11
59

Раннее развитие: за или против?



Привет! Наверное это тема тут сто раз обсуждалась, но и я решила отметиться))

Все как с ума посходили, и куда ни глянь- везде пытаются детей научить всему на свете с самого рождения!  на форуме одном такая дискуссия разгорелась, одни уже с 6 месяцев ходят в развивающие центры, другие с 5 месяцев дома по карточкам слова изучают, третьи планируют обучать сразу 2 м языкам а потом как подрастет с 3-4 лет записывать на всевозможные кружки...У меня аж психоз всё это читать!)) Понятно, что у каждой мамы своя позиция и каждой маме виднее, что для ее ребенка лучше. А как планируете вы? Считаете ли вы нужным ходить в специализированные развивающие центры? 

ЛИЧНО мое мнение: я полностью ЗА развитие, НО:
1) Я считаю, что в возрасте до года в малыше необходимо развивать мелкую моторику, сенсорику, какие-то бытовые навыки и физическое развитие. И уверена, что этим можно (и нужно) заниматься самой. Реьенок я думаю очень привязан к маме, а таскать такого мелкого на кружки (неизвестно еще как ребенок к этмоу отнесется + новые люди, болячки). там конечно занятия проходят совместно с мамой, но ЛИЧНО мне доставляет огромное удовольствие самой что-то мастерить для Жени и потом играть. Пока она еще мелкая, но вскоре все мои задумки я надеюсь будут реализованы и использваны.
Может и хорошо что ребенок в 3-4 года начнет считать и писать, только вопрос: кому это больше нужно - ребенку или родителям, которые хотят всем говорить "а вот мой...."А что в школе? Ребенку будет скучно.Также я думаю что в дет. саду всему этому учат да и я планирую сама заниматься к школе.
2) По поводу кружков. Сейчас мне если честно сложно судить, так как я мама не опытная. НО я не хочу реализовывать свои детские мечты через ребенка и принуждать к чему то или делать чемпиона (опять таки ради своих амбиций). Естественно, если у нее будет талант к чему-либо и она захочет заниматься чем-то профессионально то ради бога, но отдават ее и на плавание, и на рисование, и в музыкалку, и на ушу какое-нибудь...А когда ребенку играть?? Когда быть с папой и мамой если он круглосуточно на кружках?.....

Когда я росла, никаких развивашек с 6 месяцев не было и в школе (кроме кружка вязания 2 года) никуда не ходила и выросла нормальным человеком))) Захотела и на гитаре научилась играть и языки выучила и т.д.

Комментировать от
или
  • Гении в трусиках

    Кому из родителей, честно говоря, не хочется видеть своего ребёнка одарённым, талантливым. Плохо, когда это стремление подавляет, и иногда и разрушает хрупкий мир детства. Одарённый ребёнок в семье – это не только постоянное удивление его способностями и возможностями, но и заботы, к которым родители часто  не готовы.

    Эта история случилась в середине 80-х. Его видели многие зрители популярнейшей тогда вечерней программе Центрального  телевидения «Взгляд». Озорной мальчишка в одних трусиках.

    -          Я так закаляюсь, - не без гордости заявил он корреспонденту.

    Ленинградцу Жене Численко четыре года, но он с поразительной лёгкостью производит сложнейшие математические вычисления, свободно говорит по-английски. Ещё один вундеркинд, возможно вздохнёт  раздражённый читатель. Опять журналисты вытаскивают на свет гениального ребёнка, опять интервью, невероятные прогнозы.

    Не будем торопиться.. В конце концов,  главное даже не то, что Женя Численко  может, а как он мог стать таким.

    Вчитаемся, вдумаемся в слово «вундеркинд». Дословный перевод его с немецкого – удивительный ребёнок. Часто ли встречаются такие дети? Проводятся ли какие-нибудь психологические, педагогические исследования их? Эти вопросы возникают сразу же. К сожалению, исчёрпывающих ответов на них  сегодня нет. Статистики ранней одарённости просто не существует. Нельзя утверждать, например, что среди детей жителей Европы вундеркиндов больше, чем в Америке или Азии. Но можно проследить условия, тот нравственный, эмоциональный климат семьи, который способствует раннему и бурному развитию талантов  в ребёнке.

    Что всё-таки отличает одарённого малыша от сверстников? Психологи установили: необычно сильный интерес  к какой либо сфере человеческой деятельности, наличие способностей, относящихся к этому интересу.

