22
490

Плавать – раньше, чем ходить

  

null

 

Почему-то никто из родителей не задает себе вопрос: « А зачем вообще ребенка воспитывать?»

Если в семье отношения нормальные, мама и папа – люди достойные, то и дети будут такими же, как они - так считают многие и глубоко ошибаются. Дети (особенно в младенческие и ранние годы) ни физиологически, ни психически не способны безболезненно, без помощи взрослых адаптироваться в социальной жизни, научиться понимать себя, управлять собою.

Это известно давно и так же давно и упорно не замечается родителями.

 Еще в середине позапрошлого века в статье с почти афористическим названием «Быть и казаться» великий русский врач и педагог  Николай Иванович Пирогов  писал:

« Мы  - взрослые беспрестанно нарушаем гармонию детского мира. Переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему НАШИ ВЗГЛЯДЫ, ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ, полагая, что ребенок не понимает, а сами не хотим усвоить, что он прекрасно понимает нас, вот только по - своему».

В этом пироговском «по- своему» второй подводный камень российского воспитания. Берясь воспитывать вопреки возможностям, как физиологическим, так и психическим ребенка, внушая ему чуждое,  и  не соответветствующее возрастным и личностным притязаниям, родители неизменно получают обратный результат.

Поэтому, и возникает необходимость введения в младенческую жизнь наших детей воспитательной программы «Плавать – раньше, чем ходить».

Именно она воздействует и воспитывает на понятном и легко усваиваемом ребенком физиологическом и нервно - психическом уровне. Ведь до нее он круглосуточно находился в водной среде. Сама природа научила его плавать и быть защищенным самой лучшей и энергетической одеждой – водой.

Главное здесь – не упустить время. Начинать занятия надо не позже месяца после рождения. Через 3-4 месяца приобретенные с помощью природы навыки жизни в воде будут утрачены.

Возможно, вы спросите: «Зачем так усложнять себе жизнь? Разве недостаточно других забот?»

Однако берусь утверждать, что поддержание в младенце навыков плавания и ныряния – это не прихоть родительская и не очередное «престижное занятие с детьми», а  физиологическая и педагогическая необходимость.

Все дело в том, кого и для какой жизни собираются воспитывать родители.

На этот, казалось бы, первоочередной вопрос, почти никто из них ответить не может. Потому - что, не знают. А надо бы. Необходимо.

Повторю известную формулу воспитания детей: сильные чувства и страсти, над которыми властвует железная воля. Значит, и воспитывать нам, в наших детях, надо именно эти чувства, навыки, качества.

Вот и стал просматриваться третий подводный камень российского семейного воспитания – отсутствие понимания того, что почти 80% характера, привычек, тормозов в ребенке формируются в возрасте до пяти лет. Остальные двадцать – только шлифовка, внешнее оформление, развитие  - не в глубину, а   вширь.

Программа «Плавать – раньше, чем ходить» - лучший помощник в воспитании необходимых качеств ребёнка с первых дней жизни.

Прежде всего, она укрепляет его имунную систему. Еще в начале восьмидесятых годов прошлого века старейший иммунолог Иосиф Аршавский утверждал, что 90% детей рождаются с «имунной незрелостью». Переходя плавно из водной материнской среды в водную среду ванны, младенец, плавая и ныряя,  физиологически естественно укрепляет и развивает свою иммунную систему, обходясь без крайних термальных точек: проруби и бани.

Дл него энергетика теплой воды (35-36 градусов по  Цельсию) становится органическим продолжением материнской энергетики околоплодных вод.

 Это ощущение материнского тепла вне материнского лона.

Микро педиатрам, известно, что основное содержание родового стресса новорожденного – это подсознательный страх отторжения от матери, младенческая депривация.

Преодолеть ее можно и нужно легко и безболезненно с помощью «Плавать – раньше, чем ходить».

Развивая  в  младенце навыки плавания, мы не только закаливаем, укрепляем его иммунную и нервную систему, но и закладываем на подсознательном уровне привычку к закаливанию, как желаемому и комфортному состоянию.

В  Каире, в Музее древнего искусства, хранятся папирусы с изображением плавающих младенцев, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Они зримый и немой укор нашему сегодняшнему высокомерию, а на самом деле глубочайшему незнанию человеческой природы.

Казалось бы идея раннего детского плавания – проста и доступна всем. Полезность ее очевидна. Но многие ли родители воспользовались ей?

Трудно организовать занятия с ребенком? Ничуть. У всех сегодня есть ванна и теплая вода найдется.

Методика тренировок?    Она тоже вполне доступна.

В теплую ванну опускаете лежащего на спинке ребенка.

На какое время?

