Я здесь:
  • Елена Майская
  • Блог
  • Про любимые игрушки и ребят
2
2243

Про любимые игрушки и ребят

Любимая игрушка и малыш или «Друг детства». Не знаю, как Вы, а я до сих пор храню своего любимого плюшевого медвежонка Яшку. Потрепанного, и выгоревшего, да еще и подстриженного мною лет в пять. И каждый раз, когда смотрю на него, вспоминаю свое уже далекое, детство. Думаю, многие из Вас тоже помнят, а некоторые, так же как я берегут своих старых игрушечных друзей. Кстати, немного науки. Как показал опрос, проводившийся в 46 регионах России (участие в нем приняли 1500 человек разного возраста), около 67% опрошенных прекрасно помнят, какая игрушка была у них самой любимой в детстве. К этому опросу мы еще вернемся, чуть позже. Вообще, тема «Любимая игрушка и ребенок» разрабатывалась не только учеными-психологами и педагогами, но и авторами, пишущими для детей. Думаю, Вы уже читаете своему ребенку коротенькие стихотворения Агнии Барто. Ее цикл стихов «Игрушки» прекрасно воспринимается и легко запоминается даже самыми маленькими детишками. А как по-разному рассказывается об отношениях к игрушкам! Тут и Таня плачущая, потому что мяч упал в реку, и брошенный Зайка и Мишка, которого ни за что не бросят. Разные игрушечные герои, разные ситуации, разные чувства. Немало историй об игрушках написано и в прозе, и далеко не всегда это сказки. Скорее всего, многие из нас в детстве читали очень добрый, трогательный и, психологически точный, рассказ Виктора Драгунского «Друг детства». Если не читали, прочтите, не пожалеете, в нем очень верно описаны чувства, которые маленький ребенок испытывает к своему игрушечному другу. На всякий случай, если забылось, напомню сюжет. Мальчик Дениска увлекся боксом и просит купить ему грушу, а мама, предлагает сыну отрабатывать удары на плюшевом медвежонке. Далее красочно описывается чувства, овладевшие мальчиком. Здесь позволю себе цитату, так как пересказывать классиков дело неблагодарное. «И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...» Лучше, пожалуй, и не скажешь. Конечно, наш маленький боксер отказался от своего увлечения. Так сильна была его любовь и привязанность к старому плюшевому другу, странно, что его мама этого не понимала. Конечно, этот рассказ был написан для ребят постарше, и «несостоявшийся боксер» намного старше наших деток (ему уже лет шесть) Но, это важно для нас, мишка был подарен двухлетнему Дениске, именно в этом возрасте возникла их дружба, которая дальше только крепла. Думаю, если Вашему ребенку уже более полутора лет, то Вы, скорее всего, заметили, что у него тоже есть свои любимые игрушки, и относится он к ним, примерно также как и маленький Дениска из рассказа, а именно как к реальным, живым существам - кормит, купает, баюкает, ласкает или наказывает. Игрушка становится прообразом будущего друга малыша, через общение с игрушечными друзьями маленький человечек учится жить в мире людей, мыслить, действовать, выстраивать сложные отношения с окружающими. Наверное, даже обладая очень богатой фантазией, сложно представить в роли любимой игрушки машинку, пистолетик или самолет. Бывает, конечно, что с такой игрушкой не расстаются целыми днями, не выпускают ее из рук, даже берут с собой в постель, но это скорее говорит о радости обладания этим предметом, чаще всего такой интерес возникает, когда игрушка новая, особенно долгожданная. Мама одной моей маленькой ученицы рассказывала, что ее двухлетняя дочка неделю спала с новеньким игрушечным утюжком, а днем постоянно гладила куклам одежки. но это именно интерес а не дружба. Какие же игрушки становятся настоящими друзьями детишек? Все индивидуально, игрушечного друга ребенок выбирает только сам, это может быть не самая яркая и не самая дорогая игрушечка. Иногда ребенок может выбрать в качестве друга игрушку, изображающую сказочного героя. Скорее всего, это будет положительный персонаж сказки, с ласковой, часто улыбающейся мордашкой. Особые чувства у ребенка вызывает игрушка-самоделка сделанная родными руками, особенно