Я здесь:
  • Мария Житлухина
  • Блог
  • От Монтессори к Зайцеву
33
101

От Монтессори к Зайцеву

Методика Марии Монтессори

Пожалуй, методика знаменитой итальянки - одна из самых популярных 
систем развития малышей во всем мире. Мария прославилась тем, что стала первой в истории Италии женщиной - доктором медицины. Будучи педагогом-дефектологом, она работала с детьми, отстающими в развитии. Давала им специальные упражнения для развития мелкой моторики пальцев. Придумывала игры, с помощью которых ребята познавали окружающий мир. Когда подопечные Монтессори стали развиваться лучше здоровых детей, 
талант воспитательницы признали, а ее методику начали использовать 
повсеместно.

Когда начинать занятия: с 2-2,5 лет.

В чем суть: ребенку разрешают выбрать, чем и как он хочет заниматься. 
Малыш с детства привыкает к самостоятельности - учится завязывать 
шнурки, утюжить одежду, убирать игрушки.

Плюсы:
 
- методика развивает логику, аналитическое мышление, навыки письма, 
чтения и счета. А главное - мелкую моторику пальцев, которая 
активизирует работу головного мозга;
 
- ребенка с детства приучают к порядку.

Минусы:

- методика не подходит для гиперактивных детей, которые не могут 
подолгу усидеть на месте;
 
- творческому развитию ребенка уделяется мало внимания;

- дети почти не играют в классические игры (прятки, дочки-матери, 
солдатики и т.д.).

Методика Глена Домана
 
Американский военный врач-нейрохирург в 40-х годах прошлого века 
занимался реабилитацией малышей с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. 
Он придумал специальные карточки с изображением цифр, букв, предметов и показывал их детям. Результаты превзошли все ожидания: большинство 
малышей заговорили, научились читать, писать, стали активно развиваться.

Когда начинать занятия: с рождения 
 
В чем суть: ребенка не нужно ограничивать в движениях. Пусть ползает хоть весь день! Ведь, по мнению Домана, двигательные функции напрямую 
влияют на работу мозга. Второе правило - малыш познает мир с помощью карточек. Поначалу каждый урок длится всего несколько секунд и 
повторяется 4-5 раз в день. Со временем частота и продолжительность 
занятий увеличивается.

Плюсы:

- карточки и слайды с различными изображениями тренируют память и развивают интеллект;

- обучение приносит хорошие и быстрые результаты примерно у 75% детей;

- с помощью карточек ребенок может запомнить все, что угодно - буквы, цифры, название растений и животных.

Минусы:

- Методика на 100% подходит только тем детишкам, которые хорошо воспринимают информацию визуально. Остальные же часто отвлекаются, 
отбирают карточки у мамы, тянут их в рот.
 
- заниматься по такой методике следует регулярно (несколько раз в 
день), иначе видимых результатов она не принесет;

- карточки ограничивают мир, окружающий ребенка. На традиционные игры и 
общение со сверстниками времени почти не остается. Кстати, Доман - ярый 
противник игрушек: он утверждает, что они бесполезны и только отнимают 
драгоценное время.

Методика Сесиль Лупан

Французская воспитательница, а по совместительству и актриса училась у 
самого Глена Домана. Вернувшись на родину, она упростила принципы 
американского маэстро педагогики и адаптировала их для жителей Старого 
Света. В частности - для своих дочек.
 
В чем суть: ребенок знакомится с окружающим миром посредством слуха и 
тактильных ощущений. Использование карточек и слайдов Сесиль тоже 
приветствует. Но кроме этого призывает родителей дать малышу 
возможность заниматься самостоятельно, не торопиться и отвечать на все 
вопросы чада. А еще Сесиль советует родителям с самого рождения 
приучать ребенка к воде и плаванию.

Когда начинать занятия: с рождения

Плюсы:

- ребенка не заставляют заниматься - он познает мир с удовольствием, в 
процессе игры;

- любое задание нужно завершать похвалой, почаше говорить ребенку, что 
у него отлично получается. А это с пеленок воспитывает у малыша 
уверенность в своих силах.

Минусы:

- Методика требует у мамы гигантского терпения и много свободного 
времени.

Методика Лены Даниловой

Учителями знаменитой воспитательницы и автора нескольких популярных 
книг были собственные дети. Лена всерьез увлеклась методиками раннего 
развития детей, когда родила старшего сына.
 
