8
30061

Как была устроена детская коляска в разные времена

Модернизация коляски

Детская коляска − это практически обязательная вещь в семье с маленьким ребенком. В то же время это один из самых дорогих предметов, которые нужны малышу и его родителям. До середины 19 века приспособления на колесах для перевозки малышей не было. В некоторых культурах их нет до сих пор. Жителям некоторых странах Африки, например, гораздо удобнее носить детей на себе, чем пытаться катать ребенка там, где нет дорог. Точно нельзя сказать, когда появилась первое транспортное средство для малышей. Однако подлинно известно, что в 1853 году в Англии был выдан первый патент на нее. В то время считалось модным совершать прогулки по улицам с детьми. Коляски середины 19 века были на очень высокие трех колесах. Прадедом сегодняшней коляски можно считать тележки похожие на те, которые мы сейчас используем на даче. Родителям в 19 веке приходилось прикладывать гораздо больше усилий во время прогулки, чем нам с вами сегодня.

Включение детской коляски в список необходимых для заботы о ребенке вещей было логическим следствием общей практики воспитания детей в высших слоях общества. Обычно в богатых семействах воспитанием детей занимались медсестры и няньки, что полностью ставило ребенка вне жизни семьи.

Отсутствие необходимости заботиться о собственных детях было признаком состоятельной и благополучной семьи, количество прислуги которой позволяет растить ребенка. Таким образом няньки с детскими колясками заполнили улицы и парки городов, где строительство дорог и улиц шло быстрее, чем в сельской местности. В то время детская коляска была также признаком огромного расстояния, разделявшего ребенка и мать высших сословий.

Но как же было организовано воспитание детей в не столь обеспеченных семействах? Безусловно, до наступления "эры коляски” малышей нужно было транспортировать.
Официальная история, история искусства и культуры часто пренебрегали жизнями средних и низших сословий, так что взгляд в прошлое демонстрирует нам только образ жизни, характерный для высших классов. Но время от времени на старых полотнах можно найти изображение сельской жизни или, часто в качестве фона, зарисовки из быта более бедных семейств. Рембрандт запечатлел, например, женщину с ребенком, привязанным к её спине. Сохранились изображения женщин в традиционных сельских костюмах, глядящие полным любви взглядом на детей, которых они несут в перевязях.

В одной из итальянских церквей есть картина, относящаяся к позднему средневековью – на ней запечатлен исход из Египта святого семейства; художник определенно учел особенности одежд того времени, но для него было очень естественным, что Мария несет младенца на себе.

Собственно говоря, довольно много факторов может послужить доказательством того, что ношение ребенка на себе было обычным и распространённым в Европе явлением. Тем прискорбней, что научиться культуре материнства в аспекте ношения ребенка мы можем лишь по картинам. Кажется, что о традиции ношения детей на протяжении первых годов их жизни забывают. Ранее все женщины семейства принимали участие в этом: помимо матери были тети, старшие сестры и другие родственники.
Между прочим, таким же обычным было не оставлять маленьких спать в одиночестве. В детских кроватках не было необходимости, малыши спали с родителями или с другими взрослыми. Об этом также либо полностью забыли, либо же сочли подобные явления опасными. Но иногда появляются ошеломляющие доказательства традиции ношения детей. В сельской местности для этого использовались не только слинги – некоторая верхняя одежда предполагает конструкцию, позволяющую носить в ней ребенка легко и удобно.

Носить детей, поддерживать близкий контакт тела к телу для матери и ребенка характерно более для крестьян, жителей деревни, но часто это было потребностью бедных и необразованных слоев общества. Дистанция между родителями и их детьми, принцип излишне раннего воспитания в целях не избаловать ребенка и подготовить к тяготам жизни были широко распространены в высших слоях общества в XIX столетии.

Внешне первые детские коляски выглядели как колыбельки на колесах, причем колес зачастую было всего три. Дети перевозились в таких колясках сидя. В конце 1800-х конструкция колясок изменилась: коляски стали толкать перед собой, а не тянуть, а малыши получили возможность лежать.

Первые модели, которые производились в Германии, предназначались не для новорожденных, а для детей постарше, так как в них можно было только сидеть. Красотой они не отличались, но их удобство быстро оценили. Именно поэтому промышленное производство стало стремительно развиваться. В 1896 году каталог одной немецкой фирмы, производившей коляски, уже насчитывал более 100 различных моделей. Тогда же она перестала быть предметом роскоши. Среди большого разнообразия даже бедные семьи смогли найти приемлемый им по цене вариант.

Интересен тот факт, что в ГДР производились каталки специально для яслей. В них можно было перевозить до шести детей в возрасте от одного года до трех лет. Со временем она сильно видоизменилась. Колеса стали намного меньше. Вместо дерева и прессованной бумаги в производстве стали использовать прочный пластик. Это сделало их легкими и мобильными. Их стало просто сложить, чтобы поместить в багажник автомобиля или под сидением в самолете. С началом 20 века на дизайн колясок оказывает огромное влияние автомобилестроение. Коляски приобретают тормоза, амортизаторы и даже антипробуксовочную систему.

