Я здесь:
  • Mirror
  • Блог
  • Недобросовестная реклама на примере 4Service
8
752

Недобросовестная реклама на примере 4Service

Защита потребителя от недобросовестной рекламы регулируется Законом Украины «Про рекламу» и ст.7 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Так что же входит в понятие рекламы, и как отличить недобросовестную рекламу от обычной.

 В соответствии с Законом Украины «О рекламе», реклама - это специальная информация о лицах или продукции, распространяемая в любой форме и любым способом с целью прямого или опосредованного получения прибыли.  

Характерно, что в первой же статье Закона Украины «О рекламе» дается исчерпывающее определение недобросовестной рекламы, вот как оно звучит: «недобросовестная реклама - это реклама, которая вводит или  может ввести в заблуждение потребителей рекламы, причинить ущерб лицам, государству или обществу вследствие неточности, недостоверности, двусмысленности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований относительно времени, места и способа распространения».

Так по каким же критериям оценивается информация изложенная  в рекламе, какие есть критерии неточности или  недостоверности, как доказать двусмысленность рекламной информации.

Рассмотрим это вопрос на примере компании 4Service, весной этого года она распространила среди своих тайных покупателей сообщение следующего характера:

«Добрый день, уважаемые тайные покупатели!

По мночисленным просьбам для Вас этой весной снова стартовало выгодное предложение от магазинов бытовой техники COMFI!! Вы можете приобрести товары для дома, на подарок родным и близким, по очень привлекательной цене! COMFI при покупке от 200 грн. компенсирует 50% стоимости товара!»

Попробуем ответить себе на несколько вопросов. Можно ли считать это объявление рекламным? На мой взгляд ответ – конечно ДА! Это объявление рекламного характера.

Что же обещает покупателям эта реклама, она обещает тайным покупателям (далее - ТП) компенсацию стоимости товара  при покупке от 200 грн. Есть ли в этой рекламе, какие-то дополнительные условия или ограничения? Да есть, это предложение распространяется исключительно на ТП компании 4Service.

Таким образом, данное объявление призвано побудить ТП совершить покупки в магазинах Комфи в расчете на  получение 50% компенсации стоимости товара. Однако, потребители, поверившие в это предложение были обмануты. Поскольку Компания Комфи никогда не брала на себя таких обязательств. Данное объявление плод воображения сотрудников компании.  ТП Анна Николайка, исполнившая условия данного предложения и обратившаяся в компанию за компенсацией получила отказ.

Вот что об этом говорит представитель компании 4serviceСветлана Прыганова: «Уважаемая Валерия. Я хотела бы уточнить, что претензию имеет право предъявлять каждый, но должны быть и основания. В данном случае факт претензии - это Рассылочное письмо, а я уже выше говорила, что фактом должен служить главный документ -  Инструкция визита. Давайте быть честными, что реклама всегда является рекламой. Ее цель побудить. К примеру, многие магазины заявляют о скидках, но когда Вы придете в магазин, то скидки будут действовать не на все товары, а на акционные предложения. И вся наша суть сводится не к тому, что кто-то пострадал, а к тому, что есть рабочий документ между компанией и ТП»

Если предположить, что под словами «факт претензии - это Рассылочное письмо», автор имел ввиду «основание для предъявления претензии», то отношение компании к вопросу добросовестности и порядочности в рекламе становится очевидным. Но не будем придаваться эмоциям.  То, что Светлана называет рассылочным письмом, по своей сути является рекламным объявлением и из текста ниже видно, что автор это понимает. Вот чего автор понимать не хочет, так это того, что текст рекламы должен быть объективным и содержать все существенные характеристики предложения. Именно для этого  рекламщики обычно используют маленький шрифт и текст под звездочкой. Однако в данной  рекламе этого не было.

Теперь хочу перейти к моей любимой части: «И вся наша суть сводится не к тому, что кто-то пострадал, а к тому, что есть рабочий документ между компанией и ТП»

Почему же она приводит меня в такой восторг, только не подумайте, что дело в том, что представитель компании признается, в том, что компанию не волнует, что из-за её действий кто-то пострадала, нет, больше всего меня радует попытка компании свести вопрос недобросовестной рекламы к проблеме трудовых отношений.

