Я здесь:
  • Наталья Швецова
  • Блог
  • Ребенок не говорит. Что делать?
14
12

Ребенок не говорит. Что делать?

 

     

null

                                              

     В семье родился ребенок. Это счастье. Но проходит некоторое время и родители начинают замечать пробелы в речевом развитии. Малышу уже три года, а его словарный запас ограничивается небольшим количеством обиходных слов. Что делать? Не паниковать! Но обязательно обратится к логопеду, и выяснить причины такого речевого неуспеха.  Очень важно общаться с ребенком как можно больше, создать в семье благополучную среду. Речь четкая и выразительная  должна быть образцом для ребенка. Важно не вовремя дать малышу то, что он хочет, а создать ситуацию просьбы, общения, желания сказать, попросить. Озвучивать, оречевлять все предметы, окружающие ребенка, четко называть их, а также чаще побуждать к речи малыша обращениями: «Скажи! Повтори! Назови! Что это?» - это главное.

   Очень важно, как можно раньше включить ребенка в различные виды деятельности.  С мамой или бабушкой постирать бельё, с папой пропылесосить ковёр, с дедушкой забить гвоздь. Сопровождая свои действия речью. Ребенок должен услышать и повторить.  Ведь, если ребенок не участвует в делах  взрослых, а слышит только окрики (нельзя, отойди и т.д.), он растёт капризным, боится  всего, а главное не хочет общаться. Без овладения предметной деятельностью у малыша не проявляется потребности в речевом общении. 

  Игровое общение и есть тот базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Если вы хотите научить вашего ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, думать и говорить, постарайтесь научить его играть. Здесь на помощь может прийти народная педагогика со своей многолетней мудростью.   Память русского народа хранит множество затей и забав: потешки, песенки, загадки, сказки. «Ладушки!», «Коза рогатая», - сколько доброты в этих народных потешках. Здесь важна не громкость голоса, а содержательная наполненность. Важно передать голосом повадки зверюшек, и их движения. Неторопливо,  негромко, доверительно, спокойно звучит голос взрослого при чтении.  Терпеливо приучайте к бережному отношению к книге.

   Сейчас лето и  совместные со взрослыми игры в песочнице  - это замечательное средство для  развития умения общаться.

   Что нужно для игры в песок? А нужно в сущности так мало: доброта, любовь, фантазия папы, мамы и ребенка. Приобщайтесь к ребенку – возведите вмести  с ним дома, замки! Создавая картину из песка ребенок освобождается  от напряжения и беспокойства, развивается его тонкая моторика рук, у ребенка появляется желание говорить.

   Развитие пальцевой моторики  подготавливает почву для последующего формирования речи. Ведь пока движения пальцев скованны, неловки, развитие речи будет затруднено. Психологами давно доказано, что формирование речи находится в прямой зависимости от степени развития пальцев. Поэтому, сортируйте  вместе с ребенком мелкие предметы, застегивайте и расстегивайте  пуговицы, молнии, шнуруйте ботинки. Очень прост метод – тренировки пальчиков – массаж: поглаживание пальчиков в направлении от кончиков к запястью. Всевозможные игры с пальчиками, начиная с «Сороки - белобоки», развивает чувство ритма, воображение, вызывает смех и, главное, радость общения.

   Неплохо неговорящему ребенку показать буквы. Хорошо, если малыш сумеет найти очертание букв в окружающих бытовых предметах. Турник во дворе напоминает – п, сушка – о.  малыш находит очертание букв в рекламных вывесках, в заголовках газет.

 

Надо, чтобы в игровом материале ребенка были кубики   с буквами, цифрами, которые вы по его просьбу назовете ему. Но нельзя, показывая ребенку буквы заниматься как в школе, без желания с его стороны, знакомить с буквой акцентируя внимание на звуке, (например, показывая букву М  - произносить не «М», а «ЭМ». А при знакомстве со слогами  МА, ПА, БА нельзя разрывать вопросом  М и А что будет?). дети, которые рано знакомятся с элементами знаковой культуры  общества (буквы, цифры, геометрические формы), лучше складывают пазлы, мозаику, т.е. лучше выполняют задания, в которых требуется тонкий зрительный анализ. Но если детям не нравиться этот процесс, не стоит им увлекаться.