В 1840 году королева Виктория (не только достойная правительница, но и мать 9 детей) стала первой женщиной, которая пожелала прогуливаться с новой детской коляской, управляемой и перевозимой ею по королевскому парку. Созданная для нее детская коляска была без ручек, высокой и довольно тяжелой, вместо того, чтобы вести ее перед собой, такую коляску приходилось тянуть за собой. Современные прогулочные коляски и детские коляски трости могли лишь привидеться в мечтах королеве Виктории и ее богатым и знатным современницам, а также няням, которые преимущественно и таскали за собой коляски со звучными названиями моделей «Герцогиня» или «Принцесса».
Первые детские коляски с ручкой сзади появились в 1853 году. Это резко увеличило как управляемость детского экипажа, так и степень обзора для маленького пассажира. Однако внешний вид, повторяющий очертания взрослых экипажей, полностью сохранился, а вместе с ним осталась и сама идея, что ребенок должен в коляске сидеть. Это очень сужало сферу её применения: она подходила лишь для подросших детей. Что же касается малышей, то случаи их выпадения из «экипажа» были не редкостью.

Люлькой на колесах детская коляска стала в конце XIX века. С 1773 года детские коляски было запрещено возить по тротуарам, а в 1880 году было объявлено обязательное требование: наличие на колясках фонарей. С появлением автоколясок у нянь наряду с прочими рекомендациями и документами стали спрашивать водительские права. С ростом на улицах количества автомобилей детские коляски вернулись на тротуары и в парки.

Silver Cross – самая первая старейшая компания по производству детских колясок, представила свои модели этого транспортного средства в конце XIX века.
Оси в колясках и колеса с независимым вращением, позволившие поворачивать коляски по ходу движения, появились в 1889 году.

18 июня 1889 года в балтиморское патентное бюро пришел Уильям Ричардсон с идеей, свершившей очередную революцию в истории колясок. Он придумал реверсивную модель коляски, т.е ребенок мог в ней сидеть как лицом к возившему коляску, так и спиной к нему. Кроме того, Уильям включил в свою модель оси, что добавило коляске маневренности. Вплоть до того времени оси и колеса были цельнолитые, что не позволяло им поворачиваться по отдельности. Колеса в коляске Ричардсона могли вращаться на 360 градусов совершенно независимо друг от друга.

После первой мировой войны детские коляски стали широко распространены и доступны для среднего класса. В первой половине XX детские коляски стали легче и ниже, в их конструкции использовались теперь резина и пластик.

Вот к примеру, образец коляски Travel-E-zee 1920хгг, США. Одна из самых ранних моделей, достаточно легкая и компактная, стенки коляски были как правило, брезентовые, колеса полностью металические, «одетые» в резиновые покрышки. Еще одна отличительная черта колясок того времени – постепенная замена деревянных и плетеных частей коляски на резиновые и пластмассовые, дорогие медные шарниры сменяются на более дешевые хромовые.

1940-е года были периодом политической неустойчивости в Европе, однако, несмотря на это, спрос на коляски оставался неизменным и требования к качеству продукции предъявлялись достаточно высокие. Постепенно старые производственные цеха заменялись новыми современными фабричными зданиями, производство все больше и больше автоматизировалось.

Когда появились первые образцы колясок в России, в точности неизвестно. Однако, на картине Удальцовой Н.А. «На балконе», датированной 1942 годом, мы уже видим один из экземпляров того времени – большая, широкая коляска, с почти вертикальной ручкой.
Считается, что промышленное производство российских колясок было начато в 1949 году, когда по правительственному приказу из Германии был привезен образец немецкой коляски. Коляска была детально изучена, и по ее образу и подобию стали создавать советские модели колясок того времени. По приказу Орджоникидзе по всей стране было открыто 50 цехов для производства «детского транспорта». Судя по картинам художников того времени, тип колясок, подобный коляске 1942г, довольно долго оставался распространенным – на картине 1954 года (Межанинов Михаил. «Продажа мимозы».) мы видим похожую коляску, только белого цвета.

В 1977 году модель детской коляски была удостоена высшей награды ВДНХ – золотой медали и государственного Знака качества. В 1979 году завод становится головным предприятием министерства и ведущим в Союзе по детским коляскам. Ему поручается проведение испытаний всех видов детских колясок, производимых пятьюдесятью двумя заводами страны.

Коляски были дорогими, и их могли позволить купить только достаточно обеспеченные родители. Чтобы купить коляску обычной семье, ей приходилось копить деньги не один месяц.

Альтернативным вариантом «магазинным» коляскам были плетеные, которые могли быть как на колесиках, так и на полозьях, наподобие санок. Такие коляски «ручного изготовления» сохранялись довольно долго: нередко ими пользовались даже в период перестройки.