Допустим, вы работаете грузчиком в магазине и получаете письмо согласно которому все грузчики данного магазина могут купить себе костюм от Арбера с 50% компенсации его стоимости. Вы совершаете покупку и обращаетесь за компенсацией. Однако ваш работодатель отказывает вам в ней, поскольку главным документом, регулирующем ваши отношения, являются ваши должностные обязанности, утвержденные руководством.  Думаю эта аналогия достаточно наглядно демонстрирует позицию 4service.

Так что же об этом говорит закон? В статье 15-1 Закона предусмотрено, что распространением информации, вводящей в заблуждение, является сообщение субъектом хозяйствования, непосредственно или через другое лицо, одному, нескольким лицам или неопределенному кругу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, ложных сведений , в частности вследствие выбранного способа их изложения. Замалчивания отдельных фактов или нечеткости формулировок, которые повлияли или могут повлиять на намерения этих лиц относительно приобретения (заказ) или реализации (продажи, поставки, выполнение, оказание) товаров, работ, услуг этого субъекта хозяйствования.

Какие выводы мы можем сделать, сопоставив два последних абзаца? Во-первых, диспозиция данной статьи не содержит в себе исключений, а значит, не зависимо от того находится ли потребитель и рекламодатель в правовых отношениях приоритет будет на стороне закона. Любые положения договоров и инструкций противоречащие закону автоматически являются никчемными.

Во-вторых, распространением информации,  вводящей в заблуждение считается лишь в случае, если такое распространение повлияло или может повлиять на намерения потребителя  относительно приобретения  или заказа товаров, работ, услуг этого субъекта хозяйствования.  В нашем случае и из самого объявления и из пояснения представителя компании 4service следует, что  рекламное объявление было рассчитано на то, чтоб повлиять на ТП и желаемый эффект был достигнут

В-третьих, понятия как «неполные, неточные, ложные сведения» или «нечеткость формулировок» являются оценочными, поэтому в данном случае необходимо отталкиваться от наличия вины такого субъекта хозяйствования и возможности применения ответственности к нему.  В нашем случае всё просто. Поскольку речь идет не о сравнении товара и не о его каких то характеристиках, а о причинно следственной связи в рамках которой рекламодатель обещал потребителю наступление определённых последствий в случае покупки им товара от 200 грн., не имея намерения исполнять взятые на себя обязательства, распространение лживых сведений на лицо.

Подводя итог всему изложенному выше, хочется напомнить всем потребителям, что помимо управления по защите прав потребителей призванным защищать их права, органом осуществляющим контроль в сфере экономической конкуренции, является Антимонопольный комитет Украины. Таким образом, столкнувшись с недобросовестной рекламой, вы так же имеете право обратится в его местные органы для применения санкций к недобросовестным рекламодателям.

Комментировать от
или
  • Как там дела, с этими кидалами. Аня выиграла суд?

    • Паша, дело ясное, что дело тёмное. Следоматель опрашивал нас с Димой, Аню и его мужа. Сейчас дело запросила прокуратура на проверку, мы все ждем решения этого вопроса.

    • И долго ждать?

  • Сегодня звонил следователь, сказал, что меня завтра вызывают, в качестве свидетеля, а заодно и моего мужа, я вначале обрадовалась, а затем огорчилась.

    Из беседы я поняла, что следователь считает, что в мошенничестве виновата не компания, а менеджер отправлявший сообщения, и что привлекут не руководство, а того кто с Аней непосредственно переписывался, если конечно привлекут, так как дело еще могут закрыть.

    В общем я даже не знаю как мне быть, на душе как то гадко, от всего этого. Понятно, что надо идти и говорить все как было, но если привлекут кого то левого, просто выполнявшего приказы руководства, мне легче не станет, хотя судится с физ. лицом будет значительно легче.

    • Спасибо, было весьма поучительно, забавно, что представитель 4 сервис, тут решила не писать. Видать язык в жопу засунули.

      • Ну, они могли  просто передумать отвечать,  а то как в прошлой статье напишут какую-то ерунду, а народ ржет потом и себе в блоги копирует.

    • Еще вчера прочитал, нет, я бы пожалуй всё таки рекомендовал попытаться собрать прессуху поэтому вопросу, нельзя что б такие вещи проходили безнаказанно.

    еще рекомендуем