В чем суть: главное, к чему призывает родителей наша соотечественница - 
поощрять все, к чему стремится малыш, и не ограничивать его в 
движениях. Второе правило ее системы воспитания - не торопиться и не 
форсировать события. Всему свое время!

Когда начинать занятия: с рождения
 
Плюсы:

- Программа развития разбита четко по месяцам. Каждый этап 
соответствует конкретному возрасту;

- новые, усложненные задания вводятся постепенно. Малыш успевает 
адаптироваться к знаниям и умениям;
 
- в процессе обучения используют простые, изготовленные собственными 
руками игрушки. Поэтому методика не требует больших вложений.

Минусы:

- Занятия требуют большой отдачи и много свободного времени;

- подход к обустройству комнаты ребенка придется пересмотреть. К 
примеру, красивую кроватку заменить на такую, где есть турнички и 
вертикальные поручни.

Методика Масару Ибука

Ибука стал известен на весь мир не только потому, что возглавил 
гигантскую корпорация Sony. А еще и потому, что стал руководителем 
Ассоциации раннего развития детей Японии. По мнению бизнесмена-педагога 
к трем годам развитие клеток головного мозга ребенка процентов на 70-80 
завершено. А значит, с теми, кто еще не дожил до третьего дня рождения, 
надо заниматься как можно активнее.

В чем суть: «В развитии ребенка, - в своей книге «После трех уже 
поздно» пишет он, - образование и среда играют большую роль, чем 
наследственность. Вырастет ли из почки дерево, а из бутона - прекрасный 
цветок, зависит от того, какие условия вы создадите для этого и как 
будете ухаживать за своим подопечным».

Когда начинать занятия: с рождения
 
Плюсы:

- согласно этой методике, способности ребенка к переработке какой бы то 
ни было информации безграничны.

- как и многие другие звездные воспитатели, традиционные игрушки японец 
считает вчерашним днем. Зато призывает родителям не отбирать у малыша 
все то, чем ежедневно пользуются продвинутые взрослые (например, 
батарейки или системный блок компьютера). Так что если ваше чадо любит 
мобильники больше кукол, значит японцу можно верить.

Минусы:

- Система рассчитана на восточный менталитет (послушание, склонность к 
созерцанию), который подходит далеко не каждому европейскому малышу.

Методика семьи Никитиных

Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины воспитали семерых детей и на 
них же испытывали свою уникальную методику - НУ-ВЭР, то есть, 
Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. 
Жители подмосковного поселка Болшево, где жила семья, поражались. Дети 
Никитиных бегали босиком по снегу, даже в лютые морозы носили легкую 
одежду и выпоняли невиданные гимнастические упражнения. При всем при 
этом отличались отменным здоровье и на голову превосходили сверстников 
в интеллектуальном развитии.

В чем суть: Никитины призывают с раннего возраста использовать игры, 
которые развивают в малыше интеллектуальные, творческие и физические 
способности, заложенные природой. Необходимое условие занятий - участие 
в них родителей. Самые популярные развивающие игры, придуманные 
Никитиными - "Рамки и вкладыши", "Дроби", "Сложи квадрат" (изучение 
геометрических фигур), "Сложи узор" (игра с разноцветными кубиками), 
"Уникуб" (изучаются принципы черчения, стереометрии, начертательной 
геометрии).

Плюсы:

- Малышей с детства приучают к труду и работе по дому;

- детям предоставляется свобода выбора - они увлекаются тем, что 
интересует их больше всего;

- ребят с детства приучают к физкультуре и здоровому образу жизни. 
Спортивные снаряды становятся естественной средой обитания.

Минусы:

- В системе Никитиных не представлены занятия искусством, 
гуманитарнымми науками;

- в эту методику не включен принцип обучения чтению и письму.

Методики Зайцева

Особенность методик санкт-петербургского педагога Николая Зайцева в 
том, что их можно использовать не только для занятий с малышами (в 
детских садах и дома), но даже в начальной и средней школе. Самое
знаменитое изобретение ученого - "Кубики Зайцева" - пособие для 
обучения чтению, начиная с двух лет.

С какого возраста: с 2 лет.
 
Еще одно знаменитое пособие - "Математика Зайцева". Это система таблиц, 
которая наглядно разяъясняет ребенку всевозможные свойства чисел. 
С какого возраста: с 3-4 лет. Для детей помладше такие задания 
покажутся сложными, скучными и к тому же мелко написанными.