    Каждое поколение имеет своих «памятных» вундеркиндов. Наши прабабушки и прадедушки восторгались итальянским мальчиком  Вилли Ферреро в шесть лет дирижировавшим симфоническим оркестром, бабушкам и дедушкам памятен юный скрипач Буся Гольштейн, блиставший в 30-х годах прошлого века, поколению 70-х  - алмаатинец Августик Аммонов, исполнявший сложнейшие арии, 80-х – поэтесса Ника Турбина, пианист Женя Кисин, скрипач Вадик Репин.

    О  таких фактах мы и сегодня узнаём, чуть ли не каждый день. Есть ли в них какая-нибудь закономерность? Чаще всего ранняя одарённость проявляется в музыке, рисовании, поэзии. Пристальное изучение многих биографий знаменитых учёных, художников, музыкантов, поэтов говорит, что главное, неординарное качество, отличавшее их с детства -  воображение.

    А Надя Рушева?  Её произведения экспонировались  более чем на100 выставках, у нас в стране и за рубежом. Всего за 12 лет творчества Надя оставила свыше 10. 000 рисунков. Надя почти никогда не работала с натуры. Все её рисунки – это рисунки по воображению. Она как бы закрепляла в них не видимое, а свои фантазии, представления.

    Обострённый интерес к выбранному виду деятельности, способность быстро схватывать необходимую информацию, развитое воображение – необходимые качества одарённых детей. И, конечно, особая нравственно и эмоционально насыщенная атмосфера в их семье. Не секрет, что интерес у ребёнка часто появляется из подражания профессии родителей.

    Но,  мне  бы хотелось   заострить внимание   читателей на другом – так называемых «детях с флюсом». Этот  термин принадлежит доктору психологических наук Леониду Абрамовичу Венгеру – многолетнему руководителю лаборатории  психофизиологии Института дошкольного воспитания  Академии педагогических наук. Учёный доказал, что опережающее развитие всегда идёт за счёт других сторон жизни ребёнка, что его возможности не безграничны и чрезмерные нервно-психические перегрузки часто приводят к срывам. Леонид Абрамович метко определил таких детей как ложных вундеркиндов. Вот на консультацию приводят четырёхлетнего мальчика, который знает названия всех столиц мира, или шестилетнюю девочку, разбирающуюся в архитектурных стилях.

    А вот пятилетний мальчик, с выражением без запинки читающий статью о международных валютных тарифах. Отец умиляется: ни слова не понимает, а как читает! Вундеркинд. На самом же деле это просто «натасканный» родителями на чтении или другие области знания ребёнок.

    Дети способны на очень многое. Вот, элементарный, но кое-что объясняющий факт: программа по музыкальному воспитанию в яслях. Она начинается…с двух месяцев жизни ребёнка. Установлено, что в этом возрасте малыш может различать звуки в пределах октавы и даже меньшего интервала – квинты. Уже к 1,5 годам ребёнок подпевает мелодиям, которые вслед за ним затрудняются повторить даже взрослые. Каждый возраст имеет  свои специфические особенности, свой мир, который ребёнок должен прочесть и пережить. Любое его «натаскивание», резкий скачок на следующую ступень развития угрожают  неиспользованием  возможностей именно данного возраста.

    Августик Аммонов обладал в 5 лет абсолютным музыкальным слухом, исполняя арии Демона, Риголетто. У него была выразительная, экспрессивная  мимика и пел Августик со страстью, даже с трагедийной силой. Но в пять лет переживать трагедию Риголетто – это так неистестественно для ребёнка. Это непосильная нагрузка на его нервную систему. Когда Августика просили спеть что-нибудь ласковое, спокойное, мальчик смущался, вместо него отвечала мать: «Он этого не любит…»

    Как же воспитывали Августика? С года родители часто оставляли его одного. Ему ставили пластинки, и он их слушал. Полное погружение в мир музыки. Эффект необыкновенный. А потом?

    Говорить здесь необходимо не только о голосовых связках, которые ,конечно , при таких сильных нагрузках и не сформировавшемся голосовом аппарате могли просто порваться. А надо задуматься о том, что, родители часто забывают, едва обнаруживается ранний талант или его проблеск – перед ними ребёнок. Тот же Августик, которому дали дудочку, сначала попробовал как она звучит, потом сел на неё верхом, как на лошадку, поехал…

    Никогда нельзя забывать о том, что должно сформироваться в ребёнке-дошкольнике главное, определяющее его нормальное нравственное развитие – его эмоциональная отзывчивость, сопереживание, способность к образному познанию мира, воображение.