мамой. Кстати и участники опроса, о котором я писала выше, часто вспоминали самодельные игрушки, в ответах респондентов, особенно старшего поколения часто встречались такие воспоминания об игрушках «кораблик брат сделал», «куклу мамка из ткани сшила». Почему такое тепло отношение возникает к самоделке? Может быть, такая игрушка индивидуальна, абсолютно не похожа на те, что куплены в магазине, а может быть, малыш как-то интуитивно, каким-то шестым чувством ощущает любовь, с которой была сделана эта вещица? В наше время мамы и папы все реже и реже делают игрушки сами, причиной может быть и нехватка времени, и, главное, многие не видят в этом никакой необходимости- в магазинах предостаточно игрушек на любой возраст и любой вкус. Поэтому, чаще всего любимцами детей становятся купленные в магазине мягкие, реалистично исполненные зверюшки, или куколки с добрыми симпатичными личиками и пропорциями сходными с детскими. Такую игрушку можно и приласкать и отшлепать, с ней можно и поссориться и помириться, почти как с настоящим другом (таким образом, игрушечный друг становится предшественником настоящего друга). Обнимая такую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Ощущение безопасности особенно важно в незнакомых, стрессовых ситуациях. Рассмотрим некоторые из них, но прежде позволю себе небольшое отступление. Извините, грустное, но прекрасно подходящее к нашей сегодняшней теме. Западный психолог Эшли Ле Шан в своей книге «Когда ребенок сводит Вас с ума» рассказывает о таком трагическом эпизоде своей жизни. Она, уже зрелая дама, мать и жена, возвращается одна домой после похорон матери. Наверное, несложно понять ее чувства, да еще рядом нет никого, кто мог бы утешить, сказать доброе слово, обнять. Что бы хоть как-то отвлечься женщина отправляется в магазин игрушек, выбрать подарок своей племяннице, и покупает плюшевого мишку. Вечером, ложась спать, она почему-то берет мишку к себе в постель, обняв игрушку, чувствует себя снова ребенком, которого оставила мама. Потекли слезы, зарыдала, и стало легче. Думаю, в той ситуации психолог действовала скорее интуитивно, чем опираясь на свои знания. Пример, конечно, трагичный, из разряда «не дай Бог», но каков результат! Взрослый, зрелый человек, давным-давно разделивший игрушечный и реальный миры, абсолютно новая игрушка, не связанная с воспоминаниями детства. Что же говорить о воздействии игрушечного друга на психику ребенка. Но вернемся к жизненным ситуациям, обычным, с точки зрения взрослых, и трагичным, с точки зрения ребенка. Мама ушла! Между прочим, это - настоящая трагедия для малыша. Даже если Вы ушли ненадолго - к соседке или в магазин. А уж если исчезли на несколько дней (например, отправились в роддом за младшеньким), это просто конец света для малыша. Мама, это связь ребенка с окружающими, продолжение его самого. Уход мамы - это катастрофа, крушение привычного мира, поэтому, малыш всегда так переживает, плачет, когда уходит мама. И утешить его может игрушечный друг - мягкий, родной, пушистый. Прижался к игрушке – похныкал – стало полегче- успокоился-повеселел немножко , а тут и мамочка пришла. И опять все хорошо. Поступление в детский садик. Вы первый раз оставляете малыша одного в садике. Представьте себе чувства Вашего ребенка. Непривычное место, вокруг крохи абсолютно чужие люди (хорошие или не очень), куда-то ушла мама (вернется или нет? А вдруг бросит, оставит, не придет?). Нам последний вопрос кажется глупым, но человечек-то совсем маленький. Его привычный мир такой же крошечный как он сам - самые близкие, родной дом, места привычных прогулок (последнее, желательно не выпуская маму из виду, в худшем случае сгодится и папа или бабушка). Все остальное незнакомое, а значит- чужое, пугающее. И единственное знакомое, родное «существо» которое не бросило, не покинуло малыша, последняя частичка привычного мира - игрушка, покрепче прижатая к себе. Все воспитатели знают, сколько раз за день спросит новичок «Мама придет? Скоро?». Кукла или Мишка, Зайка, переживает