, ловким дипломатом, человеком непомерного честолюбия н непреклонной воли. В 24 года он сумел усмирить гордого казанского царя Ибрагима, окружить войском Казань и заставить его заключить выгодный для себя мир.

В неутомимой кровопролитной борьбе великий князь подчинил Тверь и Рязань. Князья ярославские, ростовские, белозерские еще до того уступили ему свои владения, а литовские земли были объявлены Иваном вотчинами его предков. Иваном подчинены Псков и Господин Великий Новгород.

Новгородские бояре предпочитали присоединению к Москве союз с иноземцами. В 1471 году новгородские власти, уже до того звавшие себе исконных врагов Руси - немецких рыцарей, заключили позорный договор с Литвой, отдававшей под ее покровительство новгородские земли. Душой заговора была властолюбивая жена посадника Борецкого, Марфа.

Дважды, в 1471 и 1477 годах разбили московские войска на реке Шелони новгородское ополчение. Народ не хотел войны с Москвой и боялся чужеземного владычества. Пушкари заклепывали стоявшие на крепостных стенах пушки, а горожане открыли ворота и принесли присягу Москве.

В 1478 году под сводами Владычной палаты Новгородского Кремля прозвучали исторические слова Ивана III: "Вечевому колоколу в отчине нашей, в Новгороде, не быть, посаднику не быть, а государство нам свое держать". Вечевой колокол Новгородский, символ свободы города был увезен в Москву и повешен на колокольне Успенского собора.

Отныне удельные князья - всего лишь привилегированные землевладельцы, великий князь Московский - полновластный хозяин "всея Руси".

Еше в 1472 году Иван III вступил в брак с византийской принцессой Софией Палеолог, и двуглавый орел - герб византийских императоров - становится государственным русским гербом.

Иван III покончил и с татарами. 1480 год - дата столетнего юбилея Куликовской битвы явилась и знаменательной датой окончательного свержения татарского ига.

Хитростью и осторожностью князя был побежден хан Ахмат. Позднее войско Ивана III освободило захваченные Литвой и Польшей западные русские земли.

С 1485 года на монетах с ликом Ивана III значилось: "Господарь всея Руси". Внешне Иван III был статный, высокого роста, с мужественным и суровым лицом, с черными, как смоль, волосами и длинной бородой.

При Иване III возникает "Сказание о князьях Владимирских" - официальная родословная великих князей Московских. Со всей возможной убедительностью в ней доказывается родство московских князей с римским цезарем Октавианом Августом и, конечно, с первыми киевскими князьями. Это было необходимо для дальнейшего укрепления принципов единодержавия.

Уничтожение старой удельно-княжеской системы потребовало создания нового порядка управления страной. В 1497 году был издан Судебник - первый общегосударственный свод законов.

Москва объявляется преемницей политических и духовных заветов Византии, с 1453 года подпавшей под турецкое владычество, оплотом православного Востока. "Москва - третий Рим, а четвертому не стоять..." - гордо провозгласили на Руси. Москва стала приобретать вид столицы большого государства. В центре внимания - строительство Кремля. То, что удовлетворяло князей московских, кажется несоответствующим достоинству государя всея Руси. В Кремле строятся соборы, каменные палаты, кремлевские башни. Кремль теперь - резиденция самодержца русского централизованного государства. "С этой эпохи, - отмечал историк Н. Костомаров, - начинается бытие самостоятельного монархического государства". Высоко оценивал деятельность Ивана III историк Н.М.Карамзин: "Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным отечеством".

Дочь:

Женское имя

Имена: происхождение и формы

Мария - (от древнееврейского) горькая, печальная, отвергающая.

Разговорное: Марья.
Просторечное: Марея.
Производные: Марийка, Мариша, Мара, Маруня, Маруля, Муля, Маруся, Муся, Мася, Масята, Марюта, Марюха, Марюша, Муша, Маня, Манюра, Манюся, Манюта, Манюха, Манюша, Манятка, Мака, Маняша, Маша, Машаня, Машутка, Машуня, Муня, Машура, Мура, Шура, Машара, Машута, Мута, Машуха, Марьюшка, Марьяша.

Справочник русских имен

Горькая, упрямость, превосходство (с древнееврейского).

Вспомоществовательницы. Следуют правде. Справедливы. Искренни и благожелательны в суждениях. Готовы постоять за тех и других, за общество. Умеют терпеть. Их судьба подтверждает, что жизнь прожить - не поле перейти.

