Я здесь:
  • Наталья Швецова
  • Блог
  • Первый раз в первый класс.
5
252

Первый раз в первый класс.

 

 

 

null

Ваш ребенок с 1-го сентября пойдет в школу… Учеба – это новый вид деятельности, в которую он должен постепенно включиться. Немалую роль в адаптации к школьной жизни играет степень развития речи вашего ребенка.

К 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки речи, не путать их, а, значит, у него должен быть хорошо развит фонематический слух. Фонематический слух – это особый слух на звуки, который помогает понимать  звучащую речь, улавливать тонкие оттенки сказанного, отличать один звук от другого.

Если у ребенка есть нарушение произношения звуков и недостаточно развит фонематический слух, то ему может быть трудно научиться читать и писать, т.к. он нечетко слышит звучащую речь, не может правильно продиктовать себе слово, предложение.

Для того, чтобы понимать учителя, малыш должен обладать достаточным словарным запасом, понимать значение сказанных слов и смысл предложений, в собственной речи уметь выражать свои мысли сложными предложениями, правильно согласовывать слова в них.

Часто на логопедический пункт при школе зачисляются дети, речь которых характеризуется не только нарушениями в произношении звуков, но и бедным словарным запасом (дефектологи и логопеды употребляют в этом случае выражение словарный запас ограничен бытовой тематикой) и плохо развитой связной речью, в которой наблюдаются многочисленные аграмматизмы (пропуски предлогов, неумение согласовывать прилагательные с существительными – рябинай ветка, соломена шляпа, употребление неправильных окончаний у слов). Почти всегда такие нарушения речи сочетаются с негрубым повреждением мозговых структур, которые проявляются не только в речевых нарушениях, но и в нарушениях равновесия, координации движений, слабо развитой общей моторики (не умеют маршировать, ловко ловить мячик, прыгать на одной ноге без поддержки и т.п.) и мелкой моторики пальцев рук, в снижении умственной и физической работоспособности, утомляемости, нарушении памяти, внимания, повышенной возбудимости.

В таких случаях логопедическая помощь будет более эффективной, если она будет проводится в комплексе с медикаментозным лечением, назначенным детским психоневрологом. Поэтому, если логопед дает направление к данному специалисту, прошу отнестись к этому со всей ответственностью.

Сроки и темпы овладения правильной речью носят индивидуальный характер, зависят от сложности речевых нарушений, от индивидуальных особенностей ребенка (физиологических и психических). Однако, очень важным условием успеха логопедической работы является заинтересованность в этом родителей и их регулярные занятия с ребенком по заданию логопеда по закреплению правильного произношения поставленных звуков.

Некоторые родители считают речевые проблемы своих детей издержками возраста. Приводят массу оправданий речевым недостаткам, припоминая всех родственников, которые в детстве плохо говорили, приводя в пример и себя. Часть родителей считает, что если логопед занимается, то мне не надо вмешиваться в это дело. Часто бывает так, что звук у ребенка поставлен,  и изолированно он произносит его правильно, но в речи продолжает искажать или заменять только потому, что отсутствует поддержка родных, результат не закрепляется. В возрасте 6-7 лет у ребят еще недостаточно развит самоконтроль, в том числе и за собственной речью, и только взрослые, которые непосредственно находятся рядом с ребенком, могут помочь ему следить за произношением, поддержать одобрительным словом и внушить уверенность в успех.

С родителями, которые заинтересованы в своевременной помощи ребенку, сотрудничать всегда приятно. Как правило, дети в таких семьях быстрее достигают хороших результатов, быстрее начинают чисто говорить.

Некоторые ребятишки продолжат занятия с логопедом в школе, поэтому хочу напомнить, что связь с родителями поддерживаю через тетрадочки-дневнички для домашних заданий. Как правило, домашнее задание заключается в том, чтобы закрепить правильное произношение звука в предложенном речевом материале. Задания являются рекомендательными для тех, кто уже начал достаточно хорошо произносить звуки в словах и предложениях, поэтому можно такому малышу давать дополнительный речевой материал на ваше усмотрение: это могут быть стишки, пословицы, поговорки, короткие рассказы, насыщенные данным звуком. Для достижения наилучшего результата занятия по закреплению правильного произношения следует проводить 1-2 раза в день по 10-15 минут, первое время перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильное положение органов речи.

Если рекомендации логопеда выполняются от случая к случаю, а то и вовсе не выполняются, то быстрого результата ждать не приходится, а, скорей всего, что его и не будет.

В 1-ом классе логопедические занятия предусматривают усвоение ребенком всех основных понятий программы по русскому  языку за 1 класс. В соответствии с положением о школьном логопункте на него в первую очередь принимаются дети, речевые нарушения которых будут мешать им успешно усваивать данную программу. Поэтому школьников, у которых нарушено только произношение отдельных звуков (например, л, р, межзубное произношение звуков с, з, ц, ш, ж), логопед имеет право не брать на занятия, если логопункт переполнен, и оказывать только консультативную помощь.  Поэтому, уважаемы родители, старайтесь устранить проблемы звуковой стороны речи в дошкольный период.

Одно из необходимых условий предупреждения нарушений письма – раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Проверьте, испытывает ли затруднения ваш ребенок дошкольного возраста, даже при внешнем благополучном произношении всех звуков, при выполнении следующих заданий:

1.     Выделить первый (последний) звук в слове.

2.     Определить разницу между правильным и неправильным произношением звука.

3.     Воспроизвести за взрослым слоги типа: «па-па-ба», «са-ша-са» и т.п.

4.     Выделить звук («хлопни в ладоши, когда услышишь звук с») из ряда других звуков т, с, ц, ч, ш, с

5.     Выделить из ряда слогов слог с определенным звуком (например, слог СА из слогов ЗА, ША, СА, ЧА, ЩА)

6.     Определить наличие звука в слове (например, звука с в словах санки, шуба, зонт, носки)

7.     Назвать слова с заданным звуком.

Если ваш ребенок затрудняется в выполнении данных заданий, Вам необходимо проконсультироваться у логопеда.

Уважаемые читатели моей статьи! Буду очень благодарна, если вы проголосуете за нас в конкурсе...пожалуйста! Всегда отвечу взаимностью в любых конкурсах и мероприятиях. Вот ссылка на фотоhttp://www.happy-giraffe.ru/contest/11/photo436433/

Подробнее: http://www.happy-giraffe.ru/user/141526/blog/post81699/

Комментировать от
или
  • Очень полезная информация, у меня сынок пойдет в школу через два года. Скажите, а лучше отдвавать с 6, или все же с 7 лет? Старшая у меня пошла в школу с 6 лет, а вот с сыном не могу определиться!

    • Всё зависит от готовности ребенка:психологической, физической и т.д. Есть очень много тестов готовности ребенка к школе, если он их с успехом пройдет, то не задумывайтесь можно отдать с 6 лет. А вот если покажет низкий уровень готовности, то не торопитесь.

    • Спасибо вам, Наталья, время у меня еще есть, но совет очень полезный вы мне дали!)

    • Два года впереди.  готовьте руку к письму, учите читать,считать, решать лёкгие задачки- сейчас это необходимо для поступления в 1 класс. Это мы раньше шли в первый класс и действительно знакомились впервые с буквами и цифрами. Сейчас требование всех школ, ребенок должен знать все первые аза 1 класса.

    • Да, да, это я уже знаю, я с сыном занимаюсь, чтобы и ему потом было легче!!!

еще рекомендуем