Я здесь:
14
54

Игра в школу


Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя по поводу поведения, отношений со сверстниками, а также подчиниться новому режиму дня и распорядку занятий. Несмотря на то, что выполнение правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником, как общественно значимые и неизбежные.

Сейчас лучшее, что вы можете сделать для ребенка – это поиграть с ним в школу! Детям легче все воспринимать в виде игры. Пусть любимые игрушки сядут за парты, а малыш станет учителем. Играя, можно объяснить ребенку самые основные школьные правила: как нужно сидеть за партой, как попроситься в туалет, как отвечать на уроке, как вести себя и что делать на переменке. Разыграйте разные ситуации: пусть куклы-ученики ведут себя безупречно (слушаются, пишут, поднимают руки), или совсем наоборот - балуются (крутятся, теряют карандаши, громко говорят).

 

Родителей, конечно, беспокоит множество вопросов. Выбрав наиболее распространенные, мы обратились за комментариями к учителю начальных классов Михаилу Грачеву.

- Что должен знать будущий первоклассник? Что должен уметь?

- Самое главное, чтобы у детей была развита мелкая моторика пальцев, именно по этому признаку можно судить насколько ребенок готов к школе. Очень часто мелкая моторика не развита. У нас отправляют учиться с 6 лет, но бывает, что по определенным признакам дети не готовы к учиться. Лучшие упражнения – это рисование. Заставлять детей писать до школы не нужно, не стоит учить их выводить значки и символы. Рисование, работа с бисером – это поможет развить пальчики.

- Что могут родители делать самостоятельно, чтобы подготовить сына или дочку к школе?

- Если вы будете до школы ребенка учить читать и писать, то, придя в первый класс, малыш столкнется с проблемами: сначала ему будет казаться, что он все умеет и знает, у него будет все хорошо получаться и пропадет интерес к учебе. Но дальше пойдет новый материал, которого он не знает. Ему будет очень сложно учиться. Такого ребенка в дальнейшем невозможно будет заинтересовать.

В школах для будущих первоклассников, как правило, в начале календарного года проводятся занятия. Дети боятся незнакомых людей, но так они смогут привыкнуть к учителю, стать более организованными.

Важно уделять внимание ребенку, бывает, что дети предоставлены сами себе. А они должны больше рисовать, играть, и конечно, гулять на улице. Сейчас дети у нас, к сожалению, очень рано начинают вести сидячий образ жизни – перед телевизором, компьютером.

- А нужна ли какая-то физическая подготовка к школе?

- Зарядка не повредит не только ребенку. Нужно в целом больше подвижности. Ведь, как я уже сказал, сидячий образ жизни начинается еще до школы. И многие  уже в раннем детстве пухленькие, кругленькие. Детям нужно больше подвижных игр, больше физических упражнений и больше резвиться на свежем воздухе.

- Как родителям достичь того, чтобы ребенок хотел идти в школу и хотел учиться? Ведь это желание – залог успехов в учебе.

- Желание идти в школу должно развиваться с самого юного возраста. Тот факт, что он пойдет в школу, не должен стать для ребенка неожиданностью. Целенаправленно нужно приучать ребенка к мысли, что учиться это хорошо, престижно. Учитель без помощи родителей не сможет достичь хороших результатов. Поиграйте с ребенком в школу, это возбудит его интерес и поможет подготовиться психологически.

- Нужно ли помогать малышам делать уроки?

- Да, помогать детям делать уроки нужно, но не делать уроки за них. Если ученик не будет справляться с заданиями, то желание учиться исчезнет. Можете дополнительно заниматься с ребенком дома. Есть интересные рабочие тетради с рисунками, которые выполняют хорошую образовательную функцию.

- Наверное, новоиспеченным ученикам сложно сидеть на месте долго, как вам удается поддерживать порядок в классе?

- Урок в младшей школе длится до 40 минут и предусмотрены физминутки. Нужно «чувствовать», и если дети устали проводить разминку. Когда малыши устают, они начинают вертеться, у них устают определенные группы мыщц и они начинают «съезжать» со стульев. В первом классе дети просто привыкают к новой обстановке. А утомление мешает сосредоточиться.

- Если ученики ссорятся, должен ли учитель вмешиваться в конфликт?