Тайна имени oculus.ru

Мария, Марья - печальная (древнееврейское).
Имя происходит от древнееврейского Мариам, что по одной версии идет от корня, означающего "отвергнутая", по другой - от слова "печальная".
Мария - одно из популярнейших имен в России и во всем мире, в сказках, в литературе, в истории.
Зодиак имени: Дева.
Планета: Прозерпина.
Цвет имени: сизый.
Камень-талисман: алмаз.
Благоприятное растение: береза, василек.
Покровитель имени: голубка.
Счастливый день: среда.
Счастливое время года: лето.
Уменьшительные формы: Марийка, Мариша, Маря, Муля, Муся, Маруся, Марюта, Мася, Муша, Маня, Манюня, Маняша, Маша, Машуня, Марьяша.
Основные черты: активность, душевность, трудолюбие.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Мария Азийская, дева, мученица, 19 (6) февраля.
Мария Вифинская, сестра Лазаря Четверодневного: в Неделю св. жен-мироносиц.
Мария Вифинская, преподобный (преподобная, подвизавшаяся в мужском образе), 25 (12) февраля.
Мария Кесарийская (Палестинская) мученица, 20 (7) июня.
Мария Константинопольская, Палестинская, преподобная, 8 февраля (26 января).
Мария Константинопольская, патрицианка, мученица, 22 (9) августа;
Мария Магдалина, равноапостольная, мироносица, 4 августа (22 июля), в Неделю св. жен-мироносиц;
Мария Персидская, исповедница, 25 (12) июля;
Мария Персидская, мученица, 22 (9) июня;
Мария Радонежская, схимонахиня, мать преподобная Сергия Радонежского, 31 (18) января, 11 октября (28 сентября).
Мария, сестра апостола Филиппа, 2 марта (17 февраля).
Мария Хиданская, преподобная, 11 ноября (29 октября).
Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева, мироносица, в Неделю св. жен-мироносиц. Жила в доме отца Иосифа Обручника вместе с Пресвятой Девою Марией. Они любили друг друга, как ближайшие родственницы, отчего Евангелие называет ее "сестрой Матери Иисусовой".
Мария Египетская, преподобная, в Неделю пятую Великого поста. Двенадцати лет ушла из дома родительского и семь лет вела греховную жизнь, потом обратилась в Иерусалиме на путь праведный и 48 лет жила уединенно в великих подвигах поста и молитвы в пустыне Иорданской и преставилась ко Господу в 522 году. Указывая вначале на глубину ее греховного падения, Церковь воспевает высоту духовного восстания преподобной Марии; этим нам указывается, что истинное покаяние, сопровождаемое постническими и молитвенными трудами, изглаживает даже самые тяжелые грехи и приводит к высокой степени духовного совершенства.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

14 апреля - Марья-зажги снега, заиграй овражки.
Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много.
21 сентября, на Рождество Богородицы, - оспоженки, праздник урожая. В этот день обновлялся в избах огонь: старый гасили, а новый возжигали.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Машенька немного упряма и своенравна в детстве, тем не менее она неиссякаемый источник радости для родителей и детство для нее останется самой светлой и счастливой порой. Она с удовольствием помогает маме, любит нянчить младших ребятишек. В детском саду спокойна, дружит со всеми, любит подвижные игры, читать стихи, танцевать. В школе хорошо учится, очень ответственна. Обижается на любую критику. Дружит не со всеми в классе, только с несколькими подружками, которых ревнует к остальным девочкам. Подвержена сиюминутным капризам, может высказать свое неудовольствие. Старается быть справедливой, не выносит несправедливости по отношению к себе. Одноклассники Машу любят: она готова поделиться всем, что у нее есть, трудолюбива, искренне переживает, если что-то случилось, умеет постоять за себя.

Взрослая Мария также разумная трудолюбивая женщина, обладающая огромным запасом любви и нежности. Она немного завистлива, но чужое несчастье вызывает у нее инстинктивное желание помочь. Если у нее что-то случилось, она замыкается в себе, редко делится своими переживаниями.

Мария упряма. Свое несогласие с чем-то выражает активно и бурно. Неудачи, конечно, расстраивают ее, но трагедии она из этого не делает, быстро собирается и начинает сначала.

Мария не боится профессий, где нужно выкладываться полностью, круг ее деятельности чрезвычайно широк, везде она на своем месте - жизнерадостна, добродушна, трудолюбива. С годами она становится Довольно строгой и внешне серьезной, однако ее душевность и общительность остаются. Поэтому лучшие профессии для Марии - педагогика и медицина, самые гуманные, требующие душевного тепла и строгости.

Главные заботы Марии - ее собственная семья. Она прекрасная хозяйка, всю себя посвящает детям, отодвигая даже мужа на второй план. Но она ему верна, чувственна, никогда не даст мужу повод упрекнуть ее в чем-то. Скорее у нее может быть повод разочароваться в нем, но Мария умеет терпеть. Муж и дети чаще отвечают ей преданностью и послушанием. Наиболее удачен брак Марии с Анатолием, Александром, Виктором, Григорием, Валентином, Евгением, Иваном.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Дева Мария, Богородица, Богоматерь, Мадонна - земная мать Иисуса Христа. Упоминание о ней в четырех Евангелиях очень кратки, возникли многочисленные дополнения в апокрифах - новые евангельские сказания, официально не признанные церковью. Трагическая история женщины, которая растила сына, наперед зная, что его отнимут у нее и замучат, не могла не тревожить воображение людей. Апокрифы рассказывают о детстве Марии, о ее жизни и страданиях. Первое раннехристианское предание известно около 200 года - "Книга о рождестве Марии", позднее получившее название "Первоевангелие Иакова Младшего".