    К сожалению, в жертву родительскому тчеславию приносятся нередко не только эти определяющие качества душевного и нравственного мира дошкольников, но и их здоровье.

     Сколько самых различных «новаторских систем» развития, закаливания, воспитания практикуются родителями в семьях, воспитателями и учителями в детских садах и школах? Все они опираются на якобы удивительную способность детского организма пластично, легко переносить нервные и температурные нагрузки. Но ради чего мы приучаем к ним ребёнка?

    Причина часто бывает и такой: чтобы наделить своего ребёнка чем-то необычным. Доказать его уникальность. Попасть в общество вундеркиндов таким путём. Родительское тчеславие можно понять. Нельзя понять другое. Почему эти небезопасные эксперименты ставятся на детях? Вот мнение о столь популярном  в «продвинутых» семьях купании детей в проруби доктора биологических наук Е.Черника: «С точки зрения современной науки предельные холодовые нагрузки требуют чрезвычайного напряжения всех защитных сил организма. Зачастую это напряжение приводит к плачевным результатам. Это так называемая цена приспособления. Наиболее уязвимым в таких ситуациях оказывается головной мозг. Поэтому мы считаем предельные холодовые нагрузки нецелесообразными для растущего организма». Стоит прислушаться к этим словам.

    Ну а если вундеркинд настоящий? Из ряда тех, о которых мы рассказали в начале? Главное – это создать условия для пробудившегося  интереса. Истинные вундеркинды всегда занимаются любимым делом по своей инициативе, проявляя интерес к рисованию, музицированию, сочинению стихов. Вслед за этим к нему присоединяются знания и умения. Психолог  Н.Лейтес , специально изучавший одарённых детей отмечал, что прежде всего они великие труженики. Их способность многое схватывать «на лету» не снижает склонности к труду. Интересно, что даже Альберт Эйнштейн не верил, что «отдельные личности обладают какими-то неповторимыми  дарованиями», он верил только в то, что, «с одной стороны, существует талант, а с другой – высокая квалификация».

    Итак, к интересу, способностям , развитому чувству воображения прибавим стремление к труду – таким и будет эскизный портрет одарённого ребёнка, ранние таланты которого не останутся только вспышкой  детства, но осветят всю его дальнейшую жизнь.

                                        Николай Филиппов,

                                                                         психотерапевт

    • моей доче было 3 года, когда я натолкнулась на активную дискуссию по поводу раннего развития на каком-то женском форуме. ух я там начиталась! у кого-то дети в 2 года уже читают и пишут, у кого-то плавают как рыбки, у кого-то картины рисуют - Рембрант нервно курит в сторонке, кто-то в год стихами заговорил, кто-то плясать начал...
      ​в общем, почитала я все это, и охватила меня депрессия, что моя доча глупая какая-то на фоне современных деток - в 3 года ни читать, ни писать мы не умели.​.. купила я прописи с загогулинками - доча только фыркнула. купила дидактическую игру с карточками - лежат на полке. купили планшетик с играми на математику, логику и грамоту - лежит рядом с карточками... я, вот честное слово, чуть не заревела тогда!
      ​муж мне мозги вправил. рано, говорит, значит ты все это купила! ты видела когда-нибудь, чтоб человек не умел считать? или не знал животных, птичек и кто где живет и что ест? ну глупо обижаться, что девочка в 3 года предпочитает играть в куклы! у нее впереди еще лет 15-20 различного обучения будет! отстань ты от нее!
      ​я отстала. из всего купленного на виду остались только магниты с цифрами на холодильнике. и вот с них-то и началось наше развитие: я составляла из них примеры, а доча решала и ставила ответ. по дороге в детский сад мы играли в дорожные знаки, у нас их много по пути. рассматривали и читали вывески магазинов и объявления, прыгали и считали плитку на тротуаре.
      ​сейчас доче 5,5 лет. доча сама в такой вот игровой форме заинтересовалась и научилась считать (складывать и вычитать) в пределах 50-ти, читать, писать, решать задачки. теперь планшетик - наше любимое занятие.
      ​мы когда-то давно договорились с дочей, что она не просит ничего в магазинах, но 1 раз в неделю - в пятницу - мы покупаем ей что-то вкусное или интересное, по ее выбору, в пределах 100-200 рублей. так вот последние полгода в пятницу она выбирает книги =) со стихами, сказками, раскраски или с задачками на логику и сообразительность.
      ​я спросила воспитателей в детском саду: как сильно мы отстаем в развитии от других детей. на меня посмотрели, как на больную. оказалось, что моя Катька одна из лучших в группе, активная и умная. одна из немногих, кто умеет читать и писать, говорит грамотно и правильно, знает много сложных слов, кроме того у дочи проявился интерес к хореографии, чувство ритма и любовь к музыке, педагог посоветовала уделить особое внимание. а вот рисовать, лепить, клеить и шить ей не очень нравится =))
      ​а вообще, по словам педагогов, многие детки в свои 5-6 лет, ни считать, ни читать, ни писать еще не умеют, не знают правил безопасности на улице и в быту, имеют ограниченный словарный запас, требуется консультация логопеда, рассеянные, шумные, невнимательные, неряшливые, ленивые... короче, просто обычные дети =))