вместе с малышом. Часто слышны такие разговоры: «Катя(кукла), плачет!», «Почему Катя плачет?» «Мама ушла». Картинка, которую нарисовала жутковатая, не правда ли? К счастью, дети быстро привыкают к новым условиям и быстро забывают свои маленькие грустинки. Сказанное не относится к настоящим психологическим травмам, они-то как раз могут сломать ребенка, как говорится «испортить жизнь». НО не будем о грустном. Итак, со временем малыш адаптируется к садику, у него появятся друзья, и теперь игрушечный друг может оставаться дома, задача выполнена, теперь любимому котику или петрушке будут рассказывать новости, а в сад, скорее всего возьмут новую игрушку- похвастаться. Ребенок в больнице. Опять будем говорить о грустном, теперь уже не только для детей, но и для родителей. Однако редкий ребенок вырастет, не побывав в больнице. Снова вокруг малыша чужие люди, незнакомое место, да еще и тяжко, больно, страшно. Мама куда-то уходит (пусть даже не на весь день, пускай только с доктором поговорить). Опять помогает игрушка. Она не только успокоит, утешит, об этом уже не раз говорилось. Кроме того, с помощью любимой игрушки намного проще уговорить ребенка позволить доктору его посмотреть или сделать укол. Кстати, психологи советуют даже при посещении поликлиники (плановый осмотр, прививка) проигрывать ситуацию с любимой игрушкой. Пусть малыш побудет доктором - послушает, полечит своего друга. Тогда и самому к доктору идти не так страшно будет. Еще одна ситуация. Вы приучаете малыша спать одного. Снова попробуем влезть в детскую «шкурку». Ночь, тишина, свет погашен, ребенок один. Непривычно. Пусть даже Вы, как советуют психологи, оставили ночник, и малыша не окружает тьма непроглядная. Пусть (это идеальный вариант) Ваше ненаглядное солнышко окружают только разумные взрослые, не запугивающие кроху Бабайками и Бабкой-Ягой. Малышу все равно не уютно, не по себе и так хочется прижаться к чему-то родному, мягкому, теплому, а мама ушла. Но вот совсем рядом, под рукой игрушечный дружок, прижимаемся, закрываем глазки, становится уютно и спокойно и никакой Кощей, никакой Бабайка нам не страшен. Сладких снов, игрушечка. Вернемся к рассказу Драгунского, представьте себя на месте мамы Дениски, дали бы Вы своему сыну лучшего друга, вместо боксерской груши? Думаю, что нет, а если бы все-таки дали, то теперь только с одной целью - чтобы он передумал заниматься боксом. А теперь от «маленьких трагедий» наших детишек, перейдем к ежедневным вопросам воспитания. Может ли игрушка, пусть даже самая любимая, помочь родителям справится с капризами ребенка, выработать полезные привычки, заставит чему-то научиться. Ох, не люблю я это слово «заставить», а вот уважаемые родители частенько спрашивают «Как заставить ребенка слушаться?», «Помогите, не могу заставить читать», «Не хочет делать зарядку, умываться». Таким часто задаю вопрос «Заинтересовать не пробовали?» Сразу принимаю Ваши возражения - интерес не панацея, совсем без дисциплины, «без нажима», без наказаний нельзя. Но и перебарщивать с «жесткими мерами», все-таки не следует. Попробуйте решать хотя бы некоторые проблемы, спокойно, весело, доброжелательно, в игровой форме. И конечно, на помощь в этом нелегком , но безусловно, благородном, деле нам придет любимая игрушка Вашего ребенка. Ситуация первая. Чадо капризничает! Многие родители переживают по поводу детских капризов и непослушания. Конечно, очень неприятно воевать с карапузом по любому поводу, а тут еще кризис трех лет… Невесело, мягко скажем,но попробуем и здесь привлечь нашего доброго волшебника - игрушечного друга. Представьте, Ваше солнышко не хочет убирать игрушки или идти мыть руки? Пускай ему об этом «скажет» игрушка. Конечно, ребенок прекрасно понимает, что говорите за нее Вы, но скорее всего, послушается. Для ребенка это уже удовольствие, веселая игра, а не надоевшая, неприятная обязанность. И слушаться уже приятно, и мама с папой всем довольны. Такая вот «нервосберегающая» технология. Ситуация вторая. Учимся с игрушкой. Многому предстоит научиться Вашему малышу в жизни и, на первых порах, поможет в этом любимая игрушка. Например, Вы с малышом изучаете цвета. Посадите рядом Мишку или Зайку и попросите найти для любимца карандашики или картинки нужного цвета. Если Вы только приступаете к изучению цвета, начинайте примерно так «Дай Мишке такой же карандашик», «Дай кукле блюдечко такого же цвета как чашка» и т.