10
162

Как сказать ребенку «нет»?

 

Как сказать ребенку «нет»? фото 1

Наш мир не столь безопасен, чтобы позволять делать малышу в нем все, что он захочет. Как правильно вводит правила запретов и не создать у малыша чувства, что его в чем-то ущемляют и не любят? А главное – как научить годовалого кроху верно реагировать на слово «нельзя»? Об этом мы бы хотели поговорить в нашей статье.
К 7-8 месяцам малыш уже может понять некоторые устанавливаемые вами правила поведения. Например, слово «нет». Но хотя ребенок в этом возрасте и может понять, что вы недовольны или встревожены, совсем не обязательно, что он вас послушается. Его способности следовать указаниям или контролировать свое поведение еще слишком ограничены. Но учить понимать слово «нельзя», безусловно, надо, прежде всего в целях безопасности самого ребенка. Если вы точно знаете, для чего вы говорите «нельзя», и настаиваете на выполнении запрета, даже самый маленький ребенок сможет вас понять. Не окружайте ребенка бесконечными запретами. Если их слишком много, ни один здравомыслящий человек выполнять их просто не будет. Как же жить, если ничего нельзя? Для того чтоб такого не происходило, постарайтесь выбрать только пять запрещенных предметов из разряда опасных для жизни и здоровья малыша, например:
• розетка;
• стол (нельзя залезать);
• телевизор;
• балкон (нельзя без мамы);
• плита на кухне.
Конечно, в доме гораздо больше мест и предметов, опасных для ребенка, но постарайтесь просто убрать лишние на время взросления. Уберите вазочки, салфеточки, утюги, иголки, лекарства, тогда и вазы будут целы, и ребенок, и ваши нервы. Но то, что вы взяли за правило, должно выполняться обязательно, независимо от вашего настроения, и поддерживаться всеми членами семьи. Ребенок должен знать, что «нельзя» – это «нельзя», а не «ладно, сегодня можно».
Но как сделать так, чтоб ребенок понял это магическое «нельзя»? Вы не можете воспитывать ребенка, сидя в кресле. Нельзя ожидать от годовалого малыша того, что он будет следовать только словесным приказам. В большинстве случаев вам придется отвлекать его внимание или просто оттаскивать от опасного места. Скажите строго: «Нельзя! » (например, ребенок лезет в розетку), добавьте лицу испуганное выражение. А затем возьмите малыша и уведите его от опасного места. Даже самому маленькому ребенку объясняйте каждое свое «нельзя». В ситуации с розеткой скажите: «Там ток живет, он больно кусает тех, кто к нему лезет». С запрещенными предметами можно и нужно знакомить. Покажите, что иголка больно колется (можно даже легонько уколоть малыша), покажите кастрюлю с паром, сказав: «Горячо! ».
Отношение к поведению ребенка во многом определяется настроением его родителей в данную минуту. Одно и то же поведение может расцениваться как смелое и независимое, когда мы в хорошем настроении («Давай, сынок, попробуй спрыгнуть сам! »), и как упрямое или агрессивное, когда мы сами не в духе («Куда ты забрался? Ты что, хочешь упасть?! »). Постарайтесь воспринимать любую ситуацию с ребенком младше трех лет с терпением и чувством юмора вне зависимости от вашего настроения. Не следует повышать голос. Тем более не стоит прибегать к физическому наказанию. Многие родители, чтобы чадо не лезло к запрещенным предметам, просто шлепают ребенка по рукам.
А между тем, этого делать ни в кроем случае нельзя! Годовалый ребенок – исследователь. У него два органа, с помощью которых он познает качества и свойства предметов, – руки и язык. Именно посредством пальчиков ребенок узнает, что стол гладкий, диван шершавый, мамины щеки нежные, а папины колючие. Это потом, когда ребенок повзрослеет, ему достаточно будет посмотреть на предмет, чтобы понять, какой он.
Что же происходит, когда родители бьют малыша по рукам? Они вносят разрушения в эмоциональнопознавательный процесс ребенка, нарушают основной в этом возрасте интерес исследования, такой важный для дальнейшего развития.
На каждое ваше «нет» обязательно предлагайте «да». «НЕЛЬЗЯ рисовать на обоях, но МОЖНО в альбоме», «НЕЛЬЗЯ выходить на балкон одному, но МОЖНО с мамой», «НЕЛЬЗЯ брать мамин утюг, МОЖНО свой». Кстати, дети очень хорошо усваивают понятия «твое – мое». «Нельзя брать очки, они бабушкины», «Нельзя брать удочки, они папины», «А это твое, и мы без твоего разрешения тоже брать не будем». Так, почти играя, мы учим ребенка уважать чужую собственность, при этом уважая и его.