Плюсы:
 
- Помимо главной цели - обучения чтению - "Кубики Зайцева" способствуют 
появлению у ребенка навыков грамотного письма, выправляют 
логопедические недостатки, расширяют словарный запас, развивают 
логическое мышление, а также улучшают зрение и выправляют начальную 
степень сколиоза.

- кубики дают быстрые результаты. В среднем, утверждает автор, дети 2-х 
лет начинают читать в течение 6-9 месяцев с начала занятий, 4-х лет - 
через 16 занятий, 5-ти лет - через 5-10 занятий, 6-ти лет - через 4-6 
занятий.
 
- методики Зайцева полезны не только малышам, ребята постарше с их 
помощью избавляются от трудностей в школе.

Минусы:

- Уделяя основное внимание прикладным навыкам (обучению речи, письму, 
навыкам счета и математики), методики Зайцева почти не направлены на 
другие важные стороны развития ребенка. В частности, физические и 
творческие качества малыша.

 
Комментировать от
или
  • В садиках с подобными направлениями используются и другие методикми, не относящиеся к основной. Делается это для того, что во всех методиках есть свои пробелы. В методике Монтессори действительно мало уделено внимание творческому развитию, поэтому творческие заняти берутся из вне. 

    • У нас кубики Зайцева категорически не прижились в 3-х летнем возрасте. Были раскиданы и растоптаны с невероятным энтузиастом. Плакали мои 100 евро, которые я на них потратила. А сейчас вот вместе учим по букве при помощи интернета - в моем блоге я выкладываю, что проходили - вроде бы запоминает...

      • Очень важно правильно и со знанием возрастных особенностей подходить к развитию ребенка. Ато часто получается пальцем в небо, только с умным видом

        • Вот безразличны мне все эти методики. Я занимаюсь с сыном тем, что ему интересно и что он способен освоиить. Сильно не нагружаю (алфавит в 3 года мы еще не учим). Да и после таких методик очень сложно подобрать школу, а это снова перестройка и еще одна методика. Вот представьте, что ваш ребенок после Монтессори прийдет в обычную общеобразовательную школу?

          • Я точно так же занимаюсь со своими детьми. Делаем все, что им интересно и выше головы не прыгаем. Всему своё время!

        • Я,когда читаю такие посты,сразу расстраиваюсь((т.к. начинаю думать,что я плохая мать...т.к. никогда не интересовалась ни одной методикой.Наверное нужно читать...

          • Я тоже не придрживаюсь конкретной методике. С Викторией абсолютно согласнаgood.gif Но стишки еще не учим- рановато нам)

            • Мне кажется, что использовать только одну определенную программу не правильно, ведь детки все индивидуальны, и у всех деток свои интересы и потребности. Я занимаюсь с ребенком и творчеством, и карточки с животными и овощами и фруктами учим, и песенки поем и стишки учим, но я не делаю чего то прямо целенаправленно, я занимаюсь с ней тем, что ей интересно.

              • Очень интересная статья , моему малышонку пока год и у меня есть время еще подготовиться )))

                • Некоторы методики знала, некоторые нет. Интересно было почитать и ознакомиться с ними. Я также, как и многоие, не передерживаюсь ни какой конкретной. Всегда стараемся разнообразить наши занятия и игры. Хотя, учитывая активность и неусидчивость своего ребенка, я всегда стараюсь придумать развивающую игру в контексте тех дел, которыми она занимается)))

                  •  

                    Если честно, то знакома не со всеми методиками, но все очень интересные. Я думаю, что все дети очень разные, поэтому лучше, если каждая мама подберет для своего ребенка оптимальный вариант, а именно с каждой программы понемногу.

                    • Я думаю рациональное зерно есть в каждой методике. Нам сейчас 4 года. И недавно я брала интервью у учителя начальных классов, писала материал о том, как подготовить ребенка к школе. Так вот, уж не знаю какая это методика, но он посоветовал поиграть с ребенком в школу. Сначала вы учитель - ребенок ученик, потом, наоборот, ребенок учитель, который учит вас, проверяет вашу тетрадь. Моему сынуле эта игра очень понравилась и сейчас у нас прорыв, мы не только выучили алфавит, но и благодаря "Игре в школу" научились писать почти все буквы.

                      • Молодцы какие! Мы пока только начали алфавит учить (тоже 4 года). Самое главное, что сыну все это нравится. Я уж боялась, что активно отмазываться от занятий будет, а он с удовольствием буквы учит.