Мария происходит из царского рода Давида, ее родители - праведники Иоаким и Анна. С трех лет Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, занималась рукоделием, пищу получала из рук ангелов. В 12 лет она дала обет быть девственницей. Поскольку совершеннолетней нельзя оставаться в храме, ей нашли супруга, который должен был охранять ее, уважать ее обет. Из нескольких претендентов был выбран Иосиф по чудесному знамению: из его посоха вылетел голубь, а сухие прутья, выданные всем претендентам, так и остались прутьями, расцвел лишь у Иосифа Обручника, плотника. В его доме и происходит Благовещение - ангел Гавриил предсказывает ей чудо девственного рождения.

Марии суждено родить младенца в городе Вифлееме, куда необходимо было прийти для переписи. Мест в гостинице не было, и она с Иосифом нашла случайный приют в хлеву, а в ясли уложила новорожденного.

Через 40 дней после родов младенца необходимо было принести в храм, там его встретил Симеон Богоприимец, который предсказал предстоящие страдания Марии.

На Руси распространена икона "Умиление", когда Младенец и Мать прильнули щека к щеке, малютка обхватил мать ручкой за шею, другую положил на плечо. В его порывистом движении, в обращенном к матери взоре читаются испуг и немая мольба о помощи. У матери плотно сомкнутые, словно скованные молчанием губы, слегка сдвинутые брови, душевная мука, застывшая в глубине темных глаз... Мать и сын узнали о предстоящих страданиях.

Марии пришлось присутствовать на Голгофе. Есть немало апокрифов с удивительным талантом и психологической глубиной рассказывающих о страданиях Матери у креста распятого сына. На Руси были сложены замечательные плачи и причитания Богородицы над мертвым сыном - образцы прекрасной народной поэзии

Марии Христос явился после Воскресения, она присутствует при вознесении Христа, а также при сошествии Святого Духа на апостолов.

Оставшись одна на земле, говорится в апокрифах, Мария очень тосковала по сыну. И вот явился ангел сообщить, что сын берет ее к себе. В иконах, изображающих Успение Богоматери, Христос как некогда она сама младенца, держит в руках маленькую хрупкую душу Марии.

Мария - заступница за людей перед Богом, к ней обращается самый безнадежный грешник. В византийском апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", имевшем распространение и на Руси, Мария облегчает участь грешников, даже томящихся в аду. Есть ряд икон и монументальных росписей Богоматери с воздетыми ввысь руками - Оранта, по-гречески - молюсь. Она молит своего сына за людей. Оранту в Киевском Софийском соборе называли "Нерушимая стена" - заступничество Богоматери крепче самых испытанных стен. Замечателен образ Марии, в главной части иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля - Деисусе, что по-гречески означает Моление. В центре изображен Христос - царь и судья, по бокам святые, просящие за стоящих в храме людей. Иконы написаны знаменитым мастером Феофаном Греком в начале XV века. Святые выступают в роли заступников, но ни один из них не вызывал такого доверия, как Богоматерь. Она изображена в тяжело ниспадающих складках синего одеяния с золотой каймой на рукавах, сразу же притягивающие внимание зрителя в приподнятых в молитвенном жесте рукам. Ее поза, нежное просветленное лицо полны достоинства и твердости. Она никуда не уйдет, пока не добьется своего, не вымолит прощения. Все знали, что Мария не оставит в беде, не предаст.

Впервые на Руси был введен праздник Покрова Богоматери в XII веке. Мария, сняв с головы покрывало, распростерла его над молящимся в церкви народом, обещая свое покровительство, заступничество в бедах и несчастьях. Марии-Богоматери посвящены церковные литургии и песнопения. Одно из них, необычайно красивое, воспроизведено в иконе "О тебе радуется", названное так по первым словам песнопения, обращенного к Богородице: "О тебе радуется, благодатная, всякая тварь: ангельский собор и человеческий род..." В райском саду, у стен снежно-белого многоглавого храма - небесного Иерусалима, в голубом ореоле сидит на золотом престоле Богоматерь с Младенцем. Вокруг стоят поющие ангелы. У подножия престола- Иоанн Дамаскин, прославленный церковью "песнопевец Богоматери", иже множество святых, мучеников земных людей. Их четкие ряды рождают ощущение стройности пения, сияющие цвета одежд - белые, алые, золотистые, зеленые - передают светлую радость льющейся мелодии. Подняв взоры вверх, они сливают свои голоса с хором ангелов.

Комментировать от
или
еще рекомендуем