- Конфликты происходят у всех. С психологической точки зрения, нужно дать детям время, чтобы они сами учились решать конфликты. Если с первого класса за них заступаться (часто родители могут прийти поругать обидчика) - это не правильно. Для взрослой жизни очень полезное качество – уметь решать конфликты. Учитель должен, прежде всего, наблюдать, потом разобрать этот конфликт – кто прав? кто виноват? Вмешиваться сразу не правильно. Дети очень разные – кто-то более открытый, кто-то менее. Конечно, проще работать с теми, кто легко идет на контакт с учителем, но скрытным деткам надо уделять даже больше внимания.

 

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Вообще, есть множество подходов для определения готовности малыша к школе. Считается, что к обучению ребенок должен быть готов физиологически, психологически, социально и даже духовно. Например, физиологическая готовность предполагает, что организм выдержит изменение нагрузок как физических (ограничение в движениях), так и интеллектуальных. Кстати, самому можно легко определить насколько готово чадо к обучению. Достаточно знать есть ли у ребенка хотя бы один постоянный зуб. Оказывается такой, казалось бы, не относящийся к умственной деятельности показатель, красноречиво говорит о том, что пора садиться за парту!

Десять советов для мамы и папы будущего первоклассника:

1.      Забывайте о том, что ваш ребенок маленький. Давайте ему посильную работу дома, обозначьте круг его обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, ты даже можешь попробовать помыть посуду!».

2.      Определите общие интересы. Это могут быть познавательные занятия – любимые мультфильмы, сказки, игры, или что-то другое.

3.      Привлекайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте денег на хлеб и мороженое, комментируя сумму на каждый продукт).

4.      Не ругайте, а тем более – не обижайте ребенка в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мысли своего сына или дочки. На жалобы окружающих отвечайте: «Спасибо, мы обязательно поговорим на эту тему».

5.      Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, которые возникли с одногодками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мыслями, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

6.      Постоянно разговаривайте с ребенком. Развитие говорения – залог хорошего обучения. Если были в театре (цирке, кино, на выставке) – пусть расскажет, что больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтоб ребенок понял, что вам интересно.

7.      Отвечайте на каждый вопрос малыша. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не угаснет.

8.      Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами ребенка. Видеть мир под другим углом – основа для взаимопонимания.

9.      Чаще хвалите ребенка. Сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только помочь. Хвалите словами, улыбкой, лаской и нежностью.

10.  Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда поясняйте ребенку причину ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к маленькому человечку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в будущем.

 
Комментировать от
или
  • Кстати, очень правильная статья, помогает ребенка действительно подготовить к школе!!!

    • Спасибо, сама писала старалась, а не содрала в интернете. Кстати, дома тоже играем в эту игру, научились буквы писать. Скоро приступим к цифрам.

    • Ух ты, да вы просто молодец!

      Отлично пишете, грамотно, я думала - копипаст.

      А сколько вашему сыночку лет?:)

    • Моему сыночку 4 года, спасибо за похвалу, доброе слово и кошке приятно... на самом деле, если хорошенько вычитать и у меня ашипки найдутся :-)

    • Ну, все мы не без греха .серьезных ошибок нет)))

      Моему скоро будет 3 - и мы тоже уже знаем счет ,правда только до 5ти. Но зато все буквы!)))

    • А теперь внимание!!!! Я вот, что расскажу. Когда нам было 2,5 годика, мы тоже знали все буквы, весь-весь алфавит. Но потом он начал капризничать, когда я хотела повторить буквы. И за некоторое время весь алфавить забыл. Пришлось учить по новой. Некоторые буквы до сих пор осваиваем. Так, что не упустите этот момент.

    • Хм, спасибо что сказали. Буду иметь ввиду, но пока таких проблем нет. Книжки он вообще любит очень.

    • А мой не любит. И к моему горь кому сожалению, перед сном ни в какую не хочет слушать сказки из книжки, а смотрит мультики по телевизору.

    • Охх, я бы с вамир поменялась. А мой просит ему почитать книжечки, а мне, к стыду своему, совсем некогда((

    • Я как бы и не стараюсь сильно положение вещей изменить, потому что больно уж устраивает. Но иногда спохватываюсь - дите сказки не знает. Что за воспитание?

    • А я вот только сегодня зваметила ,когда сын сам сидел грустно книжку листал - читать-то не умеет - а таааак стыдно стало(((

    • Ну вы же еще малыши, куда вам читать? Всему свое время, научится обязательно!

    • Да ему просто нравится ,когда мама читает, он еще и за мной повторять слова любит.

    • Нам бабушка вчера подарила книжку с развивающими сказками и задачами логическими. Так мы весь вечер читали, всю прочитали, все загадки разгадали!

еще рекомендуем