                      • Юлия, попробуйте, поиграйте в школу. У нас еще и мелик есть на доске пишем. Думаю скоро начнем цифры учить.

                      • Алён, мы уже начали! Нравится. Теперь каждое утро сообщает, что в садик не пойдет, а пойдет в школу. Побочныйэффект, так сказать)))

                      • Юлия, если вам интересно, загляните в мой блог, там есть статья "Игра в школу"

                      • Спасибо! Пошла смотреть))

                    • интересные программы,  думаю можно выбрать из всех одну,методом проб и ошибок.

                      • Наверное так правильнее всего: брать от каждой методики что-то подходящее к твоему ребенку. А еще важно любить своих детей.

                        • Мы ходим в детский сад, который основывается на методике Монтессори. На развивающие занятия начали ходить с 1,5 лет. Дочке очень нравилось. В этом возрасте у детей уже начинает развиваться самостоятельность, они уже начинают копировать действия родителей. На занятиях у дочки были такие возможности - погладить, постирать, вымыть посуду. Она сама с удовольствием подходила к этим стендам и занималась там. 

                          С минусами готова поспорить. Причем со всеми. 

                          1. На занятия как раз приводили гиперактивных детей и через некоторое время родители и педагоги замечали, что ребенок становится спокойным. А происходит это потому, что среди разнообразия материалов ребенок находит что-то для себя. А увлекшийся ребенок может просидеть очень долго над одной игрой. Если же активности много, есть игровая-спортивная комната. 

                          2. Творческому развитию уделяется достаточно внимания. Там есть комната с красками, пластелином, карандашами, клеем, расскрасками, бисером, пуговицами итд. Мне ребенок каждый день из садика приносит какую-нибудь картину. Также дети занимаются с тестом, лепят различные фигуры, животных. 

                          3. Да, на самих занятиях Монтессори дети не играют в дочки-матери или в догонялки, т.к. занятия нацелены на другое. Но в детском саду есть свободное время для игры. Кстати, даже среди учебного материала есть куклы, домики. Дети могут играть с ними. На прогулке дети также играют в догонялки, в прятки, в дочки-матери, катаются с горки, висят на турникетах....

                          Так что вот. Я не призываю заниматься по этой методике. Просто отписалась в ее поддержку, т.к. знакома с ней не по наслышке))

                          • Для меня каждая методика хороша как элемент. Использовать какую-то определенно не вижу смысла. Каждому ребенку свое!

                            • И я буду брать по чуть чуть из каждой, так как не считаю ни  одну из них полностью правильной

                              • Все эти программы почти такими же ловами и в такой последовательности описаны в книжке Энцеклопедия методов раннего развития, мне она помогла составить общее мнение о методиках, но желания полностью использовать какую то одну не возникло.

                                • Вот вот Лерочка! И я такую читала. Очень хорошая книжечка, всем ее советую. И действительно каждый сам для себя выбеоет что-то для занятия с малышом.

                              • Мне очень нравиться методика Домана,но здесь еще один минус- маме самой тяжело ввести это в режим,не только малышу.

                                • Сейчас очень модно заниматься по этим программам, клубы развития придерживаются, как правило, одной из программ, но я лично беру по чуть-чуть из каждой.

                                  • И я придерживаюсь такой же позиции, у каждой методики развития детей есть что-то хорошое, но в общем приверженницей какой-либо методики я не являюсь.

                                  • Я работала раньше с Центре раннего развития и могу сказать что вы правильно делаете. Нельзя ребёнка склонять к какой-то определённой методике.   Все детки разные.

                                • знакома со всеми прграммами,но буквально не использую ни одну,беру от каждой немного,учитывая,что у меня растет непоседа придерживаться рамок и правил не получается

                                  • Я знакома не со всеми ,но с большинством. Тоже иногда выбираю для нас что-то интересненькое, но в основном стараюсь не заморачитьвася, мне кажется, что слишком уже перебор это повальное увлечение методиками этими.

                                  • так и я не до фанатизма занимаюсь))))) немного карточек,немного"деревяшек" для моторики,немного музыки....

                                  • У нас карточки не пошли совсеМ, а вот деревяшки - с большим удовольствием, более того - я только деревчнные игрушки и стараюсь поупать, обычно в СП - тогда не так дорго получается.

                                  • я карточки сама делаю(не много-основные фигуры,цвета,буквы...)

                                     

                                еще рекомендуем