Впрочем, и плетеные коляски были отнюдь недешевы, поэтому вместо больших колясок чаще покупали прогулочные, они были дешевле, а совсем грудных детей по-прежнему носили на руках.

Оба типа колясок (и большая, и прогулочная) по-прежнему сохраняют две особенности: низкую посадку и маленькие колесики. Такие коляски пройдут сквозь все шестидесятые.
В начале 60х годов появляется прогулочная коляска нового типа – с высокой посадкой, на больших колесах, в которой уже нельзя лежать, а можно только сидеть, глубоко откинувшись. Коляски прямоугольной формы с низкой посадкой по-прежнему широко используются, но зато появляются коляски с высоким дорожным просветом.
К середине 1970-х годов коляски перестали быть редкостью и стали доступны каждой семье.

В то время было два типа колясок – советские и импортные немецкие (ГДР). Возможно, это были коляски всемирно известной немецкой компании «ЦЕКИВА», но в то время простые советские люди редко обращали внимание на бренд. Наши коляски были громоздкими, тяжелыми и неудобными. В 1975 году на ДМЗ «КАМОВ» (Московская обл.) были созданы принципиально новые детские коляски, получившие Знак качества и золотую медаль ВДНХ.

История удивительна и парадоксальна: слинги, история которых насчитывает тысячи лет, еще во многих городах и селах воспринимают как диковинку, но как можно молодой маме обойтись без коляски, многие уже не представляют. Хорошо забытое старое становится новым, а новое становится привычным и чуть ли не необходимым. Радует то, что несмотря на широкий ассортимент детского транспорта традиции ношения детей на руках возрождаются, и любая мама может выбирать, когда и чем ей пользоваться: слингом или коляской.

Детские коляски, которые мы приобретаем сегодня для наших детей, это усовершенствованные транспортные средства для самых маленьких, удобные и практичные. Детские коляски для грудничков предназначены для того, чтобы малыши могли спокойно лежать и находиться в полной безопасности, сидячие коляски для детей постарше, позволяют видеть мир в комфортабельных условиях и ничуть не уставать от длительных путешествий.

Современные детские коляски последних моделей отличает высокая мобильность, простота в управлении и способность к трансформации. Так детская коляска трость легкая и красивая совместила в себе модные тенденции для стильной и современной мамы, а также простоту складывания и максимально упрощенный для использования механизм.

Универсальность современных колясок объясняется стремлением к экономии средств и времени на выбор и покупку колясок, а также для облегчения условий хранения детской коляски, так чтобы она занимала как можно меньше места. Детские коляски трости последних моделей прекрасно справляются с последней задачей.
В наши дни наряду с универсальными колясками, такими как коляски-трансформеры, создаются и коляски более индивидуальные, рассчитанные на то, чтобы удовлетворить потребности конкретной семьи, так для родителей близнецов различные магазины представляют коляски для двойни.

Что ждет детскую коляску в будущем? Включив безудержную фантазию человечества, можно представить, как детская коляска преобразится в ультрамодное транспортное средство для маленьких детей, перемещающееся в воздухе и укачивающее, находящегося в ней младенца под тихую и приятную мелодию, при этом счастливая мама «ведет» ее прямо по воздуху, не прилагая уже абсолютно никаких усилий и ничуть не беспокоясь о лестницах, спусках, подъемах и неровных дорожках. Но это далекое-далекое будущее. Однако вся модернизация детской коляски в дне настоящем направлена на облегчение используемых материалов, создание складных и компактных устройств для колясок-тростей и улучшенных надежных механизмов для коляски-трансформера, которая будет являться и коляской-люлькой, и прогулочной коляской и при минимуме изменений преобразится в детское автокресло.

Самой дорогой детской коляской за всю историю престижного лондонского универмага Harrods, специализирующегося на предметах роскоши, стало творение дизайнеров Graham Richardson и Alison Murfet. Эта детская коляска вся покрыта 24-каратным золотом на 8000 долларов, обита синим сатином и мехом горностая. В коляску стоимостью 12 000 долларом вмонтирован специальный музыкальный механизм, проигрывающий убаюкивающие мелодии. Первый экземпляр уникальной коляски был продан богатому бизнесмену из Южной Африки. Следующую модель коляски дизайнеры планируют украсить также и бриллиантами.

Комментировать от
или
  • Советские коляски было очень неудобные и тяжелые, а казались на вид легкими

  • Quinny и Maxi-Cosi - ​рулят! Самые крутые коляски, которые я встречала...

    • а у родителей еще моя коляска на чердаке хранится))

      • ​А мне велосипед нужен такой)

        • ​Мне 21 понравилась.

          • ​С большими колесами ужас ,под нее прям гараж отдельно нужен. 

            • ​Сейчас коляски очень крутые, и такой выбор большой, аж глаза разбегаются)

              еще рекомендуем