Я здесь:
0
18

СКАЖИ «РЫБА»!

 

Лыба, сапка, фыфка! Это не опечатка, так говорят наши детки, когда какие-то буквы не выговаривают. И часто родителей интересует вопрос, до каких пор можно ребенку прощать «лыбу», «сапку» и «фыфку»? И что делать, чтобы ребенок говорил «рыба», «шапка» и «шишка»?

    Сегодня Наталья  Александровна (О,да! Разрешите представиться: логопед высшей категории Швецова Наталья Александровна) поможет нашим читателям понять, как в разном возрасте должна быть развита речь ребенка, и расскажет, как родители сами могут помочь детям забыть про «велтолеты» и без труда выговаривать все скороговорки.

 

Развитие речи – процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Родителям важно знать, что при нарушениях в развитии речи ребенка обращаться нужно не только к логопеду, но и к неврологу, и подробно рассказать специалистам о своих беспокойствах и проблемах.

 При серьезных нарушениях речи, таких как дизартрия (расстройство членораздельной речи) или алалия (отсутствие или ограничение речи), одному логопеду не справиться. Нужна медикаментозная поддержка. И лекарственные препараты вам выписывает именно невролог. Логопед же формирует правильное речевое дыхание, чувства ритма и выразительности речи, корректирует звукопроизношение, предупреждает нарушения письма и чтения и т.д.

 Родителям стоит внимательно прислушиваться к своим детям – как они говорят? Если от своего младенца вы не слышите лепета и гуления, стоит побеспокоиться. Если в 2–2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, надо попытаться понять, почему он так долго молчит. И к логопеду важно обращаться своевременно.

 

Чаще всего мам и пап беспокоят проблемы с постановкой звуков у детей. Как правило, они обращаются к логопеду, когда ребенок говорит не «рыба», а «лыба».

 Что касается звукопроизношения, то в три года оно еще не полностью соответствует норме. Отсутствие шипящих или замена звуками С, З, Ть и отсутствие звуков Л, Р. Большинство детей различает твердые и мягкие звуки (Т, Д, Н, К, Г, X, В, Ф, С, З).

В четыре года появляются шипящие (Ш, Щ, Ч, Ж), смешение в речи свистящих и шипящих, отсутствие звуков Л, Р или их замены. Речевое дыхание удлиняется. Слова со сложной слоговой структурой еще могут произноситься искаженно.

Становление нормального звукопроизношения заканчивается к 5 годам, все звуки речи должны произноситься чисто и правильно. Так что, если в этом возрасте ваш ребенок по-прежнему «ладуется», а не «радуется», нужно обязательно записаться на занятие к логопеду.

В шесть-семь лет – звукопроизношение полностью соответствует норме. В этом возрасте ребенок имеет достаточно развитый речевой слух, но продолжается работа по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми (ш-с, в-ф, ч-щ, д-дь).

 Но не следует забывать, что красивая речь – это не только правильное звукопроизношение, это еще и богатый словарный запас, грамотное умение связывать слова между собой, использовать в речи синонимы, антонимы, уметь различать на слух звуки речи, сходные по звучанию. Для того чтобы ребенок овладел чистой, развитой речью вам, родители, необходимо приложить усилия, время, все свое творчество и мастерство. Но не пугайтесь, помогать своему ребенку научиться правильно и красиво говорить можно во время прогулки, какой-то поездки, похода в магазин при помощи несложных увлекательных игр.

Прогулка

 Пока гуляете вместе по парку, рассказывайте детям обо всем, что встречается на пути, что знаете сами. Обратите внимание на деревья, траву, птиц; спросите, знает ли ребёнок, например, чем отличается береза от дуба. Знакомьте ребенка с машинами, светофорами, людьми. Рассказывайте вместе с ним стихотворения об объектах живой и неживой природы, которые вам встретятся на пути. Каждый раз отправляйтесь на прогулку в разные места, чтобы увидеть что-то новое.