    Энтузиаст воспитания ранних навыков плавания врач, президент Медицинского комитета Международной федерации любителей плавания Захарий  Фирсов разработал    « шкалу термовоздействий»  на  ребенка во время плавательных тренировок:

 

Условия

проведения

занятий

Температура

воды в ванне

(в градусах)

Продолжи-

тельность за-

нятий (в ми-

нутах)

Дни проведения занятий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

37 36,5 36 35,5 35 34,5

8 10 11 12 1314 15 1617 181920

Им же разработана подробная методика тренировок и замечания к ней.                

Основной элемент тренировок по младенческому обучению плаванию – поддержка.

Первый способ поддержки — обычный. Это наиболее привычный способ: тело располагается поперек ванны почти перпендикулярно ее продольной оси и поддерживается двумя руками – левая ладонь поддерживает снизу головку ребенка, правая обхватывает сверху вниз (с наружной стороны) область тазобедренных суставов, ладонь поддерживает тело в области таза и нижней части спины. В этом положении ребенка легко можно отдалить от себя или приблизить к себе, прижать к груди. Такой способ поддержки хорош  на первых занятиях и во всех тех случаях, когда ребенок начинает в воде капризничать.

 Второй способ поддержки - солдатиком. Левая рука - как в первом способе, правая - обхватывает ребенка не сверху, а снизу и поддерживает область таза и нижней части спины. Этот способ поддержки применяется на 3—10-м занятиях, а также в третьем периоде (при обучении нырянию).

                       Третий способ поддержки - люлька. Поддержка осуществляется только   одной левой рукой, хотя положение ребенка по отношению к туловищу родителя та-

кое же, как в первых двух способах поддержки. Голова малыша опирается на внутренние части локтевого сустава руки родителя, туловище и таз опираются на его предплечье и ладонь. Таким образом, высвобождается правая рука учителя, которой он может, напри-

мер, взять игрушку, чтобы позабавить малыша; смочить большую губку и выжать из нее воду ему на головку; помассировать и выпрямить его ноги. Этот способ поддержки можно применять на  5—10-м занятиях.

 

                   Четвертый способ поддержки - головой вперед (по отношению к родителю). Этот способ уже  сложнее. Он отличается от предыдущих положением тела малыша, которое теперь расположено не поперек, а вдоль ванны. Родитель же остается в прежнем положении. Ребенок находится на поверхности воды между двумя вытянутыми

вдоль ванны ногами родителя.

                    Прежде чем взять малыша в ванну, родитель должен потренироваться в четком выполнении этих способов поддержки и хорошо запомнить характерное (для данного и следующего способов поддержки) положение своих ладоней: мизинцами вовнутрь, большими пальцами наружу. Мизинцы плотно смыкаются друг с другом, и все пальцы выпрямляются. Таким образом, образуется широкое и гибкое ложе (живая водная подушка для ребенка), которое может легко принять любую форму изгиба и тем самым удобно приспособиться к форме таза, спины и головы малыша.

              Преимущество этого способа заключается в том, что поддержка может быть скользящей. Вначале (3-4-е занятия) ладони родителя подводятся под бедра ребенка, потом (5-6-е занятия) - под таз, далее (7-8-е занятия) - под спину и, наконец (начиная с 9-10-го занятий) , - только под голову.

            При этом способе самым удобным будет следующее положение: ладони родителя находятся под спиной ребенка; на области лучезапястных суставов и нижних частей предплечий лежит голова малыша; своими большими пальцами родитель обхватывает плечи (область плечевого сустава) или верхнюю часть груди

ребенка.

          Пользуясь этим способом поддержки, можно выполнять со своим учеником разнообразные действия: поворачивать (покачивать) тело из стороны в сторону,

вначале с малой амплитудой (на 25-30° в каждую сторону), позже с большой (на 90°, т. е. до положения на боку); передвигать младенца, находящегося в положении на спине, от себя (ногами вперед) и к себе (затылком вперед); сочетать переднезадние и боковые

передвижения; выполнять все перечисленные выше передвижения в различном темпе (медленном, среднем, быстром). Удобство такого, называемого классическим, способа поддержки заключается еще и в том, что своими предплечьями родитель может регулировать положение головы ребенка.

 

         Когда все приведенные выше варианты движений малыш будет переносить нормально (на это может потребоваться 5—6 занятий), можно усложнить данный способ поддержки: родитель  убирает свои большие пальцы с передней области плечевых суставов ребенка и поддерживает его только под затылок — вначале всей поверхностью ладоней, затем только кончиками пальцев обеих рук, потом одной ладонью и, наконец, пальцами одной руки.

 

                   Пятый способ поддержки - головой назад. Он повторяет предыдущий способ, но с той существенной разницей, что ребенок лежит на руках родителя в обратную сторону. Одно из преимуществ данного способа состоит в том, что при поддержке в положении головой назад ребенок видит перед собой лицо родителя.

 Для такой поддержки родитель слегка наклоняется вперед, вытягивает соединенные (соприкасающиеся) в кистях руки, и ребенок затылком опирается на сомкнутые пальцы и полусогнутые ладони родителя, а спиной и тазом — на его предплечья. При таком поло-

жении ноги малыша оказываются между плечами (частями рук от локтевых до плечевых суставов) родителя.