д. Позднее можно называть цвет «Дай Зайке синюю ленточку», например. Используя этот метод, Вы можете изучать формы, подражать голосам зверей и птиц, и даже учиться считать. Приведу еще один пример, на этот раз «математический». Представим Вы изучаете понятия «больше- меньше- равно». Попробуем сделать это в игровой форме. Вы можете, вместе с малышом, подумать, хватит ли блюдечек и чашечек Мишкиным (или Машиным) гостям. Посадите за столик или на ковер игрушки, приготовьте игрушечную посуду. Объявите, что у Мишки День Рожденья, он пригласил гостей, и сейчас все будут пить чай. А вот количество чашек и блюдец у Вас постоянно должно меняться. Их то достаточно, то не хватает, то появляются лишние. Скажете это для девчонок? Хорошо, вот Вам «мальчишеский» вариант – Мишка командует грузовиками. У него в подчинении несколько машинок, на каждой можно перевезти по одному грузу, хорошо бы, чтоб это были одинаковые кубики или коробочки, можно перевозить пассажиров. При этом на одной машине можно перевезти только одного пассажира или один груз. И опять то у машин простой, то к машинам очередь, то всего поровну- порядок. Единственная сложность- подобрать такие грузы или таких пассажиров и транспорт, чтобы больше одного предмета на машинку погрузить было нельзя, а вот это уже Ваша задача, с вариантом для девочек было намного проще. Зато вместе с счетом освоите и понятия«большой- средний- маленький» Вот такая игрушечная математика. Напомню, все занятия проводятся, когда ребенок здоров, в хорошем настроении, если что-то не так, лучше просто развлеките малыша, может быть через пару минут он сам захочет заниматься. Главное не заставляйте, не давите на ребенка, помните, что детки у нас совсем маленькие, крошечные и учиться, как школьники они не могут и не должны. Мой педагог, психолог с многолетним стажем, рассказывала жуткую историю. К ней на прием пришла мама мальчика двух лет. Почти с порога эта дама начала требовать направления: к психиатру, невропатологу, дефектологу и Бог знает, кому еще, так как была уверена - ее ребенок - ненормальный, умственно отсталый, его нужно срочно лечить, спасать пока не поздно. Кстати, возраст ребенка выяснился лишь в самом конце разговора, так что я немного забежала вперед. В чем же заключалась «ненормальность» ребенка? Оказывается, он совсем не хотел готовиться к школе, после 10 минут однотипных занятий отворачивался или закрывал глаза. Вот тут и выяснилось, что малышу всего два годика. Мама так и не поняла, что ребенок у нее просто замечательный, просто…маленький. Жаль малыша. Надеюсь такие истории, все-таки исключения, но не устаю напоминать родителям - любые занятия с малышами –только с радостью, с интересом, с удовольствием. Это же касается и детского творчества. Кстати о творчестве или рисуем, лепим, клеим. Многие родители сейчас начинают рисовать и лепить с самыми малюсенькими детками. При условии, что соблюдаются правила безопасности и ребенку занятия доставляют удовольствие, это просто замечательно. Тренируется мелкая моторика, ребенок получает новые, яркие, положительные эмоции, узнает новые слова, запоминает цвета и формы. Причем здесь любимая игрушка? А представьте себе, что Вы с малышом хотите перейти от простейшего, каракульного к предметному, более осмысленному творчеству. Мои маленькие ученики (1,5-3 лет) вместе с мамами творили целые композиции. А в первую очередь при знакомстве с мамами и детишками ,я всегда выясняю, в какие игрушки любит играть ребенок, какая самая любимая? Затем предлагаю нарисовать похожую. Разумеется, заготовку для рисунков и поделок готовлю сама, заранее, а малыш