  Одним и из решающих условий развития речи является умение и желание общаться не только со взрослыми в семье, но и вне семьи, а главное, общаться со сверстниками. Неговорящего ребенка желательно как можно раньше определить в дошкольное учреждение, где помогает детям справиться с речевыми нарушениями учитель – логопед. Именно в общении со сверстниками дети смогут реализовать свои речевые возможности, восполнить их. Существенный фактор формирования общения – бытовое взаимодействие внутри группы. Здесь дети сами, порой без помощи взрослого, находят наиболее продуктивные способы общения друг с другом. Они общаются в игре. Конструируют, рисуют, лепят, поют, танцуют, контактируют на прогулке.  Ценность детского сотрудничества очень значима для развития речи. Разговаривая со  взрослым в семье,  ребенок не прикладывает специальных усилий ,чтобы его поняли.  Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания, настроение своего приятеля. Им надо все четко и ясно сказать: чего хочешь, чем недоволен во что хочешь играть и т.д.  Если взрослый дает ребенку норму речевого общения, то общение со сверстниками создает условие для самостоятельного речевого творчества.

  Родители играют речевую роль в речевом развитии неговорящего ребенка. Однако, помощь специалиста (логопеда) необходима. Своевременная организация сотрудничества и родителей – эффективная помощь ребенку в становлении речи. От этого зависит будущее вашего ребенка. 

Друзья! Можете задавать вопросы, если у вас есть проблемы в речевом развитии ваших детей. Постараюсь ответить всем.

Комментировать от
или
  • Скажите, а какой должен быть словарный запас у ребенка 1,5 лет?

    • не помню точно,вроде слов 20,но все это фигня,дети все разные.на той неделе была у педиатора,мне сказали что сейчас если ребенок молчит до 2,1-2,2 лет-это норма.на своем дет.садовском опыте встречала детей начавших говорить еще позже и при этом хорошие детки

       

       

    • У меня она не молчит, Лен. Через 2 недели будет 1,5 вовсю болтает, но на своем языке, а так только ав-ав, мяу, мама, папа, баба, деда, дай, на, иногда говорит дай мне.

      Подруга говорит что это очень мало....

    • А нам 2,3 и только мычим....

    • Инна. ребенок должен знать до 40 слов, пытаться связать их в предложения. Подражать речи взрослых, часто сопровождать высказывания жестами, мимикой. Должен отвечать на вопросы кто(что) (по картинке).

    • Наталья, я впервые слышу что ребенок в полтора года должен знать 40 слов, да еще и связывать их в предложения. вот отличная статья про развитие речи детей до 3-х лет. http://medportal.ru/enc/parentschildren/1-3/9/

    • Вы знаете таки статей сколько я могу вам предложить почитать.... до 1,5 лет 40 слов и Мама дай - это предложение. НО к 2-м годам рост слов должен возрасти до 200-300 слов (это при норме, без отклонений). Ребенок должен соотносить слова с предметами, опять таки если нет задержки в развитии. Ко мне приводят деток и в 5 лет малоговорящих ..вот так...

    • Наташа, ну а как же тогда опыт Пиаже и Выготского, Запорожца А. В., Гальперина П. Я., Эльконина Д. Б. да и других ученых занимающихся психолингвистикой - которые всю жизнь занимались исследованием речи и мышления?  Возможно теории разные и вам ближе другие, но я ближе к этим авторам и во многом с ними соглашусь. Понятие норма сейчас тоже расплывчатое - многие дети начинают говорить позже, значит и норма должна быть сдвинута. Соотношение предметов и активная речь это разные понятия. Ребенок может показать предмет, когда его называют, но сам еще не назовет его - а если учитывать что мышление и речь развиваются параллельно - значит пассивный запас слов у ребенка формируется, и его молчание не говорит о его отставании. 

    • С такими учеными никто и не спорит... с наукой не поспоришь)))) развитие каждого ребенка индивидуально...он может и до 2 лет молчать... а потом как польётся фонтаном речь... поэтому мамочкам нужно просто разввать речь своих детей используя УНТ, сказками и.т.д. пусть слушает ,  интонацию запоминает, эмоции.

    • Я встречала многих детей, которые и до 3-4 лет молчали, а потом действительно фонтан и без умолку. Развитие ребенка нельзя внести в строгие рамки нормы, норма не учитывает фактор среды, например.

    • На вопросы отвечает, но 40 слов точно нет), но нам пока вот будет 1,5. Недавно заметила, что стала говорить "Дай мне", И "Мама на", тоже уже большой прогресс, я так считаю)

    • Конечно большой! Каждому новому звуку надо радоваться))))

    • Я и радуюсь, спасибо, Наташа! так хочется, чтобы она быстрее начала разговаривать!

    • полностью согласна

еще рекомендуем