                 Этот непростой способ поддержки может применяться лишь после успешного освоения всех предыдущих.

                Усложнением его будет следующий способ: ладони родителя перемещаются (соскальзывают) под область спины и таза ребенка, при этом голова оказывается без поддержки.

              Иногда младенцы настолько быстро осваивают плавание на спине, что нужда в применении всех перечисленных способов поддержки почти полностью устраняется. Бывает достаточным использовать их на 1-2-х занятиях, после чего надо остановиться лишь на классическом варианте четвертого способа. Тогда уже на 4—5-м занятиях можно

перейти к поддержке ученика одной рукой, а затем и к поддержке шестым способом.

 

              Шестой способ поддержки-проволакивание с помощью одной руки родителя. При этом способе он находится вне ванны и поддерживает голову (или спину)

Поддержка головы ребенка кончиками пальцев своей рукой (правой или левой). В начале на слегка согнутой (ложкой) ладони родителя лежит затылок ребенка, затем опорой для него служат лишь3-4 разведенных кончика пальцев родителя.

           После того как малыш научится самостоятельно удерживать в нужном положении голову, носам держаться на воде еще не может, применяется усложненный вариант поддержки: родитель подводит под область лопаток вначале всю ладонь, а затем не-сколько своих пальцев.

           На первых занятиях этот способ изучается при статическом положении тела ребен-ка, а в дальнейшем - с проволакиванием, с продвижением малыша по поверхности воды за счет легкого усилия родителя, вначале медленно, и с каждым новым занятием, чуть быстрее. Подтянув ребенка к одному краю ванны головой вперед, родитель поворачивает его (поворот выполняется с одновременным подниманием ног свободной рукой родителя) и проволакиванием к другому концу ванны (то же головой вперед).

         Так повторяется 8-10 раз, причем беспрерывно. Таких серий с проволакиванием должно быть в одном уроке от 3 (на 10-12-м занятиях) до 5-6 (с 10-12-го занятия) с 20-30-секунднымй пр

Комментировать от
или
  • А надувной жилет дает отрицательные навыки плавания? Слышала такое мнение о плавсредствах...

  • Мои родители рассказывают, что брат в совсем юном бессознательном возрасте плавал. Не как ребенок на картинке, а на спине по ванной. Без всяких ручек мамы под спинкой и прочих страховок. Реально ПЛЫЛ.

    Жаль, что родители забросили его плавание. Потом учился как и все, уже подросшим.

    И конечно же, большой минус - это отсутствие достаточного по площади водоема в квартире. А то я бы и сама плавала)))

    • А мы раньше очень любили плавать в ванной, но уже надо бы в басейн перебираться)

      • Мы этим летом уже почти научились сами плавать, но тут...лето закончилось)))

        • Какой малыш интересный, плавает, и такой маленький. 

          • Мне тоже очень фотография понравилась, а малыш такой уверенный, как будто так и надо.

          • Ну... это точно, пупсик такой, я бы конечно так не рискнула бы. 

          • Я насколько помню своего ребенка маленький, у него вряд ли бы так получилось это уж точно.

          •                                             Алёна!

            У всех получается. А почему у Вас неполучится. Чем неьше ,тем лучше. Из одной водной среды в другую.

          • Я тоже помнь своего, купаться в ванной он любил очень, плюхкался подолгу, а вот большого озеоа или море он пищал от ужаса, не хотел заходить. 

          • Николай, нам как-то уже поздновато, так как 4,5 года стукнуло уже. Плавает, конечно, но в жилете надувном.

          • Алёна!

            Учите просто плавать. Но без надувного жилета. Это будет и физическое развитие, и закаливание.

          • Николай, все это конечно здорово. Но я сама практически не умею плавать, как же я ребенка-то научу.

          • Полно руководств. Главноеначать. Дети влюбляются вводу мгновенно.

        • Мы тоже плавали с первого месяца жизни, но потом переехали и в доме не было ванной, а только душевая кабинка, так что занятия пришлось отменить(

          •  у нас сейчас тоже только душевая кабинка, а малыш раньше так любил плавать в ванной(

          • Мы сейчас снова пытаемся купаться в ванной, но дочь теперь не понимает(

        • Спасибо большое за такую чудесную статью, моя дочка то же плавать научилась рпньше чем холить))) Поддерживаю родителей которые с раннего детства учат детей плавать. 

          • Я сама плавать не умею,и так боялась,когда сын смело прыгал летом в морскую пучину)))

          • Мы тоже плавали почти с рождения, точнее - с 2х мес, при этом еще и заказялись! 

          • А ведь действительно научится плать в раннем возрасте намного легче чем потом, поэтому я тоже за то чтобы учить ребенка плавать с рождения

        еще рекомендуем