Комментировать от
или
  • Каждая мама на подсознательном уровне хочет уберечь своего ребенка от опасностей. Ну а слово "нельзя" должно быть очень хорошо знакомо малышу с самого рождения. И чем раньше он его услышит и поймет, тем легче будет всем. Мое мнение...

    • Задача мамы обеспечить безопасность ребёнку! по моему мнению в статье слишком много воды. Лично я считаю что ребёнку можно и нужно позволять всё до 2 лет, пока он пробует ... а когда он начинает понимать тогда говорить нельзя или что-то показывать, а до этого периода, просто если это балкон Закройте, если это дорога возьмите на руки, если это розетка купите ограничители! КУда уж проще?

      • я согласна что в определённый период взросления необходимо обеспечивать безопасность ребёнка, но кагда ребёнок начинает понимать последствия своих действий вот тогда маме нужно не обеспечивать его безопасность а обьяснить и научить некоторым вещям. по моему ребёнок начинает всё понимать уже с годика. он как губка, впитывает всю информацию которую ему преподносят. а вот как преподнести это, это уже задача мамы

      • нет, все равно слово НЕЛЬЗЯ надо вводить и до двух лет. вот мама мне тоже говорит ,что я до фига масику позволяю, а я считаю, что его нелзя ограничить во всем. Есть некоторые нельзя: без мамы в ванную ходить, лазить в мусорное ведро, хватать провода (их у нас много). Но все остальное я реально ему разрешаю, и маме говорю, пока не обследует, не успокоится

        а, еще во многие шкафы лазить разрешаю, кроме кухонного. когда надоедает, просто заклеиваю скотчем. 

      • Свово НЕльзя как таковое, если его безпристанно талдычить будет вызывать у реьёнка агрессию, ребёнок потом будет наоборот протестовать, все психологи утверждают что это словоо вообще лучше не употреблять, а сраз приступать к объяснениям, например " Алисочка не ходи на дорожка, там машика едит тебя собьют, тебе будет больно ты попадёшь в больницу!, или на балконе высоко ты можешь у пасть, а мама будет плакать... потому что тебе будет больно! А ЧТО ТАКОЕ СЛОВО нельзя??? запретный плод сладок, а именно слово нельзя в данном случае провоцирует ребёнка нарушить это запрет)) 

      • для начала естественно необходимо обьятнить или же дать попробывать (горячо- дать дотронутся к горячей чашки и т.д) в последствии ребёнок уже будет знать последствия своих действий. они же все любопытные и даже зная что это "нельзя" будут тянуть ручёнки и смотреть на вас "глазами котёнка из Шрека"

      • Лер ,я все же приверженец старойшколы, и вслед за объяснением должно идти слово нельзя - и ничего в нем такого нет . Нельзя - есть нельзя, ребенок должен понимать, чем его выходки могут закончиться. 

        Я старшему сыну все время все объясняла) Ничем хорошим это не обернулось))) теперь каждое слово надо ему расталдычит, иначе он обидится смертной обидой и пойдет) 

      • Вот я старшему так и объясняла - всё понимал и слушался. А как-то подруга оставила мне своего сына - нашего друга-одногодку буквально на 2 минуты. Ну и мальчишки полезли в яму. Я естественно завожу привычную шарманку: там грязно, выпачкаетесь, прийдётся идти домой переодеваться, а не гулять и т.д. Мой остановился, а друг Никита рванул к этой яме с удвоенной скоростью и прытью. Я еле успела его в полёте схватить. Для него мои объяснения послужили инструкцией к действию.

    • очень интересная статья, спасибо!
      Хотела бы обратить внимание, что для взрослого в статье , наверное,  больше "нельзя", чем для малыша)

      • Спасибо за интересную статью. Многое конечно уже знаеомо и опробовано (с переменным успехом), но есть и кое-что новенькое. 

        еще рекомендуем