      • да, я согласна. Всё это по большей части выпендреж, отчасти ради того, чтобы вот на таких форумах и писать "ой а мой читает в 2 года" и т.д. Я не говорю что это во всех случаях 100%, может как у Александры С- когда это делается ради ребенка, чтоб направить его энергию, а не преследовть цель сделать из ребенка гения во всех сферах жизни и областях науки))))))))

      • Irina Праздник, который всегда с тобой:) Latina, мне такой вот выпендреж анекдот старый напоминает:
        приходит дедок к сексопатологу и говорит:
        - вот что со мной не так? мой сосед говорит, что он с женой аж по 2 раза за день может, а я только раз в месяц могу...
        а врач отвечает:
        - а вы ГОВОРИТЕ, что по три раза на дню можете =)

        ведь то, что мамочки так активно расхваливают своих деток, вовсе не значит, что эти самые детки в полгода побежали, в год заговорили стихами, а в два прочитали "Войну и мир" =)))

      • точно))

    • Я водила старшую на развивашки, нам тогда было 1,5 года. И я не жалею об этом. Во-первых, нам надо было куда то девать энергию (слишком активная она у меня). Во-вторых, я хотела посмотреть как она будет вести себя с детьми (на будущее, для садика). В-третьих, развивали навыки общения и коммуникации. Плюсы - после развивашек дочка начала разговаривать. В остальном же, всему учу ее сама, дома, по мере необходимости. Мультики мы не смотрим, книжки читать тоже не любим (точнее когда кто-то читает), все сама. Сейчас нам 1,10 - знает все, что должна знать. Называет любую часть тела, считает до 3х, знает около 5 букв алфавита пока.​

      • Не кого не хочу обидеть, если таковые есть на сайте, но это выпендреж родителей между собой. Есть примеры, но физ. развития - это: голову начал держал с роддома, сел в 3 мес., в 4 сказал мама, пополз - в 5 мес., а 6-ти мес. - пошел. и т.д., в 1 год - уже все 20 зубов. Моему 1,4 года - стараюсь развивать сама - читаем книжки, смотрим нормальные мультики, гуляем, развиваем мелкую моторику и т.д. Всему свое время. А как же детство ребенка???????????????????????????

        • вот и мне хочется самой, ведь тут ничего сложного! Я тоже считаю, что в большинстве случаев- это родители делают для себя, а не для ребенка- чтобы похвастать или реализовать свои несбывшиеся мечты.

        • Irina Праздник, который всегда с тобой:) Latina, я считаю, что все эти развивашки просто выкачка денег. всему самому необходимому мама может сама научить ребёнка. Я даже говорила на эту тему с педагогами, со свекровью, она воспитатель, с первой учительницей Иры моей - они все так же считают. Свекровь моя вообще сказала, что сейчас тенденция такая - приводят ребёнка в ясли, который уже буквы знает, цифры, зато не ходить сам на горшок и одеваться не умеет. так лучше бы учили малыша бытовым навыкам, чем буквам и цифрам. К школе можно всё успеть и без раннего развития - и читать, и писать.

        • и я вот тоже так считаю! Ведь в саду готовят к школе, да и мы, родители, всегда можем (если захотим) заметить, если что-то не так и самим заниматься. Мне вот нравится методика Монтессори, как раз ориентированная на обучения бытовым навыком посредством игры и используя самые обыкновенные материалы, которые есть у каждого в доме

        • Irina Праздник, который всегда с тобой:) Latinayes3.gif

      еще рекомендуем