Методика рассчитана от возраст старше 3-4лет.
С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По детскому рисунку можно определить его отношение к семье, каждому из родственников, отношения к детскому саду, школе, сверстникам. Рисунок поможет выявить детские страхи и распознать тревогу.
Уметь расшифровывать детское творчество должен уметь каждый родитель.
Самый популярные рисуночный тест «Рисунок семьи»
Для рисования ребёнку лучше предложить карандаши (желательно цветные, можно использвать и краски)).
Предложите ребенку порисовать в обычный день, когда у ребенка «ровное» настроение. То есть не стоит тестировать ребенка, если он эмоционально перевозбужден, например, после праздничного дня или после посещения поликлиники, или если в семье произошла конфликтная ситуация. Такой рисунок может отражать ситуативное эмоциональное состояние.
Не стоит делать выводов по одному рисунку и отдельному элементу, не связанному с другими элементами на рисунке. Каким бы информативным ни казался рисунок, тестирование желательно повторить два-три раза с разницей в 1-2 недели. Определенные выводы можно делать, тогда когда ребёнок изображает определённый стиль и выделяет какие-либо элементы в рисунке.
Во время рисования взрослый не должен вмешиваться в творческий процесс. Не предлагайте что-либо рисовать , пусть это будет самостоятельный рисунок.
После того как ребёнок всё нарисует, попросите его рассказать что он нарисовал и кто есть кто. Ребёнок может дать логическое объяснение многим настораживающим вас деталям.
Интерпритация рисунка
Цвет рисунка. С помощью цвета можно охарактеризовать настроения ребёнка. Обратите внимание на преобладающие тона.
Тёплые тона: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные; холодные цвета: зеленый, синий и голубой считаются тонами благоприятного эмоционального состояния. Если в рисунке преобладает красный цвет (если большие части рисунка окрашены в красный цвет), это может свидетельствовать о эмоциональном перенапряжении, порой является проявлением агрессии. Подвижные и активные дети предпочитаю выбирать яркие оттенки с доминированием малинового, розового оттенков. Насыщенный фиолетовый цвет может говорить о каком-то напряжении ребёнка. Тёмные, бледные оттенки выбирают дети спокойные, «ровные», скромные.
Но если в рисунке преобладает насыщенный чёрный цвет, штриховки, нажим карандаша слишком твёрдый, контуры жирные, следует обратиться к детскому психологу. Это может быть проявлением тревоги, страхов, подавленности. В 3-4х летнем возрасте дети любят выделять яркими цветами какие-либо элементы рисунка. Украшают одежу человека – тенденция к украшению и стремление к красивому. Тёмные цвета, наоборот, используют для того что мало интересно.
Обратите внимание на положение рисунка на листе бумаги. Какое место он занимает. Большинство детей пытаются занять больше места на листе бумаги, и это не должно пугать. т.к. это проявление внимания к себе. Олицетворение себя «центром» Если ребёнок рисует мелкие детали. Части рисунка и занимает маленькое пространство на бумаге это свидетельствует проявлением низкой самооценки.
Солнце, небо, птицы, трава – светлые элементы рисунка, они говорят о душевном покое ребёнка, о его эмоциональном состоянии. Если преобладает большое количество мелких деталей может свидетельствовать о том что ребёнок закрыт и скрывает свои эмоции. Целесообразно обратиться к психологу.
Фигуры и предметы на рисунке которые значительно выделены говорит о том что для ребёнка более значимо. Самых дорогих и близких себе людей ребёнок рисует возле себя. Очень хорошо, если руки всех членов семьи соединяются, это говорит о сплочённости. Удалённость фигур говорит о разобщённости, отсутствии психологического контакта. Любимых людей ребёнок часто рисует в таком цвете, как и себя.
Глаза главный элемент. Они выражают состояние, печаль, грусть, тревогу, страх - особенно если глаза чётко выражены, большие и с прорисовыванием радужки.
Губы выражают настроение персонажей. Если рот приоткрыт это воспринимается как вербальная агрессия (к примеру, тот человек который часто делает замечания и выражается колко).
Отсутствие частей тела у других персонажей должна насторожить.
Голова для ребёнка – символ ума. Уши – ушами слушают и воспринимают информацию о себе, у дошкольников этот элемент часто отсутствует и воспринимается как критика о себе и нежелине её воспринимать.
Округлые формы людей это типичный вариант детских рисунков. Если персонажи приобретают острые, угловатые, вытянутые формы – это говорит о замкнутости и скрытности, на то что ребенку не с кем поделиться и он скрывает в себе чувства.
Руки – признак общения. Коммуникативные навыки, готовность идти на контакт. Если руки протягиваются друг к другу - говорит о дружественности. Если ручки маленькие и спрятанные – это говорит о закрытости , - необщительные дети могут нарисовать себе такие руки.
Ноги - это хороший признак, когда они прорисовываются это говорит об уверенности в своих силах, основательности.
На агрессивность указывают устрашающие позы фигур, враждебное выражение лиц, кулаки. Всевозможное оружие в руках.