Транспорт

 Неторопливое движение городского транспорта даст возможность ребенку лучше рассмотреть то, что происходит за окном, а время поездки можно потратить на «умные» разговоры. Рассматривайте деревья за окном: высокие-низкие, толстые-тонкие, попросите ребенка назвать их, сказать, какие листья на деревьях? На клене – кленовые, на дубе – дубовые.

Поиграйте в игру «Скажи наоборот». Взрослый произносит фразу с эпитетом, например: «Я вижу высокий дом». Ребенок повторяет эту фразу, называя антоним эпитета: «Я вижу низкий дом». Дорога, по которой вы едете – широкая, а вот эта тропинка – узкая. Глядя в окно можно поиграть в такие игры как «Назови ласково» (дом – домик, окно – окошечко), «Один – много» (улица – улицы, человек – люди), «1-3-5» (1 – фонарь, 3 – фонаря, 5 – фонарей).

Магазин

 Прогуливаясь с тележкой вдоль полок супермаркета, поговорите о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки, где растут овощи, а где фрукты, почему некоторые продукты называют молочными, а масло растительным, из чего делают шоколад и как пшеничное зернышко превращается в сладкую булочку.

 Для самых маленьких покупателей будет полезно даже просто называть все те предметы, которые они видят вокруг себя. В отделе с соками потренируйтесь образовывать прилагательные из существительных. Вы говорите: «персик». Задача ребенка назвать сок, который получают из этого фрукта. Добавляем и овощи: огурец – огуречный, свекла – свекольный.

Дом

 Любая вещь в вашем доме, любое совместное с ребенком занятие, будь то игра или приготовление пищи, могут стать развивающими. Пусть ребенок, помогая вам по дому, рассказывает о тех вещах, которые видит вокруг, которые попадают к нему в руки. Поиграйте в игру «Что из чего сделано?». Взрослый: «В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? Из дерева. Если стол сделан из дерева, значит он деревянный».

 Попросите ребенка помочь при уборке. Протирая посуду, уточните: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо – борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе – котлеты с гарниром, а это салатница – ее используют для салатов». Рассмотрите посуду (и не только) по форме, цвету, размеру. Во время уборки можно проговорить, какая мебель есть в вашем доме, какая ещё бывает мебель. В домашней обстановке знакомьте ребенка с обобщающими словами: обувь, одежда, посуда, фрукты, овощи, мебель.

 Поработайте над пониманием и употреблением предлогов: на, за, под, между, над, перед, из-за, из-под. Например: положи вещи НА стул, убери мяч ПОД стул, поставь игрушку МЕЖДУ…

Поиграйте в «Прятки». Заготовлен-ные заранее мелкие игрушки взрослый прячет в разных местах комнаты, а затем сообщает ребенку: «Меня известили, что у нас в комнате поселились непрошеные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, говорит, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Отправляемся скорей на поиски. Нашел? Молодец! А кто-то спрятался В уголке игрушек, за шкафом. Кто-то ПОД кукольной кроватью, кто-то НА столе, что стоит СПРАВА от меня». Таким образом ребенок отыскивает всех непрошеных гостей. Также можно предложить ребенку поискать сладости к чаю или вырезанные картинки.

 

Книги

 Превратите домашнее чтение в своеобразный ритуал. Возьмите себе за правило читать ребенку перед сном.

 Читая ту или иную книгу, обращайте внимание на непонятные слова и ситуации, которые могут встретиться в тексте. Во время чтения останавливайтесь, спросите у ребёнка: «Что-то я забыла, что пчела принесла Мухе-Цокотухе?». Или: «Подскажи, кого позвала Жучка тянуть репку?».

 С помощью иллюстраций из художественных книг с рассказами и сказками можно научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам. Если вы купили новую книжку, то сначала рассмотрите с малышом картинки и спрашивайте его о том, что он видит. После просмотра пусть он попробует составить рассказ по картинке.

Комментировать от
или
еще рекомендуем