пальчиком или ватной палочкой раскрашивает шерстку зверюшек или платье куклы. «Рисует» глазки, ротик, носик. Тоже самое происходит, когда мы занимаемся лепкой или аппликацией. Вспоминая любимого Зайку или Мишку, намного интереснее и веселее лепится малинка и морковка, «строится» домик. Результаты впечатляют. Следующая тема: Делаем зарядку! Можно вопросик? Вы зарядку делаете? А Ваше родное дитятко? А если совсем-совсем честно? Иногда родители жалуются, что ребенка приходится заставлять делать зарядку, а другие просто отмахиваются- нет времени, неохота трепать себе и ребенку нервы, тем более детишки и так носятся как заведенные. Но, к сожалению, наши дети носятся намного меньше нас, о многих подвижных играх в которые с удовольствием играли мы, их мамы и папы (я уже не говорю о бабушках-дедушках) они даже не слышали. К тому же зарядка, в идеале, конечно, это специально подобранный комплекс упражнений, причем особое внимание в этом комплексе уделяется не только нагрузке на все группы мышц (по возможности, конечно), но и правильному дыханию во время выполнения различных упражнений. А это очень важно для профилактики многих заболеваний. Впрочем, лучше об этом расскажет ваш участковый доктор. Я же просто предлагаю еще одну «нервосберегающую» технологию приучения ребенка к зарядке. Внимательно изучите комплекс упражнений, подумайте, как их можно обыграть, посмотрите, какие игрушки можно привлечь. И, всей семьей, в игровой форме, под веселую музыку и с хорошим настроение, с удовольствием начинаем занятия. В списке прыжки на месте - «скачем как зайцы», ходьба на месте «Маршируют солдатики» и так далее . Естественно, не забываем о любимой игрушке- она может командовать и показывать упражнения, а может наблюдать как малыш тренируется, и поддерживать его аплодисментами. Надеюсь, мой рассказ помог Вам лучше понять своего малыша. Может быть, Вы вспомнили себя и свои любимые игрушки, или уже планируете будущие занятия и «воспитательные игры» со своим солнышком. А я почти, в заключении хочу дать Вам еще один совет, никогда не заставляйте ребенка своими руками выбрасывать старые, любимые, пусть даже поломанные игрушки. Ведь, как Вы уже знаете, для малыша это – почти то же самое что выкинуть настоящего, живого друга. Не волнуйтесь, Ваш дом не превратиться в помойку, я вовсе не предлагаю хранить все дома. Просто отнесите игрушки, из которых в которые ребенок уже не играет («он из них уже вырос») в детский сад, подарите другим детям. Даже если их потом выбросят, это произойдет не на глазах Вашего ребенка и не причинит ему боли. Конечно, я сейчас говорю об игрушках в хорошем состоянии, подумайте, что можно сделать с безнадежно сломанными игрушками? Может быть, вы сможете сотворить из них что-нибудь новенькое, интересное? А может быть просто, убрать их с глаз долой, но пока не выбрасывать и посмотреть вспомнит о них ребенок или нет? А может быть, Вы придумаете какой-то интересный вариант сами? И совсем в заключение. Чуть -чуть о будущем. Ваш ребенок растет, развивается, меняются интересы и любимые игрушки. Кстати, психологи считают, что выбор любимой игрушки может много рассказать о склонностях ребенка. Коллеги, конечно правы, но разделение интересов, на мой взгляд, происходит несколько позже, в раннем детстве интересы слишком неустойчивы, чтобы делать какие-то прогнозы на будущее, да и многие игрушки «определяющие» интересы ребенка просто недоступны нашим зайчатам по возрасту. Так же, позднее в играх Вашей дочки с куклами Вы сможете увидеть свою семью со стороны, но произойдет это еще нескоро. Однако, уверена, что совместные игры и наблюдение за самостоятельной игрой малыша, не только доставят Вам немало приятных минут, но и помогут еще больше сблизиться и лучше понимать друг друга. Здоровья и удачи Вам и Вашим детишкам Ларионова Елена, психолог-педагог.
Комментировать от
или
  • А мы с мишкой засыпаем)

    • Агнию Барто сыну читаю и даже про Таню уже выучили, а спим мы с плюшевой коровой и машинкой любимой))))

      еще рекомендуем